Антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта

антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в

российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного

регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и

действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем

антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение

источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций

изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих

нормативных актов с учетом особенностей российской экономики

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование в Росии.docx

— 88.46 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное регулирование  в России

ВВЕДЕНИЕ

 

      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция  на  товарных

рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но  и

широких слоев населения.

      С начала 90-х годов  эти  проблемы  остро  стали  перед  Россией:  без

принятия твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя  надеяться

на успех  экономической  реформы  и  переход  к  рыночной  экономике.  Успех

экономических  преобразований  в  немалой  степени  зависит  от  взвешенной,

выверенной  системы  регулирования  государством  монопольных  процессов   и

конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в  наследство

от командно-административной системы бывшего СССР  достался  целый  комплекс

гигантов-монополистов, особенно важной становится  проблема  демонополизации

экономики и недопущения  усиления роли уже действующих на рынке монополий.

      В России  процесс создания  государственного  контроля  по  недопущению

недобросовестной  конкуренции   фактически   начался   с   нуля,   так   как

присутствующая  еще совсем  недавно в управлении   экономикой   командно-

административная  система  по  своей  сути   исключала   наличие   свободной

конкуренции в хозяйственной  деятельности.

      Поэтому   на  данном  этапе  огромное   значение   имеет   создание   и

усовершенствование   законодательной   базы    по    поводу    регулирования

монополистических  процессов  и  конкуренции,  понимание  населением  России

необходимости экономических  реформ в данной сфере.

      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция  на  товарных

рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но  и

широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально  для  принятия

экономических решений по разным вопросам.

      Развитие     антимонопольного     регулирования   очень  актуально  для

развития   российской экономики, где степень монополизации  рынка  выше,  чем

в государствах с исторически  сложившимся  рыночным  хозяйством.  Российская

экономика унаследовала от советской экономики высокий  уровень  концентрации

производства во многих отраслях хозяйства. В России также  большой  рыночной

властью обладают естественные монополии, функционирующие  в  базовых  сферах

экономики  -  электроэнергетике  и  транспорте.  Так,   «РАО   ЕЭС   России»

контролирует  98%  потребителей  электроэнергии,  «РАО  ГАЗПРОМ»  -   94   %

внутреннего газового рынка,  МПС  -  77%  грузооборота.    Антимонопольное 

регулирование   в сочетании  с поддержкой отечественного  предпринимательства

и  организацией  защиты  прав  потребителей  служат  одним  из  существенных

условий успешного социально-экономического развития   России.

      Целью настоящей  работы является изучение и  обобщение зарубежного опыта

антимонопольного регулирования,  а  так  же  возможность  его  применения  в

российских   условиях,   анализ    основных    принципов    антимонопольного

регулирования в  России  на  основе  сложившейся  экономической  ситуации  и

действующих    нормативных    актов,    рассмотрение     области     проблем

антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;  определение

источников  проблем  антимонопольного  регулирования;   основных   тенденций

изменения  антимонопольного  законодательства  методом  анализа  действующих

нормативных актов с учетом особенностей российской экономики

 

 

 

               Зарубежный опыт антимонопольного  регулирования

 

      Одной   из  наиболее  развитых   стран   в   области   антимонопольного

регулирования экономики  является США. Государственное регулирование  в  этой

стране осуществляется в  отношении отдельной  категории  отраслей  экономики,

тех,  где  зачастую  возникает  естественная  монополия.  При  этом  они  не

национализируются, а действующие  в  них  компании  пользуются  полной  либо

значительной независимостью от органов  государства  в  вопросах  построения

внутренней  системы  организации   производства,   принятия   инвестиционных

решений.

      В основу  комплекса государственных мер,  составляющих  антимонопольную

политику  США,  заложено  общее   концептуальное   представление,   согласно

которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае,  когда они

имеют  возможность  свободно  обмениваться  производимыми  ими  товарами   и

услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что  если  все  сделки  по

подобному  обмену  будут  заключаться  на  уровне  цен,  устанавливаемых   в

результате конкурентной  борьбы  между поставщиками  товаров и услуг,  то

общество в целом получит  больший объем  материальных  благ,  чем  в  случае,

когда часть подобных сделок будут заключаться  по  ценам,  отклоняющимся  от

конкурентных в сторону как завышения, так и занижения.  Конкурентный  рынок,

таким   образом,   выступает   универсальным    регулятором    общественного

производства, его пропорций. При этом вопрос о  том,  что  производить  и  в

каком количестве, объективно решает сам потребитель,  предъявляя  на  рынке

спрос на те или иные виды товаров и услуг.

      Объектом  антимонопольного регулирования  являются поведение компаний  и

институциональная структура  экономики. Последняя,  согласно  антимонопольным

нормам  должна  быть  «эффективной»,  то  есть   при   определенном   объеме

находящихся   в   распоряжении   общества   ресурсов    максимизировать    в

количественном  и  оптимизировать  в  качественном  отношении   производство

потребляемых обществом  благ. Такова, по их мнению, структура,  состоящая  из

экономически и юридически независимых  друг  от  друга конкурирующих между

собой  на  рынке  компаний,  каждая  из  которых  самостоятельно  определяет

характер  создаваемой  продукции  и  объем  ее  выпуска.    Воздействие   же

антитрестовского законодательства  осуществляется  на  состав  хозяйственных

единиц, их экономическое  поведение  и ряд форм взаимоотношений  между ними.

      Важнейшие   принципы   антимонопольной   политики   сформулированы   в

специальном своде хозяйственного права США  под названием   «Антитрестовское

законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:

Закон Шермана (1890 год).

           Этот   закон   составляет   ядро   антитрестовской   политики   в

     экономической  жизни США. Вне закона  объявляется   «всякий  контракт  и

     всякое объединение  в форме треста, либо в иной  форме, а  также  тайное

     соглашение, направленное  на ограничение торговли между  штатами  или  с

     иностранными  государствами». В  этом  законе  также  указывается,  что

     «каждое лицо  монополизировавшее, либо  пытающееся  монополизировать...

     какую- либо  отрасль торговых операций между  несколькими штатами или  с

     иностранными  государствами  будет  считаться   правонарушителем».   В

     поправке  к   этому  закону  от  1974   года   нарушение   его   статей

     квалифицируется  как «тяжкое преступление».

      Федеральное  правительство США в  соответствии  с  этим  законом  имеет

право  привлекать  к  суду  фирмы  и  деловые  предприятия,  причем   спектр

вероятных наказаний достаточно  широк:  от  денежных  штрафов до  тюремного

заключения,  причем  после  введения  поправки  1974  года  последняя   мера

получила широкое распространение.  На  действия  провинившейся  фирмы  может

быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях  суд  может  вынести

предписание  о  децентрализации  и  дроблении   фирмы   на   ряд   небольших

предприятий.

      Кроме   того,  все  частные  лица,  считающие,  что  понесли   убытки  в

результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело

в суде и, в  случае  признания  претензий  обоснованными  -  могут получить

компенсацию, втрое превосходящую  стоимость  нанесенного  им  ущерба.  Такие

случаи стали за  рубежом  в  последнее  время  вполне  обычной  практикой  в

деятельности судебных органов.

Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

           Органы Федерального  правительства,  контролировавшие  исполнение

     Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации  антимонопольных

     программ. Наиболее  запомнившиеся вехи на этом  пути- демонополизация и

     разукрупнение  «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем  не

     менее, в  эту пору целый ряд должностных   лиц  высказывал  сомнения  во

     всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана.  Дело

     в том, что  в этом законодательном акте  ничего не говорилось о   статусе

     монополий,  возникших в результате слияний.  Кроме  того,  многие  виды

     деятельности,   ограничивавшие   конкуренцию   на   свободном   рынке,

     трактовались  здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был

     принят Закон  Клейтона, основные положения которого гласили:

запрещались практически  все формы дискриминации в  ценовой политике;

накладывались ограничения  на реализацию и продажу товаров  с  принудительным

ассортиментом;

запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если  такие

действия уменьшали конкурентную борьбу;

запрещалось совмещение должностей в  советах  директоров  различных  фирм  и

деловых предприятий.

      Одновременно  с Законом Клейтона Конгресс  США ратифицировал Закон о

Федеральной торговой комиссии, который дополнял  Закон  Клейтона.  Этот  акт

давал Федеральной торговой комиссии США - вновь  созданному  и  независимому

органу - полномочия определять в  каждом  конкретном  случае  факты  наличия

нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того,  ФТК  наблюдает  за

рекламной практикой, защищая  потребителей от лжи и обмана  в этой  сфере.

Значение  данного  органа  лежит,  скорее,  не  в   расширенном   толковании

незаконных  средств  и  методов  ведения  бизнеса,  а  именно   в   создании

независимого  от  влияния  монополистических  структур  института,  имеющего

право возбуждения судебных разбирательств.

Закон Робинсона- Питмэна  (1936  год)-  запрет  на  ограничительную деловую

практику в области  торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация  и др.

      К 1950 г.  к закону Клейтона была принята поправка  Селлера-  Кефовера,

которой уточнялось понятие незаконного слияния.  Так,  запрещались слияния

путем  скупки  активов.  Если  законом   Клейтона   был   поставлен   заслон

горизонтальным  слияниям  крупных  фирм,  то  поправка  Селлера   - Кефовера

ограничивала вертикальные слияния.

        Непосредственный    объект    антимонопольного    регулирования    -

хозяйственная практика компаний,  действующих  в  самых  различных  отраслях

производства и сферах коммерции -  столь  многогранен,  что не  может быть

полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными  в

виде  законов.  Именно  этим   объясняется   и   определенная   обобщенность

формулировок  основных   антитрестовских  законов,  и   неоднозначность   их

толкования судами при  разборе конкретных дел, и  эволюция  подходов  органов

антимонопольной защиты к  предмету  их  деятельности,  и  смена  приоритетов

антимонопольного регулирования.

      Неоднозначность  исхода процесса формирования структуры рынка  в

результате стратегических шагов действующих на нем компаний  с точки зрения

воздействия  на  интересы   потребителя   и   общества   в   целом   диктует

необходимость индивидуальной оценки  при разборе конкретных  антимонопольных

дел. Вместе с тем существует ряд общих  правил  (законов)  обязательных  для

выполнения в любом  случае. К их  числу  относится,  прежде  всего,  перечень

видов  коммерческой  практики,  запрещенных  законом  т.е.   так называемых

нарушений per se . Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г.  В их

число вошли, прежде всего, такие  нарушения, как:

 . Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на  рынке

   между действующими  на нем компаниями-поставщиками.)

 . Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-

   поставщиками или  потребителем продукции в целях  навязывания своих условий

   ее реализации).

. Раздел рынка между  компаниями поставщиками на сферы   сбыта.

.  Раздел  и  закрепление   покупателей  между   компаниями-поставщиками   в

   результате договоренности  между последними.

. Лишение конкурентов  возможности действовать на данном  рынке.

      Главную   работу  по  государственному  контролю  за  монополистической

деятельностью в США проводит  антитрестовский  отдел  Министерства  юстиции,

который наделен полномочиями возбуждать судебные дела  против  лиц,  которые

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России