Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта
антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в
российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного
регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и
действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем
антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение
источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций
изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих
нормативных актов с учетом особенностей российской экономики
законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках» нет никаких указаний о критериях и методах определения
границ монопольных рынков, а антимонопольные управления на местах и
(главное) сами предприятия
не имеют необходимых
или инструкций. В результате для антимонопольных органов сохраняется
возможность неоправданно широко толковать понятие «доминирующее положение
на рынке», а для многих предприятий возможность защиты от обвинений в
монополизме выглядит как умышленно затруднённая.
Не совсем
удачными представляются и
формулировки, например, формулировка в законе о конкуренции понятия
«монополистическая
«противоречащие настоящему закону действия... хозяйствующих субъектов...,
направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или)
причиняющие ущерб потребителям». То есть при сохранении нынешней
формулировки понятия «монополистическая деятельность», под антимонопольные
статьи можно, в принципе, подвести любые предприятия.
Уточнения целесообразно было бы внести и в официальные документы о
регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. В частности,
следовало бы, очевидно, внести определённые изменения в пункт 2 «Положения
о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов», где
отмечается, что это Положение распространяется на хозяйствующие субъекты,
занимающие доминирующее положение на рынке определённого товара, дающие им
возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на
рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу
их экономической деятельности. Можно сделать вывод о том, что
государственное регулирование цен будет распространяться на все
предприятия, занимающие доминирующее положение на соответствующих рынках,
независимо от того, злоупотребляют ли они реально данным положением, или
только имеют возможность для таких злоупотреблений. Именно здесь заложена
база для расширительных толкований антимонопольного законодательства со
стороны заинтересованных организаций и лиц. Далее в тексте Положения
сказано, наконец, о том, что решение о введении государственного
регулирования цен принимается
Министерством экономики и
Федерации по представлению Государственного комитета по антимонопольной
политике на основе «анализа последствий злоупотреблений доминирующим
положением на товарных рынках... со стороны предприятия-монополиста».
Очевидно, это обстоятельство надо было бы выделить уже в названии самого
данного Положения. Оставляют желать лучшего и другие пункты с указанными в
них формулировками.
Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с
непродуманной практикой его исполнения. Особенно неудовлетворительной
представляется практика преобладающего использования метода установления
предельного норматива рентабельности не по отношению к фондам предприятий-
монополистов, а по отношению к себестоимости их продукции. Такой метод
критикуется в печати как побуждающий предприятия не к снижению цен, а к
накручиванию издержек, снижению качества и расточительству, снижению
инвестиционной активности предприятий. Недостаточно эффективно ведётся
реализация принятой еще в 1994 году государственной антимонопольной
программы. На одном из заседании Президиума Правительства РФ
представителями Государственного антимонопольного комитета было отмечено,
что за трёхлетний период работы Комитета в него поступило более 11 тысяч
жалоб на нарушение антимонопольного законодательства. К рассмотрению было
принято 2 тысячи дел, но в 1,9 тысяч случаев нарушения были устранены до
передачи материалов в суд.
При этом особо было отмечено, что на долю естественных монополий
приходилось 40% от общего числа принятых к рассмотрению дел. Около 700 дел
касались злоупотреблений местных органов власти, которые устанавливали
незаконные барьеры на пути рыночной конкуренции и перемещения партий
товаров.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не
привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые
заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная
реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным
образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых
конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и
не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой
формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных
технологических и экономических проектов. У него больше возможностей
маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой,
ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам
фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска
малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут
передать на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в
общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше
безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих
предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и
посреднической деятельностью.
Для развития
малого бизнеса необходимы
налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков,
бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров,
а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности,
международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим
пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у
властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Цели и методы
В ходе
реализации антимонопольных
цели:
1. Обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации
2. Обеспечение «прозрачности»
процессов, связанных с
и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов
акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также
прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий,
занимающих доминирующее положение на рынке.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают
соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью
представителями органов власти, в том числе через использование
государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов
совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной
конкуренции на товарных рынках.
Достижение поставленных целей реализуется посредством применения
сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить
следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением
экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты
на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно
повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.
Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к
хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.
Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную
конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут
неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты
на монополистическую
направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на
злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие
злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением
антимонопольного
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание
контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка
ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на
ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети
предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на
товары и услуги.
Закон запрещает
устанавливать монопольно
цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать
дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора,
невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в
договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное
положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на
рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями
(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или
поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен,
хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические
рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают
одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию
сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что
производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что
производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде
производства в России это нереально. Так же нереально выяснить
действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в
условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной
оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному
ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-
монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно
высокие или монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах
с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение
преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с
конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность
применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря
перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут
занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В
этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные
группы.
Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить, во-первых,
соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-
вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или
покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному
признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или
покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.
Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами
на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление
доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется
контроль за экономической концентрацией. Она возникает:
. в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и
объединений;
. когда появляется
возможность для группы