Антимонопольное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта

антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в

российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного

регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и

действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем

антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение

источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций

изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих

нормативных актов с учетом особенностей российской экономики

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование в Росии.docx

— 88.46 Кб (Скачать файл)

      согласованную  политику. Согласно закону "О конкуренции   и  ограничении

      монополистической  деятельности на товарных рынках",  если  предприятие

      достигает   определенного  порога  по  объему  операций,  оно   обязано

      получить   согласие   антимонопольного   органа   на   свои   действия

      (предварительный контроль)  или уведомить его о них (последующий

      контроль).

      Предварительно  контролируются,   во-первых,   создание,   слияние   и

присоединение коммерческих организаций, объединений,  союзов  и  ассоциаций,

если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация  и  разделение

(выделение) государственных  и муниципальных  унитарных   предприятий,  активы

которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия,

доля которого на товарном  рынке превышает 35%  (за  исключением случаев,

когда предприятие ликвидируется  по решению суда).

      Кроме этого,  предварительное согласие требуется,  когда:

    . лицо (группа  лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в  уставном

      капитале  хозяйственного  общества,  если  оно (она)  получает  право

      распоряжаться   более  чем  20%  таких   акций.   Это   требование   не

      распространяется  на  учредителей  хозяйственного  общества  при   его

      образовании;

    . одно предприятие  (группа лиц) получает в собственность  или пользование

      основные производственные средства либо нематериальные активы  другого

      предприятия  и балансовая стоимость  имущества,  составляющего  предмет

      сделки, превышает  10% балансовой  стоимости  этих  средств  и  активов

      предприятия,  отчуждающего имущество;

    . лицо (группа  лиц) приобретает права,  позволяющие   определять  условия

      ведения  предпринимательской деятельности  предприятия или  функции   его

      исполнительного  органа.

      В этих  трех случаях предварительное   согласие  нужно,  если  суммарная

балансовая стоимость  активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100  тыс.

МРОТ,  или  одним  из  них  является   предприятие,   внесенное   в   реестр

хозяйствующих  субъектов,  доля  которых  на  рынке   определенного   товара

превышает  35%,  или  приобретателем  является  группа  лиц,  контролирующая

деятельность этого предприятия.

      При создании  нового хозяйствующего субъекта  учредители освобождены  от

предварительного  контроля,  однако  они должны  уведомить антимонопольный

орган о создании предприятия  в 15-дневный срок после регистрации. В  случае,

если создание  новой  фирмы  ведет  к  ограничению  конкуренции,  МАП  может

потребовать от учредителей  восстановить первоначальные условия. Если же  они

опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то  могут обратиться

в МАП до регистрации и  получить соответствующее заключение.

      Новое   для  российского  антимонопольного   законодательства   понятие

«группа лиц» конкретизирует взаимоотношения  между  материнской  и дочерней

компаниями, то есть при проведении  государственного  контроля  за  сделками

антимонопольный  орган  рассматривает  не  только  стороны,  непосредственно

участвующие  в  сделке,  но   и   те   организации,   которые   контролируют

приобретателя или сами подконтрольны  ему.

      Российское  антимонопольное законодательство  не разрешает действия  или

сделки, в результате которых  возможно установление или  расширение  рыночной

власти   коммерческой   организации,   если   негативные    антиконкурентные

последствия  не  компенсируются  повышением  ее   конкурентоспособности   на

внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль  не  мешает  интеграции

российских предприятий  для конкуренции с зарубежными  фирмами.

      В  целом   контрольная  деятельность  антимонопольного  ведомства  пока

недостаточно  эффективна.  Оно  не  привлекает  отраслевые  министерства   к

проведению  конкурентной  политики  в  отраслях,   не   имеет   следственных

полномочий (в отличие, например,  от  японской  Комиссии  по  добросовестной

торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение  между  ГАК и

Госналогслужбой об обмене информацией и содействии  друг  другу  практически

не выполняется. Суды не применяют  статью Уголовного кодекса, в  соответствии

с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции  может

быть лишен свободы  на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще  и  потому,

что  предприниматели  не  готовы  подавать  жалобы  и  взаимодействовать   с

правоохранительными  органами,  а  антимонопольное  ведомство  не  проявляет

активности в подаче исков  о таких нарушениях.

Запрет  на  недобросовестную  конкуренцию.  Под  ней  понимаются   действия,

направленные   на    приобретение    преимуществ,    которые    противоречат

законодательству, обычаям  делового оборота,  требованиям  добропорядочности,

разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить)  убытки

конкурентам  или  нанесли  ущерб  их  деловой   репутации.   Речь   идет   о

распространении  ложных,  неточных  или   искаженных   сведений,   способных

причинить убытки либо нанести  ущерб,  введении  потребителей  в заблуждение

относительно  характера,  способа,   места   изготовления,   потребительских

свойств и качества товара, а также  о  некорректном  сравнении  собственного

товара с аналогичной  продукцией конкурентов. К недобросовестной  конкуренции

также относится получение,  использование,  разглашение  научно-технической,

производственной, торговой информации или коммерческой  тайны  без  согласия

владельца.

Растет интерес предпринимателей к защите  деловой  репутации  предприятия  и

правовой охране  товарных  знаков  от  их  незаконного  использования.  Так,

швейцарская фармацевтическая компания «Мерк, Шарп и Доум Идеа» обратилась  в

Государственный  антимонопольный  комитет  с  заявлением  о  том,   что   ее

оригинальный препарат  в  качестве  дженерика  производит  словенская  фирма

«КРКА» и распространяет в России под  своей  торговой  маркой.  При  этом  в

рекламе она не сообщает о его побочных  эффектах  и  противопоказаниях,  что

вводит в заблуждение  потребителей, создает  угрозу  их  здоровью  и  наносит

ущерб финансовым интересам  компании «Мерк». Компании «КРКА» было  предписано

прекратить нарушение  антимонопольного законодательства.

      Запреты   на  действия  органов  власти  и  управления,  которые   могут

неблагоприятно  повлиять  на  конкуренцию.   Развитие   рыночных   отношений

предполагает  устранение  прямого  вмешательства   государственных   органов

власти в деятельность предприятий. Законом запрещено  принимать  нормативные

акты  и   совершать   действия,   которые   ограничивают   самостоятельность

предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для  одних  в

ущерб  другим  и  тем  самым  ограничивают  конкуренцию,  ущемляют  интересы

предприятий или граждан.

Однако  власти  субъектов  Федерации  и   органы   местного   самоуправления

допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно  предоставляют

льготы,  ограничивают   создание   предприятий,   вводят   запреты   на   их

деятельность, продажу  или  покупку  товаров,  указывают  на  приоритетность

некоторых  договоров,  произвольно  устанавливают  размеры  регистрационного

сбора,  препятствуют  выходу  на  рынок  товаров   и   услуг   «иногородних»

предприятий и т.п.

      Например, Ассоциация пользователей услуг  транспорта обратилась в ГАК  с

заявлением о нарушении  закона  «О  конкуренции»  со  стороны  МПС,  которое

обязало  собственников  грузовых  вагонов,  не  относящихся  к  парку   МПС,

приобретать новые узлы для  ремонта  вагонов  за  счет  собственных  средств,

несмотря на единые правила  планового ремонта  подвижного  состава  для  всех

предприятий и организаций  независимо от  отраслевой  принадлежности  и  форм

собственности. Это  решение  МПС,  создавшее  дискриминирующие  условия  для

предприятий, имевших собственный  вагонный парк, было отменено.

      Подобные  действия  органов  власти  имеют  экономическую   подоплеку,

желание  угодить  «своим»  предприятиям  или  тем,  кто  обещает  финансовую

поддержку на  выборах.  Между  тем  законодательство  запрещает  должностным

лицам   государственной   власти   и   управления,   во-первых,   заниматься

предпринимательской деятельностью, иметь в  собственности  предприятия;  во-

вторых,  самостоятельно  или  через  представителей  голосовать  посредством

принадлежащих  им  акций  (вкладов,  паев,   долей)   на   общих   собраниях

акционеров; в-третьих, совмещать  функции  органов  исполнительной  власти  и

местного  самоуправления  с  функциями  хозяйствующих  субъектов,  а   также

наделять их функциями  и правами этих органов.

      Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и  т.п.

для монополизации производства или реализации товаров, а также  наделять  уже

существующие  органы  полномочиями,   способными   ограничить   конкуренцию.

Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по  вопросам

создания, реорганизации  и ликвидации предприятий  или  предоставления  льгот

должны согласовываться  с антимонопольным ведомством.

      Реестр  как  инструмент  антимонопольного  контроля.  По   результатам

анализа состояния товарного  рынка и  доли  предприятий  на  нем  (более  или

менее 35%) они включаются  либо  исключаются  из  государственного  реестра.

Делает это МАП,  если  речь  идет  о  российском  рынке  в  целом,  или  его

территориальные   управления   в   случае   региональных   рынков.    Реестр

составляется  для  того,  чтобы  иметь  информационную  базу  о   крупнейших

субъектах   рынка   и   контролировать   соблюдение   ими   антимонопольного

законодательства.

В  реестр  обязательно  попадают   предприятия,   являющиеся   единственными

производителями  в  России  отдельных  видов  продукции.  В  него  включены,

например,  Брянский  машиностроительный   завод   (вагоны   изотермические),

"Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные,  краны укладочные),  Новосибирский

металлургический завод  (листовая  инструментальная  холоднокатаная  сталь),

Магнитогорский металлургический комбинат  (штрипсы  сортовые  качественные),

"Уфанефтехим"  (каучуки этиленпропиленовые),  "Волжское  химволокно"  (нити

полиуретановые текстильные) и др.

Количество включенных в  реестр  предприятий  зависит  от  границ  товарного

рынка, на  котором  определяется  их  доля.  Чем  детальнее  рассматривается

номенклатура  продукции,  тем  больше  предприятий  может  быть  включено  в

реестр. Антимонопольные  органы выявляют  предприятия,  имеющие  значительную

долю лишь в производстве наиболее важной для экономики,  структурообразующей

и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит  о  том,  что  оно  является

монополистом и к нему следует применить ограничительные  меры  -  скажем,  по

ценам,  ибо  само  наличие  крупных  предприятий  не   означает,   что   они

злоупотребляют   своим   доминирующим    положением.    Более    того,    их

монополистическая  деятельность  невозможна,   если   на   рынке   ограничен

платежеспособный спрос  или ресурсы для  развития  производства.  Монопольное

поведение предприятия и  меры  по  пресечению  злоупотреблений  доминирующим

положением строго регламентированы  статьями  5-8  закона  "О  конкуренции",

причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.

Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три  типа:

с развитой  конкуренцией  -  рынки  основных  видов  продовольствия,  зерна,

растительного  масла,  а  также   рынки   транспортного,   строительного   и

машиностроительного комплексов;

олигополистические с  небольшим  числом  производителей  -  рынки  отдельных

товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры,  бытовая  техника).

Они особенно трудно поддаются  демонополизации,  потому  что  при  формальном

отсутствии   доминирования   какого-либо   из    производителей    создаются

благоприятные   возможности   для   монополистического   сговора,    который

юридически доказать довольно сложно;

монополизированные, в том  числе рынки естественных монополий.

      Структура  товарных рынков, характер и уровень  монополизации  экономики

меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия  внутреннего

рынка  для  международной  конкуренции,  банкротства  и  санации   убыточных

предприятий, регулирования  естественных монополий.

      В России  к естественным монополиям относят,  прежде  всего,  РАО  «ЕЭС

России», «Газпром»  и  Министерство  путей  сообщения.  Их  судьба  вызывает

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России