Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:22, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Антимонопольное регулирование" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты и выявить природу антимонопольного регулирования;
2) Сказать об актуальности проблемы антимонопольного регулирования в современных условиях;
3) Изложить возможности решения проблем антимонопольного регулирования;
4) Обозначить тенденции развития антимонопольного регулирования;
Введение 2
1. Сущность антимонопольного регулирования 4
2. Формы и методы антимонопольного регулирования в РФ 12
3. Основные направления развития антимонопольного 20
регулирования в РФ и РТ
Заключение 27
Список литературы 29
Содержание
Введение
1. Сущность антимонопольного регулирования 4
2. Формы и методы
3. Основные направления
развития антимонопольного
регулирования в РФ и РТ
Заключение
Список литературы
Введение
Представленная работа посвящена теме “Антимонопольное регулирование”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема "Антимонопольное регулирование" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики “Антимонопольного регулирования”. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Антимонопольного регулирования". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Антимонопольного регулирования" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к
вопросу о проблеме антимонопольного
регулирования необходимо в целях
более глубокого и
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Антимонопольное регулирование" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа антимонопольного регулирования. Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий, методов и целей проведения антимонопольного регулирования. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Антимонопольное регулирование" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить теоретические
аспекты и выявить природу
антимонопольного
2) Сказать об актуальности
проблемы антимонопольного
3) Изложить возможности
решения проблем
4) Обозначить тенденции
развития антимонопольного
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трёх глав, заключение и списка литературы.
По результатам исследования был обнаружен ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения, улучшения состояния вопроса.
Таким образом, актуальность
данной проблемы определила выбор темы
работы "Антимонопольное
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Антимонопольное регулирование" послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Антимонопольное регулирование", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Сущность антимонопольного регулирования
Одним из типов рыночных структур является монополия.
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Под монополией подразумевается определенная структура рынка, в котором абсолютно преобладает один поставщик или продавец.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
Кстати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Максимизация прибыли монополиста выражена как MR=MC:
Рис.1. График максимизации прибыли при равенстве предельного дохода
предельным издержкам [12, c.512]
Как мы можем проверить, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.1., в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1 , он получил бы добавочную прибыль (МR-МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.
На рис.1. больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2 , он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2. Мы также можем показать алгебраически, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию от Q: p(Q) = R(Q) - C(Q).
По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т.е. Dp / DQ = 0). Тогда
Dp/DQ=DR/DQ - DC/DQ = 0.
Но DR/DQ является предельным доходом, а DC/DQ - предельными издержками, и поэтому условием максимизации прибыли является :
MR - MC = 0 или MR = MC.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Например, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой продукции – Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2 . При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (AC2<AC1). Однако, если рекламная компания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3=Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (AC3>AC1) которая возросла на величину издережек, связанных с рекламной компанией (рис. 1.1.):
Рис. 1.1. Возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки [14, c.235]
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р=МR, то на монополизированном рынке Р>MR.
Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнит взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.
В общем виде можно записать так:
1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (рис.1.2.). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.
Рис.1.2. Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии [14, c.228]
Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
Второй и одной из самых распространенных рыночных структур является олигополия, для которой характерно наличие на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и другие, имеют именно такую структуру [18, c.243].
Как уже было сказано выше, в олигополии присутствует две или более конкурирующие фирмы, так что отрасль не является монополизированной; график спроса каждой фирмы имеет нисходящий характер, поэтому в отрасли не действуют правила совершенной конкуренции как в монополии; в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любые действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что здесь могут действовать принципы ценообразования, схожие с монополистической конкуренцией, при которых каждая фирма может проводить собственную независимую ценовую политику.
Основная модель олигополии характеризуются, во-первых, выпуском как однородной, так и неоднородной продукции. В первом случае говорят о классической, или однородной, олигополии, во втором о неоднородной, или дифференцированной, олигополии; во- вторых, немногочисленность продавцов, которым противостоит множество мелких покупателей. Это значит, что покупатели на рынке олигополии являются ценополучателями, поведение отдельного индивида не влияет на рыночные цены, но с другой стороны, сами олигополисты сами оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники; в- третьих. возможности входа в отрасль (на рынок) варьируют в широких пределах: от полностью блокированного входа (как в модели монополии) до относительно свободного; в- четвертых, для олигополии характерно всеобщая взаимозависимость. Она возникает в условиях конкурентной борьбы, и в условиях, когда достигается договоренность с другими олигополистами и возникает тенденция превращения отрасли в чисто монопольную. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей [16, c.89].
В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.
Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Существуют различные виды картельных сговоров [26]:
-Ценовой сговор (соглашение об установлении и поддержании одной и той же
цены товара или услуги);
-Сговор по разделу рынка (например, по территориальному принципу, когда
одна компания продает товар только на территории одного региона, а другая –
на территории соседнего, не конкурируя между собой и не снижая цены);
-Сговор на торгах (когда участники торгов договариваются между собой, кто
из них выиграет торги
и получит государственный
цене с последующим перераспределением средств между собой. В этом случае
экономии государственных средств не происходит).