Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:51, реферат
В течение столетий исторического развития товарного производ¬ства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Антимонопольное регулирование – это. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Зарубежный опыть регулирования монополизированных рынков. . . . . . . . . 5
Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
СРС
на тему:
«Антимонопольное регулирование экономики РК»
Алматы, 2012
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Антимонопольное регулирование – это. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Зарубежный опыть
Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Введение
В течение столетий исторического развития товарного производства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.
В странах с развитыми
рыночными системами
Антимонопольная
политика государства всегда
опирается на антимонопольное законодательст
Примером действия такого рода законодательства на практике может служить экономическая действительность США — антитрестовский закон Шермана (1890 г.). Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.
Зарубежный опыт
регулирования
Впервые антимонопольные законы были
приняты в Канаде (1889 г.)
и в США (1890 г.).
Сегодня американское антимонопольное
законодательство считается одним из
наиболее хорошо разработанных и прошедших
достаточную проверку временем. В США основными
законами, регулирующими монополистическую
деятельность и монополизированные рынки,
являются законы Шермана и Клейтона, зак
Антимонопольный закон Шермана
1890 г. составляет ядро антитрестовской
политики в экономической жизни США. Согласно
ему вне закона объявляется "всякий контракт
и всякое объединение в форме треста,
либо в иной форме, а также тайное
соглашение, направленное на ограничение
торговли и коммерческой деятельности. .." В
этом законе также указывается, что "каждое
лицо монополизировавшее, либо пытающееся
монополизировать... какую-либо отрасль
торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке
Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение
его статей квалифицируется
как "тяжкое преступление", карающе
Поправка Селлера—Кефовера (
С точки зрения американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.
Достаточно жестко американское
законодательство относится к слияниям
компаний. Так, горизонтальные слияния
— слияния двух конкурентов, например,
автомобилестроительных "Форд"
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.
В европейских странах
антимонопольное
В отличие от американского
антимонопольного законодательства, ставящего
своей целью, как правило, следование
букве закона, для европейских стран решающим в
антимонопольной политике государства
является принцип "здравого смысла".
Главной целью антимонопольной политики
большинства стран Европы является улучшение
качества продукции за счет широкого развития
конкуренции. В Англии основными
органами,осуществляющими
Во Франции антимонопольное законодательство
действует с 1953 г. Однако активные
действия против монополий начали осуществляться
с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная
Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистиче¬ской деятельности, которые принимаются антимонопольными органа¬ми, не вправе отменять даже президент страны.
Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.
Достаточно либеральным
считается антимонопольное
Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.
Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике
Согласно законодательству Казахстана показателем оценки уровня монополизации выступает доля фиксированного числа предприятий (CR- Concentration Rations). Рынок считается монопольным, а субъект рынка доминирующим, если его доля в общем объеме выпуска превышает 35%. А также, если совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов или совокупная
доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов. Это соответствует мировой практике. В экономике Казахстана наблюдается тенденция не только восстановления, но и усиления монополизации, которая исходит уже не от государства, а от частного и иностранного капитала и оказания мощного лоббистского давления на правительственные органы, с целью получения льгот и преференций. Происходит образование монополистических структур на базе
приватизированных объектов.
Например, Национальная компания «КазМунайГаз» создала торговый дом по закупке, реализации нефти и нефтепродуктов, который злоупотребляет своим положением . Он искусственно снижает цены на нефть, следствием чего является потеря государством налоговых поступлений: понижается налог на сверхприбыль. Нефтепродукция через дочерние структуры торгового дома реализуется по более высокой цене. К примеру, в ноябре 2003 года ТД «КазМунайГаз» заплатил нефтедобытчикам 60 долларов США за тонну сырой нефти, объясняя это низкой ценой реализуемой продукции: бензин АИ-80 продавал по 178 долларов США. В то же самое время через дочерние структуры он реализовывал этот же бензин мелким оптом (не в розницу) – по 330 долларов США за тонну .
Отечественные монополисты стремятся легальными и нелегальными путями платить как можно меньше налогов в бюджет. При среднем коэффициенте налоговой нагрузки промышленных предприятий 20–21%, у ряда предприятий минерально-сырьевого комплекса он ниже на порядок. Все это свидетельствует о неразвитости конкуренции. Неразвитость форм конкуренции направляет2 состязательность не в русло совершенствования технологии и расширения спектра услуг, а в сферу исключительно ценовых параметров, что оборачивается усилением монопольных проявлений, упрощением продукции и сокращением ее ассортимента как метода снижения издержек.
Для снижения уровня монополизации и развития конкуренции государством проводится антимонопольная политика. Антимонопольная политика сегодня определена нормами и правилами поведения субъектов рыночной экономики. Еще Адам Смит говорил: «Пусть люди одной сферы деятельности редко встречаются все вместе; даже для развлечений, так как общение неизбежно приводит к сговору против публики, к чему-то вроде плана
о поднятии цен. Представляется
невозможным предотвратить
применения. Ее вклад в общественное благосостояние на протяжении десятилетий был огромен» .
Антимонопольное регулирование должно быть направлено на создание эффективной конкурентной среды в экономике. Оно не должно приводить к ухудшению экономической ситуации в стране и снижению благосостояния общества, а наоборот, должно стимулировать их рост. Поэтому необходимо тщательно изучать ситуацию на рынке: действительно ли применение жестких антимонопольных мер является единственно возможным путем восстановления конкуренции и не приведет ли к ситуации, когда монопольная власть просто перейдет от одних субъектов рынка к другим. К примеру, закон Робинсона- Пэтмэна (США), запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей.
По утверждению американского экономиста П.Хейне, существующая антимонопольная политика защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, – подчеркивает он, – что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производитель и слишком часто эта политика будет формироваться под давлением стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни» . Поэтому, при проведении антимонопольной политики, государственным органам Казахстана следует руководствоваться «принципом разумности», который означает, что регулированию должно быть подвержено только неразумное ограничение конкурентных возможностей.
Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики РК