Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Антимонопольное регулирование" с точки зрения новейших отечественных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты и выявить природу антимонопольного регулирования;
2) Сказать об актуальности проблемы антимонопольного регулирования в современных условиях;
3) Изложить возможности решения проблем антимонопольного регулирования;
4) Обозначить тенденции развития антимонопольного регулирования;

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность антимонопольного регулирования 4
2. Формы и методы антимонопольного регулирования в РФ 12
3. Основные направления развития антимонопольного 20
регулирования в РФ и РТ
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

антимонопольное регулирование.docx

— 147.10 Кб (Скачать файл)

Если между участниками  сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну. Объем продаж определяется точкой В, где MR = МС. Проекция этой точки на кривую D , т.е. точка А (рис. 1.3.) позволяет определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль (площадь P0ACN).

Рис1.3. Максимизация прибыли при тайном сговоре [14, c.258]

Однако, тайный сговор не может быть прочным длительное время, он пресекается антимонопольным органом.

    Антимонопольное регулирование- деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями (или их объединениями) тех или иных видов производства.

В России борьбой с картельными  соглашениями занимаются подразделения  ФАС (Федеральная антимонопольная  служба), МВД (Министерство внутренних дел) и прокуратура. ФАС России приняла  решение о создании двух новых  управлений – по контролю за органами государственной власти (чтобы пресечь участие чиновников в монопольных сговорах: в России организатором или участником картеля часто является орган власти) и собственно по борьбе с картелями. Указанное управление имеет отраслевые и территориальные органы и тесно взаимодействует со специальным департаментом Министерства внутренних дел в части проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в полномочия ФАС входит возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства и об административных правонарушениях, а также подача исков и заявлений в суд.

Департамент экономической  безопасности МВД и его территориальные  органы, в свою очередь, занимаются оперативно-розыскными мероприятиями, задержаниями, оказанием силовой поддержки и непосредственно ведением уголовных дел.

В Прокуратуре РФ действует  специальное Управление по надзору  за исполнением законодательства в сфере экономики, в сферу компетентности которого входят надзор и государственное обвинение.

Все указанные подразделения  тесно взаимодействуют между  собой на каждом этапе работы по раскрытию картелей. Только за 2010 год было выявлено 1590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке, 226 запрещенных картельных соглашений, 2970 актов органов государственной власти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию. Но при всем этом, необходимо отметить, что для полноценного развития конкуренции в России необходимо также дальнейшее совершенствование законодательной базы [20, с.104].

  2. Методы антимонопольного регулирования в РФ

 

   Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами.

В ходе реализации антимонопольных  мер преследуются следующие цели [13, c.384]:

1)Обеспечение единства  экономического пространства на территории РФ.

2)Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с созданием,  слиянием и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение.

3)Снижение барьеров входа  на товарные рынки.

4)Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5) Активизация работы  по профилактике и пресечению  недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством  применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование госреестра.

 Ограничительные меры  применяются антимонопольным органом  к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Итак, антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60% на 2010 год)[26].

     Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены (рис. 2 ).

 

Рис.2. График регулирования цены [12, c.508]

 

Рис.2. показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm . В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня Рc соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.

Так же закон запрещает  изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Разукрупнение монополистов - очень трудная задача. Административная власть может действовать только превентивно, руководствуясь критериями закона и запрещая такие слияния, которые резко повышают уровень концентрации. Судебная власть не может принять решение о роспуске монополиста только на основании его доли на рынке. Должно быть доказано, что он злоупотребляет своим положением.

Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией  (степени преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм) определяется с помощью коэффициента концентрации (СR) и индекса Херфиндаля-Хиршмана (ННI)[17, c.348].

Индекс СR рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. ННI рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

С увеличением концентрации рынка ННI увеличивается:


 

 

где Si; — доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли (i = 1, 2,..., n), при этом S1 > S2 >…> Sn

     Максимальное  значение, которое может принимать  HHI, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одним предприятием (  НН1=1002 =10000).

Если на долю одного гиганта  приходится 90.1% всей продукции отрасли, а доля каждого из 99 остальных  предприятий составляет лишь 0.1% общего выпуска, то HHI = 90.12 + 99 * O.I2 = 8119. Это рынок доминирующего предприятия с конкурентным окружением.

Если же рыночные доли всех 100 предприятий равны и каждая составляет 1% общего выпуска, то HHI =100*12 =100. Чем выше значение HHI тем меньше количество фирм  в отрасли, тем выше их монопольная власть.

Если HHI < 1000 , рынок оценивается как неконцентрированный («достаточно многочисленный») и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.

При 1000 < HHI < 1800 рынок считается умеренно концентрированным, но если HHI > 1400, его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции.

При HHI > 1800 рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным».

    В этом случае действуют две нормы.

-Если в результате  слияния HHI увеличивается на 50 пунктов,  оно, как правило, разрешается. 

- Если же после слияния  HHI увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается.

-Рост HHI на 51-100 пунктов является  основанием для дополнительного  изучения допустимости слияния.

В Законе "О защите конкуренции" (запрет на соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию), доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует количественные границы монопольной власти. Критерием этих границ также определена следующая величина доли рынка, если:

-хозяйствующий субъект  обладает долей рынка в пределах  от 65 до 100%, его положение признается  доминирующим;

- доля хозяйствующего  субъекта на товарном рынке  составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами;

-доля хозяйствующего  субъекта на рынке не превышает  35% , его положение не может  быть признано доминирующим, и  соответственно, на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Долю на рынке продукции согласно реестру ФАС России более 65% (на 2010 год) имеют такие компании, как "Газпром", "Камаз", "Норильский никель", "Аэрофлот" и др.[20, c.16].

Для определения доминирующего  положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.

Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным  антимонопольным регулированием в  странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

- правительственные заказы;

- налоги;

- проценты;

- государственные субсидии.

Используя эти рычаги, государство  имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

В России функции федерального антимонопольного органа, контролера за деятельностью естественных монополий и соблюдением законодательства о рекламе возложено на Федеральную антимонопольную службу.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они  должны уведомить антимонопольный  орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в ФАС до регистрации.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных, ему трудно получать требуемые сведения.

Федеральная антимонопольная  служба является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Информация о работе Антимонопольное регулирование