Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:38, реферат
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Применение антитрестовских законов к существующим рыночным структурам было мягким. Фирма будет преследоваться по закону в судебном порядке, если она обладает более чем 60% соответствующего рынка и имеются факты, свидетельствующие о том, что фирма прибегла к злонамеренному поведению, чтобы достичь или поддержать свое рыночное господство.
Наиболее знаменательною
«победой» над существующей рыночной структурой было внесудебное
соглашение 1982 г. между правительством
и АТТ
(телефонная корпорация). АТТ было предъявлено
обвинение в нарушении закона Шермана
путем совершения ряда антиконкурентных
акций, направленных на сохранение монополии
на телефонную связь внутри страны. Одним
из пунктов соглашения было решение об
отделении от АТТ двадцати двух региональных
компаний.
Отношение к слияниям
меняется в зависимости от типа слияний.
Правительство обычно применяет антитрестовские
меры по поводу горизонтальных слияний, т.е. слияний двух
конкурентов. Таких, например, как Форд
и Крайслер – на одном и том же рынке, если
их совокупная рыночная доля превысит
15%.
Вертикальные слияния
возникают когда сливаются
Государством не допускаются случаи, когда
фирма обладает более 10% соответствующего
рынка.
После 70-х годов многие
наблюдатели стали утверждать, что
политика по отношению к слияниям
стала слишком жесткой. В частности,
многие вертикальные слияния (между покупателями и
продавцами, например, между производителями
стали и производителями автомобилей)
и конгломераты
(образуемые путем слияния не конкурирующих
между собой фирм и не выступающих друг
для друга в качестве покупателя или продавца,
например, производителями стали и пекарни)
были запрещены, хотя маловероятно, что
они могли ущемить конкуренцию.
Подвергались нападкам и многие горизонтальные слияния (между конкурирующими фирмами), в которые вовлекались мелкие фирмы, действующие на слабоконцентрированных рынках. В новых положениях указывается, что государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальным слияниям или образованию конгломератов.
Горизонтальные слияния на слабоконцентрированных рынках тоже объявлены законными. Выступать против горизонтальных слияний в средне и высококонцентрированных отраслях следовало только в том случае, если бы они приводили к существенному росту уровня концентрации.
Результатом таких действий стала заметная волна слияний производств в США.
К фиксации цен относятся
строго. Начиная с 1940 г. суды дали ясно
понять, что соглашения между конкурентами
об установлении и поддержании фиксированных
цен рассматривается как
США пекарни, а также производители бумаги
и картона часто признавались виновными
в сговоре с целью поддержания фиксированных
цен и ограничении выпуска. В последние
годы несколько фирм были признаны виновными
в искусственном завышении цен при заключении
контрактов на асфальтирование дорог
и скоростных автотрасс.
Антитрестовские законы
не могут непосредственно
Но необходимо отметить, что существуют ограничения из антитрестовского законодательства. В отраслях, являющихся естественными монополиями, в которых издержки падают с ростом объема выпуска, конкуренция не способствует росту эффективности. Такие отрасли, как правило, либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности. Государственные структуры, а не рыночные силы, устанавливают здесь цены. В других отраслях требование неукоснительного соблюдения антитрестовских законов способно повысить их эффективность посредством их усиления и защиты конкуренции.
Важнейшие примеры естественных монополий включают обеспечение водой, газом и электроэнергией, а также местную телефонную связь и канализацию. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономики от масштаба при распределении услуг.
Обеспечением работы естественных
монополий иногда в США занимается
само государство, а не регулируемые
частные фирмы. Так, сегодня работу
водопровода и канализации
(муниципалитеты). В США на государственные
агентства и некоммерческие кооперативы
приходится около 20% объема продаж электроэнергии
и чуть меньшая доля услуг местной телефонной
станции.
Осуществляет ли государство регулирующие
функции или действует в
. цены должны быть максимально приближены
к предельным издержкам;
. прибыли не должны превышать норму;
. производство должно быть
При установлении цен на основе предельных издержек, государство гарантирует, что ценность дополнительно производимой продукции для потребителей равна издержкам ее производства. По вопросу прибыли – для того, чтобы предприятие коммунального обслуживания могло выжить, прибыли должны обеспечивать, по меньшей мере, нормальный доход на капитал. А если цены всегда только возмещают издержки, так что отрасль коммунального обслуживания всегда получает норму прибыли – то у нее нет стимула для минимизации издержек. В этих условиях ожидаемые издержки, а, следовательно, и цены были бы более высокими, чем необходимо. Бремя таких издержек целиком и полностью несут постоянные потребители коммунальных услуг. Поэтому особенно важно, чтобы работники регулирующих агентств проявляли активный интерес к эффективности работы регулируемых или находящихся в государственной собственности фирм.
Экономисты считают, что нежелательно предоставлять естественные монополии самим себе, поскольку слишком малый выпуск будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков.
В одних странах естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как, например, во Франции получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики. Регулирующий орган может в качестве компромиссного решения при установлении цены ориентироваться на равенство спроса и средних затрат, т. е. установить цену, при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. Другим решением проблемы естественной монополии является принятие государством (или муниципалитетом) на себя обязанность предоставлять соответствующий вид услуг. В этом случае государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из государственного (местного) бюджета.
Однако нужно помнить, что само субсидирование является источником неэффективности.
Таким образом, антитрестовская политика и экономическое регулирование деятельности естественных монополий представляет собой ответные меры на проблему монопольной власти. Эта политика не является совершенной. Дебаты по поводу антитрестовской политики всегда привлекают тех, кто выступает за уничтожение правил регулирования (вне зависимости от того, каковы они в настоящий момент), чтобы создать барьер использованию монопольной власти, а также тех, кто полагает, что существующие правила препятствуют эффективной работе предприятий.
Проблемы, связанные с властью монополий (как естественных, так и не являющихся таковыми) – трудны для изучения, но и намного сложнее в реальном мире, где много неопределенности, а цели являются политически заданными.
Резюме.
. Антимонопольное законодательство развитых
стран мира неразрывно связано с деятельностью
большого бизнеса. Сердцевиной антитрестовской
политики является система законов, ограничивающих
действия компаний, ведущие к снижению
конкуренции и установлению монополии.
. Социальные издержки, обусловленные
существованием монополий, возникают
вследствие ограничения выпуска монополистом.
Величина этих социальных потерь измеряется
как сумма разностей между ценностью,
которые потребители устанавливают для
каждой единицы продукции, которые необходимо
произвести, и предельным издержкам ее
производства.
. В естественных монополиях издержки
падают с ростом объема выпуска, а конкуренция
не приносит должного эффекта. Отрасли,
являющиеся естественными монополиями
необходимо регулировать соответствующими
государственными структурами, которые
и должны устанавливать здесь цены.
. Оценки издержек общества, связанных
с монопольным ограничением выпуска, незначительно
по величине: как правило, они составляют
менее
1% совокупного выпуска в
. Поскольку ограничение выпуска соответствует
интересам существующих в отрасли компаний,
то законы, направленные против поддержания
фиксированных цен и слияний в целях создания
монополий, способствуют ослаблению монопольной
власти.
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции в России.
В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.
В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: ѕ всех занятых работали на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность - 94%, черная металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 845, т.е. в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.
«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований»*.
Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство.
Однако реализовать его на практике чрезвычайно
трудно, поскольку речь приходится вести
не о защите конкуренции, а о ее воссоздании.
Тем не менее, государство не только старается
создать условия для развития различных
структур производства, но и поддерживает
конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное
законодательство.
Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили настоятельную потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.
Такое законодательство
начало создаваться с принятием
в 1991 г.
Закона «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках». Этот Закон много раз подвергался
изменениям, что отражало изменения рыночной
среды. Наиболее существенные изменения
были внесены в 1995 г. В этом же году были
приняты законы «О естественных монополиях»
и «О рекламе». Наконец, в 1999 г. принят Закон
«О защите конкуренции на рынке финансовых
услуг». Все эти законы взаимосвязаны
по сфере регулируемых отношений. Они
приводятся в исполнение, как правило,
одними и теми же государственными органами
— федеральным органом исполнительной
власти, Министерством Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства и его территориальными
органами. Многие понятия, используемые
в Законе «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках» как законе основополагающем,
применяются и в иных законах, так или
иначе регулирующих конкурентные отношения.
Все законы имеют общую цель — регулирование
государством поведения на рынке его участников,
обеспечение конкурентной политики и
контроля соблюдения законодательства,
осуществление контроля концентрации
капитала. Совокупность упомянутых законов
и развивающих их правовых нормативных
актов разного уровня обычно именуют законодательством
о конкуренции или конкурентным законодательством
Во всех странах с рыночной экономикой
существуют не только законодательство
о конкуренции, но и системы органов государства,
задачами которых являются отслеживание
и пресечение монополистической деятельности,
зашита конкуренции, применение мер принуждения
и ответственности за антиконкурентное
поведение, сформировалось также и самостоятельное
антимонопольное или конкурентное право.
2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики.
Нет и не может быть
эффективной, базирующейся на современных
научно- технических достижениях, социально
ориентированной экономики без активной
роли государства. За государством всегда
сохраняются классические функции, такие,
как: обеспечение свободы предпринимательства,
стимулирование деловой активности и
борьба с монопольными тенденциями.
Масштабы государственного регулирования,
его конкретные формы и методы существенно
различаются по странам. Они отражают
и историю, и традиции, масштабы страны
и многие другие факторы. Задачи государства
связаны не только с созданием условий
для функционирования рынка, но и с борьбой
против монополизации рынка.
Определяя направления государственного регулирования, мы должны отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур.
Цель государственного регулирования – проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.
Реализация экономических
реформ потребовала создания нового
адекватного законодательства. Важнейшим
комплексом законов, призванных обеспечивать
эффективное продвижение реформ
Несмотря на относительно
небольшой срок существования российского
конкурентного
1. Начальным этапом
считается принятие в 1991 г.
Закона РСФСР «О конкуренции
и ограничении монополистическо
2. Второй этап —
формирование конституционных