Антимонопольное регулирование экономики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

В течение столетий исторического развития товарного производ¬ства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Антимонопольное регулирование – это. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Зарубежный опыть регулирования монополизированных рынков. . . . . . . . . 5
Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

В течение столетий исторического развития товарного производ.docx

— 114.18 Кб (Скачать файл)
     
     
 

 

 

      СРС

           на тему:

«Антимонопольное регулирование экономики РК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Антимонопольное регулирование  – это. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Зарубежный опыть регулирования  монополизированных рынков. . . . . . . . . 5

Антимонопольная политика и  развитие конкурентных отношений в  национальной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В течение столетий исторического  развития товарного производства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.

В странах с развитыми  рыночными системами государство  противопоставляет монополизму весь свой экономический и политический потенциал, находит действенные меры и механизмы демонтажа опасных для экономики монополистических структур. Во многом по этой причине крупные корпорации часто предпочитают воздерживаться от монополистического поведения. И поступают так не только из-за действующих антимонопольных законов, а потому что образованная с участием государства экономико-политическая среда поощряет конкуренцию, а не монополизм. В 80-е гг. эта политика приобрела такие масштабы, которые характеризуют превращение демонополизации в регулярную функцию государства развитых стран, в одно из основных направлений его деятельности вообще. В США, например, преодолением (жестче говоря "укрощением") монополизмазанимаются антитрестовское управление Минюста (650 чел.) и федеральная комиссия по торговле (> 1000 чел.), в Японии — комиссия по справедливым сделкам, во Франции — Совет по делам конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство. Это законодательство включает в себя пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами и предприятиями. Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

Примером действия такого рода законодательства на практике может  служить экономическая действительность США — антитрестовский закон Шермана (1890 г.). Американское законодательство направлено на обеспечение равных стартовых возможностей предпринимательства, на замедление процесса перерастания конкуренции в монополию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарубежный опыт регулирования монополизированных рынков

 

Впервые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

Поправка Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение в седьмой параграф закона Клейтона, в соответствии с которой запретительная практика распространяется на приобретение вещественных элементов активовконкурирующих компаний.

С точки зрения американского  законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении  ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.

Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

Вертикальные  слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.

В европейских странах  антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами,осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

Активная антимонопольная  политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистиче¬ской деятельности, которые принимаются антимонопольными органа¬ми, не вправе отменять даже президент страны.

Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Достаточно либеральным  считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют  льготы дляфирм, осуществляющих НИОКР.

Решение спорных  вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений  в национальной экономике

Согласно законодательству Казахстана показателем оценки уровня монополизации выступает доля фиксированного числа предприятий (CR- Concentration Rations).  Рынок считается монопольным,  а субъект рынка доминирующим,  если его доля в общем объеме выпуска    превышает 35%.  А также,  если совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов или совокупная

доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов.   Это соответствует мировой практике. В экономике Казахстана наблюдается тенденция не только  восстановления, но и усиления монополизации,  которая исходит уже не от государства,  а от частного и иностранного капитала и оказания мощного лоббистского давления на правительственные органы,  с целью получения льгот и преференций. Происходит образование монополистических структур на базе

приватизированных объектов. 

Например,  Национальная компания  «КазМунайГаз»  создала  торговый дом по закупке,  реализации нефти и нефтепродуктов,  который    злоупотребляет своим положением . Он искусственно снижает цены на нефть,  следствием чего является потеря государством налоговых поступлений: понижается налог на сверхприбыль.  Нефтепродукция через дочерние структуры торгового дома реализуется по более высокой цене.  К примеру,  в ноябре 2003  года ТД «КазМунайГаз» заплатил нефтедобытчикам 60 долларов США за тонну сырой нефти,  объясняя это низкой ценой реализуемой продукции:  бензин АИ-80 продавал по 178  долларов США.  В то же самое время через дочерние структуры он реализовывал этот же бензин мелким оптом (не в розницу) – по 330 долларов США за тонну .

Отечественные монополисты  стремятся легальными и нелегальными путями платить как можно меньше налогов в бюджет.  При среднем коэффициенте налоговой нагрузки промышленных предприятий 20–21%,  у ряда предприятий минерально-сырьевого комплекса он ниже на порядок. Все это свидетельствует о неразвитости конкуренции. Неразвитость форм конкуренции направляет2 состязательность не в русло совершенствования технологии и расширения спектра услуг,  а в сферу исключительно ценовых параметров,  что оборачивается усилением монопольных проявлений, упрощением продукции и сокращением ее ассортимента как метода снижения издержек. 

Для снижения уровня монополизации  и развития конкуренции государством проводится антимонопольная политика.  Антимонопольная  политика сегодня определена нормами и правилами поведения субъектов рыночной экономики.  Еще Адам Смит говорил: «Пусть люди одной сферы деятельности редко встречаются все вместе;  даже для развлечений,  так как общение неизбежно приводит к сговору против публики, к чему-то вроде плана

о поднятии цен.  Представляется невозможным предотвратить подобные встречи, используя закон, который был бы выполним и сочетался с понятиями свободы и правосудия. Но, хотя закон не в состоянии воспрепятствовать  такого рода общению,  он не должен способствовать ему,  а также превращать его в необходимость.  Есть множество примеров,  когда доктрина изначальной незаконности действий,  направленных против конкуренции,  будучи использованной, безусловно,  сделала тысячи картелей менее эффективными и не позволила сформироваться еще тысячами других под угрозой его

применения.  Ее вклад  в общественное благосостояние на протяжении десятилетий был огромен» .

Антимонопольное регулирование  должно быть направлено на создание эффективной конкурентной среды в экономике.  Оно не должно приводить к ухудшению экономической ситуации в стране и снижению благосостояния общества,  а наоборот,  должно стимулировать их рост.  Поэтому необходимо тщательно изучать ситуацию на рынке:  действительно ли применение жестких антимонопольных мер является единственно возможным путем восстановления конкуренции и не приведет ли к ситуации,  когда монопольная власть просто перейдет от одних субъектов рынка к другим.  К примеру,  закон Робинсона- Пэтмэна  (США),  запрещавший ценовую дискриминацию,  был направлен,  по сути,  против крупных розничных магазинов и супермаркетов,  которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей. 

По утверждению американского  экономиста П.Хейне,  существующая антимонопольная политика защищает не свободную конкуренцию,  а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, – подчеркивает он, – что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители,  а производитель и слишком часто эта политика будет формироваться под давлением стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни» .  Поэтому,  при проведении антимонопольной политики,  государственным органам Казахстана следует руководствоваться  «принципом разумности»,  который означает,  что регулированию должно быть подвержено только неразумное ограничение конкурентных возможностей.

Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики РК