Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного
регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и
действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем
антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение
источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций
изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих
нормативных актов с учетом особенностей российской экономики
Антимонопольное регулирование в России
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы
монополизации хозяйственной
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство
от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс
гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению
недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как
присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-
административная система по своей сути исключала наличие свободной
конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и
усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования
монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России
необходимости экономических реформ в данной сфере.
Проблемы
монополизации хозяйственной
рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и
широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия
экономических решений по разным вопросам.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для
развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем
в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская
экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации
производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной
властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах
экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России»
контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 %
внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное
регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства
и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных
условий успешного социально-
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного
регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и
действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем
антимонопольного
источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций
изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих
нормативных актов с учетом особенностей российской экономики
Зарубежный опыт
Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного
регулирования экономики является США. Государственное регулирование в этой
стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики,
тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не
национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо
значительной независимостью от органов государства в вопросах построения
внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных
решений.
В основу
комплекса государственных мер,
политику США, заложено общее концептуальное представление, согласно
которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они
имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и
услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по
подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в
результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то
общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае,
когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от
конкурентных в сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок,
таким образом, выступает универсальным регулятором общественного
производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в
каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке
спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Объектом
антимонопольного
институциональная структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным
нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме
находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в
количественном и оптимизировать в качественном отношении производство
потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из
экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между
собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет
характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же
антитрестовского
единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.
Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в
специальном своде хозяйственного права США под названием «Антитрестовское
законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:
Закон Шермана (1890 год).
Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в
экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и
всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное
соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с
иностранными государствами». В этом законе также указывается, что
«каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать...
какую- либо
отрасль торговых операций
иностранными
государствами будет
поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей
квалифицируется как «тяжкое преступление».
Федеральное
правительство США в
право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр
вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного
заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера
получила широкое
быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести
предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших
предприятий.
Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в
результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело
в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить
компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие
случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в
деятельности судебных органов.
Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.
Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение
Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных
программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и
разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не
менее, в
эту пору целый ряд
всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана. Дело
в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе
монополий,
возникших в результате
деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке,
трактовались
здесь расплывчато и
принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:
запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным
ассортиментом;
запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие
действия уменьшали
запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и
деловых предприятий.
Одновременно с Законом Клейтона Конгресс США ратифицировал Закон о
Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт
давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому
органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия
нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за
рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере.
Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании
незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании
независимого от влияния монополистических структур института, имеющего
право возбуждения судебных разбирательств.
Закон Робинсона- Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную деловую
практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.
К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера- Кефовера,
которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния
путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон
горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера
ограничивала вертикальные слияния.
Непосредственный объект антимонопольного регулирования -
хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях
производства и сферах коммерции - столь многогранен, что не может быть
полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в
виде законов. Именно этим объясняется и определенная обобщенность
формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их
толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов
антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов
антимонопольного
Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в
результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения
воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует
необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных
дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для
выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень
видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых
нарушений per se . Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их
число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:
. Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке
между действующими
на нем компаниями-
. Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-
поставщиками или
потребителем продукции в
ее реализации).
. Раздел рынка между
компаниями поставщиками на
. Раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в
результате договоренности между последними.
. Лишение конкурентов
возможности действовать на
Главную работу по государственному контролю за монополистической
деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции,
который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые