Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:38, реферат
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Содержание
Введение 3
1 5
2
Заключение
Введение
Проблема антимонопольного
регулирования и разработка методов
государственной поддержки
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.
Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства. Интересно для изучения истории развития антимонопольного законодательства в западных странах и в России, а также особенности поддержки конкуренции в этих государствах.
В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в США – и действительно, данная тема разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной.
Два подхода к изучению антимонопольного законодательства (в США и в России) образуют возможность для сравнения данной проблемы.
Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Эта проблема всесторонне исследовалась в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, П.Р.Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.
Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.
В деятельность монополий
государственные структуры
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения или защиты монопольной власти. Идеальной, с точки зрения экономиста, была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но попытка сделать все рынки совершенно конкурентными - нереалистична. Существующие антитрестовские законы готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
1. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
Первый антитрестовский
закон в США, закон Шермана, был
принят в
1890 году не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что
монополии вызывают издержки для общества
в целом, а в качестве ответной меры на
изменения, которые произошли в экономике
США. После гражданской войны 1861-1865 г. железные
дороги связали между собой все районы
страны, способствуя созданию национальных
рынков. В ответ на такое расширение рынков
и в целях ограничения выпуска создавались
корпорации, по размерам превосходившие
существовавшие, причем многие из них
образовывались путем слияния конкурирующих
фирм. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали
угрозу, исходящую от этих новых гигантов.
Например, « Стэндард ойл траст» контролировал
около 90% нефтеперерабатывающих мощностей
страны. И закон
Шермана был принят под влиянием этих
антимонопольных настроений. 1-й раздел
закона Шермана объявляет незаконным
всякий контракт, объединение или тайный
сговор, направленный на ограничение торговли
или коммерции.
Раздел 2-й относит к незаконным действиям
монополизацию или попытку монополизации,
а также объединение и тайный сговор с
целью монополизации.
Два других антитрестовских
закона были приняты в 1914 г. Закон
Клейтона запрещал определенные виды
антиконкурентных действий, а на основании
закона о Федеральной торговой комиссии
была создана Федеральная торговая комиссия
в качестве экспертного органа, помогающего Министерству
юстиции претворять в жизнь антитрестовские
законы.
Закон Клейтона содержал
три основных раздела. Один из разделов
определяет ценовую дискриминацию
следующим образом: « … будет
считаться незаконной … дискриминация
различных категорий покупателей путем
продаж по разной цене аналогичных по
сорту и качеству товаров … в тех случаях
…когда это может повлечь за собой существенное
ослабление конкуренции, или создание
монополии в любой области торговли».*
Другой раздел объявляет противозаконными
акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные
запретом обращаться к услугам конкурента
данного продавца в тех случаях, когда
это может повлечь за собой существенное
ослабление конкуренции или создание
предпосылок для возникновения монополии.
Следующий раздел закона Клейтона запрещает
слияние или покупку фирм в любой области
коммерции в тех случаях, когда это может
повлечь существенное ослабление конкуренции
или создание предпосылок для возникновения
монополий. Как и в случае с законом Шермана,
нормы оценки противозаконности поведения
на основе закона Клейтона изменялись
с течением времени.
Американские экономисты
приводят следующие доводы против предпринимательской
монополии:
1. Неэффективность распределения ресурсов.
Монополисты и представители олигополий считают возможным
и выгодным ограничивать выпуск продукции
назначать более высокие цены по сравнению
с теми, которые существовали в данной
отрасли, будь она организована на конкурентных
началах. Максимизируя прибыли, предприниматель
– монополист уравнивает с предельными
издержками не цену, а предельный доход.
В результате экономическое благосостояние
общества меньше, чем оно было бы при чистой
конкуренции.
2. Непрогрессивность.
Критики считают, что
предпринимательская монополия
не только не является необходимым фактором
экономики, обусловленной масштабами
производства, но и не способствует научно
– техническому прогрессу.
Например, вполне корректно утверждение,
что производственная необходимость требует
крупномасштабного комплексного производства
автомобилей в рамках предприятия. Но
совершенно справедливо и то, что нет технологического
оправдания для существования « Дженерал
моторз», который является, по существу,
гигантской корпорацией, состоящей из
ряда географически обособленных предприятий.
Многие существующие монополии достигли
намного большего размера и имеют более
разветвленную структуру, чем необходимо
для достижения эффекта масштаба.
3. Неравенство доходов.
Монополии также критикуются
как фактор, способствующий неравенству
доходов. Благодаря существованию барьеров
для вступления в отрасль, экономист может
назначать цену, превышающие средние издержки,
и получать соответствующие экономические
прибыли. Эти прибыли могут присваиваться
акционерами и руководящими работниками
корпораций, принадлежащие, как правило,
к группам лиц с наиболее высоким уровнем
доходов.
4. Политические опасности.
Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительственную политику, которое благоприятствует не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов. Крупные компании использовали политическую власть для того, чтобы стать основными получателями экономической выгоды от контрактов на производство и поставку военной продукции, налоговых лазеек, протекционистских тарифов и других привилегий.
Возникает вопрос: как происходит обеспечение исполнения антитрестовских законов?
Действенность любого закона
зависит от решительности, с которой
правительство проводит его в
жизнь и от того, как закон интерпретируется судами. Важным также является определение
рынка: судебные решения, затрагивающие
существующую рыночную власть, часто вращаются
вокруг вопроса о размере доли господствующей
на рынке фирмы. Если рынок определяется
широко, тогда рыночная доля фирмы окажется
маленькой.
Наоборот, если рынок трактуется в узком
смысле, рыночная доля будет большой. Это
трудная задача для суда – определить,
что является соответствующим рынком
для определенного продукта.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены наказания. Это штрафы (до 1 млн. долларов для корпораций); максимальный срок тюремного заключения составляет – 3 года. На практике же только соглашения о поддержании фиксированных цен трактуются как преступления и наказываются штрафами и тюремными заключениями.
Но, многие судебные дела
завершаются постановлениями
Например, отказ от слияния или, наоборот,
от разделения фирмы с целью усиления конкуренции.
Фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.
Надзор за соблюдением
антитрестовских законов
Министерством юстиции США.
Изменения в политическом климате влияют как на энергичность, с которой проводятся в жизнь антитрестовские законы, так и на типы правонарушений, на которых концентрируют свое внимание судебные и контролирующие органы. К действиям государственных органов по обеспечению исполнения антитрестовского законодательства добавляются частные иски с требованием судебного разбирательства или возмещения ущерба. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен решениями об усилении судебного преследования за соглашения о поддержании фиксированных цен. Недавние частные судебные процессы включали как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.
Какова судебная практика в реализации антимонопольного законодательства?
Антитрестовские законы в США не претерпели значительных изменений после 1950 г., однако, подзаконные нормативные акты, реально применявшиеся на практике, изменились весьма существенно. Хотя усилия частных фирм, направленные на соблюдение законов и имеют определенное значение, частные фирмы довольно редко возбуждают крупные дела, требующие больших расходов. Это обусловлено тем, что именно суды, в конечном счете, решают, какие практические действия являются нарушениями и в каких случаях предпринимательское поведение расценивать как ослабляющее конкуренцию. Суды в разные годы придерживались различных мнений о том, какое поведение считать нормой.
Являются ли антитрестовские
законы действенными? Это вопрос можно
разобрать, если выяснить, как антитрестовские законы применялись
по отношению к:
. существующим рыночным структурам;
. слияниям;
. фиксации цен.