Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:38, реферат
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
Полномочия федерального
антимонопольного органа (в настоящее
время
— Министерства по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими
федеральными законами, связанными с функционированием
и развитием товарного рынка. Они различаются
сферой применения, регулируемыми отношениями
и методом регулирования. В связи с этим
представляется целесообразным раздельное
рассмотрение полномочий, определенных
Законом о конкуренции, Законом о естественных
монополиях, Законом о рекламе,
Законом о защите конкуренции, т.е. законами,
составляющими конкурентное законодательство.
Связь полномочий антимонопольных
органов с их задачами. Основной задачей антимонопольных
органов является содействие формированию
рыночных отношений на основе развития
конкуренции и предпринимательства, защита
интересов малого предпринимательства.
Эту задачу можно рассматривать как созидательную.
Ее выполнение неразрывно связано с другой
— государственным контролем соблюдения
антимонопольного законодательства.
Контроль осуществляется по разным направлениям:
предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, предупреждение необоснованной
концентрации капитала. Методы реализации
этих задач дают основания назвать их
репрессивными.
В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
• полномочия, направленные
на развитие конкуренции и
• полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;
• полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства.
Полномочия, направленные
на развитие конкуренции и
А. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Б. Определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта.
В Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.
Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:
А Принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Б. Антимонопольный контроль на торгах.
В. Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.
Г. Право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.
Д. Форормирование и ведение антимонопольными органами Реестра.
Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.
Заключение.
Государство выполняет
в экономической жизни
Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких ошибок.
Выполняя возложенные на него задачи, государство защищает рынки от монополизации, совершенствуя антимонопольные законы.
В итоге можно сделать следующие выводы, характерные для западной
российской экономики:
В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать разнообразное производство и воссоздавать конкурентноспособные фирмы, а затем уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти.