Антимонопольное регулирование экономики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Описание работы

В течение столетий исторического развития товарного производ¬ства (непосредственной причиной возникновения которого была частная собственность на средства производства) именно рынок был той реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Антимонопольное регулирование – это. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Зарубежный опыть регулирования монополизированных рынков. . . . . . . . . 5
Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

В течение столетий исторического развития товарного производ.docx

— 114.18 Кб (Скачать файл)

 

Государственным органом,  осуществляющим защиту конкуренции, пресечение и ограничение монополистической деятельности,  выступает Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, 3 защите конкуренции и развитию предпринимательства,  деятельность которого направлена на изучение состояния  товарного рынка, уровня конкуренции на нем и разработку на этой основе мер по поддержке,  ограничению,  пресечению и регулированию монополистической деятельности. 

Антимонопольная политика в  сфере естественных монополий нацелена на

определение правовых основ  государственного контроля и регулирование деятельности в сфере естественной монополии, достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии.  В Казахстане к сфере естественных монополий относятся:  транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;  хранение,  транспортировка газа или газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам, эксплуатация газораспределительных установок и связанных с ними

газораспределительных газопроводов; передача и распределение электрической и тепловой энергии;  производство тепловой энергии отопительными котельными,  станциями с комбинированным типом производства;  услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии;  услуги магистральной железнодорожной сети;  услуги подъездных путей при условии отсутствия конкурентного подъездного пути и технологической невозможности либо экономической нецелесообразности его строительства;  услуги аэронавигации,  портов,  аэропортов;  услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;  услуги водохозяйственной и    канализационной систем;   общедоступные услуги почтовой связи.

Государственное регулирование  деятельности субъекта естественной монополии осуществляется посредством    утверждения тарифа  (цены,  ставки сбора); утверждения тарифной сметы; установления временного понижающего коэффициента. Принципами расчета тарифа субъектов естественной монополии выступают:  возмещение объективно необходимых затрат;  возможность получения прибыли,  обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии; право грузоотправителя получать услуги на недискриминационной основе;  устранение практики перекрестного субсидирования.

Процесс формирования затрат предполагает:  регулирование затрат, включаемых в тариф;  ограничение  статей расходов субъекта естественной монополии в пределах нормативов,  утвержденных в соответствии с законодательством Республики Казахстан;  установление перечня расходов,  не учитываемых при формировании тарифа; ограничение прибыли, включаемой в тариф;  согласование применяемых методов начисления износа основных

средств;  согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений,  предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.   Совершенствование тарифной политики в республике проводится посредством внедрения методик расчета тарифа на основе нормы прибыли на регулируемую базу активов, расчета предельного тарифа. 4  В целях повышения эффективности функционирования субъктов естественной монополии,  применяется механизм перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка посредством реструктуризации.  Она проводится по следующей схеме: 

- для технологически отделимой  деятельности естественной монополии создаются отдельные юридические лица; 

- из состава естественной  монополии выводятся структурные подразделения,  соответствующие по своему характеру конкурентной сфере экономики, а также объекты социальной сферы; 

- осуществление контроля  над слиянием и созданием организационно- правовых форм,  усиливающих доминирование естественных монополий в ущерб экономической целесообразности. 

Например,  было осуществлено реформирование электроэнергетической отрасли Казахстана. Переход к рыночным отношениям в отрасли реализовался посредством:

- разделения видов деятельности  в электроэнергетике на конкурентные (производство,  потребление и торговля электроэнергией)  и монопольные (передача и распределение электроэнергии);

- проведения масштабной  приватизации  (крупные электростанции  были проданы стратегическим инвесторам;  ТЭЦ промышленного назначения – крупным промышленным комплексам;  ТЭЦ общего назначения –  частным компаниям или переданы в коммунальную собственность);

- создания Казахстанской  компании по управлению электрическими сетями  (ОАО KEGOC),  в управлении которой находится Национальная электрическая сеть,  осуществляющая функции передачи электроэнергии и централизованного диспетчерского управления режимами производства/потребления электроэнергии;

- создания областных распределительных  электросетевых компаний (РЭК), осуществляющих  функции распределения и торговли  электроэнергией на региональных розничных рынках.

Данная мера позволила  сформировать условия для развития конкуренции между электростанциями за сбыт вырабатываемой электроэнергии. В ближайшее время предполагается провести структурную реорганизацию железной дороги с тем,  чтобы были выделены реальные естественные монополии и конкурентные субъекты.  Проведенная приватизация отдельных участков железных дорог привела не к росту конкуренции на рынке,  а, наоборот,  к появлению еще больших монополистов.  На железных дорогах Казахстана действуют сотни частных собственников,  которые устанавливают тарифы в десятки раз выше, чем это предусмотрено государством. По мнению предпринимателей,  тарифы,  установленные частными владельцами отрезков

железных дорог, завышены в десятки раз .

Железная дорога является сферой,  где необходимо сохранить  монополию государства непосредственно на полотно,  а не вводить конкурентные5 отношения на перевозки.  Основополагающими принципами реформирования железнодорожного транспорта целесообразно установить:

- разделение функций государственного  управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте;

- разделение основных  (непосредственно связанных с  перевозками)  и не основных видов деятельности;

- разделение естественно-монопольного,  конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта.  Усиление государственного контроля в монопольном секторе и осуществление мер, направленных на стимулирование конкуренции;

- обеспечение гарантированного  не дискриминационного доступа  к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса;

- сохранение экстерриториальности  железных дорог. 

При реформировании железнодорожной  отрасли необходимо учесть,  что поддержание управляемости,  бесперебойности не должно приводить к ухудшению условий функционирования железнодорожного транспорта и безопасности перевозок.  Должна сохраняться целостность экономического пространства,  недопустимо разобщение регионов страны,  а также ухудшение транспортного сообщения с другими странами.  Необходимо выполнение перевозок для государственных нужд,  в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства,  и сохранение единой системы диспетчерского управления. В дальнейшем следует добиться

самофинансирования предприятий  железнодорожного транспорта,  то есть уровень тарифов должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенного воспроизводства.

Для контроля и регулирования  деятельности субъектов рынка антимонополным органом формируются и ведутся государственные реестры субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики,  областей,  городов Астаны и Алматы.  Им запрещается устанавливать монопольно высокие  (низкие)  цены;  навязывать контрагенту условия,  не относящиеся к предмету договора,  включать в договор дискриминирующие условия,  которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами рынка.  А также изымать из обращения товары с целью создания или поддержания дефицита на товарном рынке,  либо повышения  (снижения)  цены;  создавать препятствия входа на товарный рынок другим субъектам рынка;  нарушать установленные нормативно правовыми актами порядок ценообразования;  необоснованно сокращать объемы производства или прекращать производство товаров,  на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки. 

Несмотря на это, каждый год  в Казахстане во время посевной и  уборочной страды происходит повсеместное повышение цен на горюче-смазочные материалы.  Причины таких повышений не выяснены до сих пор и не дана6 оценка законности подобных действий со стороны Правительства и Парламента страны. 

Исходя из мирового опыта, одним из механизмов недопущения  проявления монополизма может стать использование в практике антимонопольного регулирования критерия  «сознательный параллелизм»,  который означает,  что, если компании одновременно повысили цены и этому нет никаких экономических обоснований,  такое дело объявляется судом противоправным. Все виновники объявляются участниками  «картельного соглашения».  Они обязаны компенсировать ущерб пострадавшим:  и гражданам,  и компаниям.

Антимонопольным органам  Казахстана следовало бы перенять мировой  опыт в

регулировании деятельности региональных и отраслевых монополий. В связи с бурным ростом в Казахстане компаний, занимающихся сетевым маркетингом,  следовало бы    внести в антимонопольное законодательство дополнения,  связанные с регулированием их деятельности.  В частности, связанные с манипулированием маркетинговой практикой,  путем оплаты набора дополнительных агентов сети  (не включая конечных потребителей);

выставление требований покупки  продукта участником сети до того, как  он был включен в штат компании;  продажи участникам чрезмерно больших объемов товара (в целях складирования); недопущение возврата товара или его возврата на неприемлемых условиях. Эти компании в большинстве своем работают по пирамидным схемам продаж.  В нашей же стране запрещается создание финансовых пирамид,  а многие компании сетевого маркетинга представляют собой именно пирамиду,  но с    более изощренной схемой сбора денег.  В Казахстане на сегодняшний день действуют такие компании сетевого маркетинга,  как  «Орифлейм», «Гербалайф», «Мэри Кей», «Визион», «Дермаджетикс», «Штадафарм», «Цептер».  Для вступления в структуру этих компаний агенту  (новому сотруднику)  необходимо приобрести товар на определенную сумму,  в результате чего он получает начальный капитал (баллы). Баллы могут увеличиваться по двум направлениям:

- реализация продукции  компании,

- привлечение новых агентов. 

Если агент выстраивает  свою структуру из новых агентов,  то получает возможность иметь проценты с их баллов.  А в компании  «Орифлейм»  баллы  новых агентов в полном объеме прибавляются к привлекшему  их агенту. К примеру,  в Канаде компании многоуровневого маркетинга, использующие несколько ступеней сбыта товара,  при которых один участник сбытовой сети получает доход от продажи товара другому участнику, регулируются отдельной статьей закона. За использование «пирамидных схем»

законодательством предусмотрены  жесткие меры наказания в виде больших штрафов и тюремного заключения.

Государственную антимонопольную  политику в Казахстане предпочтительно направлять на создание однородного правового режима деятельности,  как для иностранных,  так и для отечественных хозяйствующих субъектов, с тем, чтобы конкуренция осуществлялась на равных условиях. Тем7 более это актуально сегодня, когда все крупные предприятия находятся либо в собственности иностранных компаний, либо в их управлении.  Основополагающими принципами антимонопольной политики должны стать не запретительные,  а стимулирующие и направляющие функции государства,  которые будут подталкивать предпринимателей к созданию (интеграции) производства научной и инвестиционной деятельности, развитию научно-производственной кооперации.

Антимонопольное ведомство  страны следовало бы вывести из состава правительства и сделать его независимым,  то есть максимально свободным от политического давления при рассмотрении и принятии решений по отдельным аспектам взаимоотношений фирм.  Само антимонопольное законодательство должно применяться ко всем видам деловых предприятий, имеющих бизнес на территории страны,  вне зависимости от их национальной принадлежности, размера или вида деятельности. Данная мера позволит регулирующему органу унифицировать и жестко контролировать внутренний рынок.  Например,  в Канаде Бюро по конкурентной политике является независимым официальным органом,  осуществляющим политику поддержки конкуренции.  Свою деятельность Бюро ведет,  открыто и ясно на основе четкой административной процедуры. Оно разработало руководство к каждой сфере применения политики по регулированию взаимодействия фирм  (слияния и поглощения, доминирующее положение,  деятельность банков и т.д.). Директор Бюро имеет возможность вмешиваться в деятельность федеральных и региональных государственных органов по регулированию отдельных отраслей,  если это необходимо и целесообразно с точки зрения политики поддержки конкуренции.

 Часто большой проблемой для антимонопольного органа становится задача определения уровня конкурентности рынка в условиях структурных преобразований на нем  (слияние,  поглощение,  объединение).  В этом случае целесообразно было бы использовать концепцию  «энергичного конкурента». Суть ее состоит в определении на рынке фирмы, которая выступает в качестве инноватора в области товарного предложения, новых каналов сбыта, технологии производства,  упаковки,  методов стимулирования сбыта,  новой организации компании и принимает участие в агрессивной ценовой стратегии, направленной на понижение цены товара.  Она предоставляет услуги и товары особого качества,  выше среднего уровня,  постоянно расширяет свои производственные мощности и планирует переход к новым видам продукции или новым рынкам.

Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики РК