Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа
Объект исследования – государственное регулирование экономики.
Предмет исследования – антимонопольная политика. Цель исследования – изучить особенности антимонопольной политики РФ и за рубежом.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи: изучить историю возникновения антимонопольного регулирования; рассмотреть российское законодательство о борьбе с монополиями; выявить методы борьбы с монополиями.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект антимонопольной политики 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 История возникновения антимонопольного регулирования 7
Глава 2. Способы реализации антимонопольной политики 10
2.1 Методы борьбы с монополиями 10
2.2 Антимонопольное законодательство 12
2.2.1 Необходимость антимонопольного законодательства 12
2.2.2 Цели антимонопольного законодательства 13
2.2.3 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 15
2.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования 17
Глава 3. Антимонопольная политика в России 21
3.1 Особенности антимонопольной политики в России 21
3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ 25
3.3 Методы антимонопольной политики в РФ 26
3.3.1 Ограничительные меры. 26
3.3.2 Контроль над усилением экономической концентрации 27
3.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию 29
3.3.4 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию 29
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Оглавление
Если бы рынки обладали только достоинствами и у них не было серьезных недостатков, то не было бы и необходимости их регулировать со стороны государства. Между тем, как видно даже из очень благосклонной к рынку неоклассической теории, рынок отнюдь не обязательно гарантирует оптимальность и высшую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Тенденции к росту регулирования и контроля оставалась весьма сильной на протяжении всего ХХ века, и даже некоторое ослабление государственного регулирования на Западе в последние 10-15 лет не привело к его исчезновению. От государственного регулирования так же невозможно уйти, как и от рыночных отношений. Антимонопольное регулирование одно из важнейших задач государства. Особенно эта проблема очень актуальна для России.
Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоемко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.
В связи с этим возникает проблема регулирования деятельности экономических агентов, которые своими действиями потенциально или реально создают угрозу конкурентной среде и, зачастую, общественному благосостоянию.
Объект исследования
– государственное
Предмет исследования – антимонопольная политика. Цель
исследования – изучить особенности антимонопольной
политики РФ и за рубежом.
Исходя из цели необходимо решить следующие
задачи: изучить историю возникновения
антимонопольного регулирования; рассмотреть
российское законодательство о борьбе
с монополиями; выявить методы борьбы
с монополиями.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов: с точки зрения рыночной структуры, с точки зрения рыночного поведения, с точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Давая же определение
монополии с точки зрения рыночного
поведения, теория монополии изучает
использование субъектом
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами: монопольно высокими ценами, ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Одним из главных признаков монополии является то, что монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей. Так же то, что производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители). Монополии присуще то, что вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру: крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств; система лицензий на выполнение отдельных типов работ; монопольное право собственности на использование определённых ресурсов; нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом; сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида
монополии: закрытая, естественная и
открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая
от конкуренции юридическими ограничениями,
патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Естественная
монополия возникает в отрасли, в которой
долгосрочные средние издержки достигают
минимума только тогда, когда одна фирма
обслуживает весь рынок целиком. В такой
отрасли минимальный эффективный масштаб
производства близок к количеству или
даже превосходит то, на которое рынок
предъявляет спрос по любой цене, достаточной
для покрытия издержек производства. В
данной ситуации разделение выпуска между
двумя или большим количеством фирм приведёт
к тому, что масштабы производства будут
неэффективно малы. С естественными монополиями,
в основе которых лежит экономия на масштабах
производства, тесно связаны монополии,
базирующиеся на владении уникальными
природными ресурсами, о чём говорилось
ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление
не означает, что все предприятия-
Учёными выделяются несколько последствий монополизации: недопроизводство товаров, завышение цен, предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли, Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
Монополизм — явление столь древнее и привычное для человечества, что, казалось, справиться с ним просто немыслимо. Более того, некоторые экономисты (Карл Маркс и его последователи) считали, что непобедимый монополизм, в конце концов, просто «разъест изнутри» экономики рыночного типа и их надо срочно заменять на плановое государственное хозяйство под названием «социализм».
К концу XIX в. экономисты
и правительства ведущих держав
мира, наконец, тоже осознали весь масштаб
опасности монополий и
Уже самый первый антимонопольный закон (закон Шермана), отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополии. Суды США стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% и более продаж определенного товара (в Великобритании эта норма принята даже на более низком уровне — 33%). За попытки монополизировать рынок руководителей фирм стали наказывать лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы — денежными штрафами, превышающими в 3 раза ущерб, нанесенный покупателям (а иногда и тем и другим вместе).
Сегодня подобные законы существуют почти во всех странах мира. При этом наказанию подлежит не сама монополия как таковая, а стремление к монополизации рынка, то есть проведению определенной экономической политики на основе монопольной власти над рынком. Основаниями для судебного преследования монополиста обычно являются искусственное завышение цен и снижение выпуска продукции. Это стандартные ходы любой компании, сумевшей разрушить на рынке своих товаров механизм совершенной конкуренции. Например, в 1961 г. правительство США доказало наличие тайного сговора о ценах (картеля) между крупнейшими электротехническими компаниями страны, в том числе «Дженерал электрик» и «Вестингауз». Семеро руководителей фирм отправились в тюрьму, а на фирмы были наложены огромные штрафы: 2 млн. долл. им пришлось уплатить в казну США, а 100 млн. долл. — своим покупателям, пострадавшим от монопольного завышения цен.
Во многих странах, в том числе и в США, закон возлагает ответственность за монопольное поведение не только на фирмы, но и персонально на их руководителей. По американским законам на них могут быть наложены штрафы размером до 10 тыс. долл. При этом каждый день продолжения прежней монопольной практики после решения суда рассматривается как самостоятельное экономическое преступление и наказывается отдельно.
К числу наиболее широко
применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относится предельное
упрощение процедуры создания новых фирм.
Разрушают контроль над рынком отечественных
монополистов снятие всех барьеров во
внешней торговле и открытие внутренних
рынков для зарубежных фирм. Один из действенных
методов борьбы - принудительное разделение
крупнейших фирм-монополистов на несколько
более мелких и независимых друг от друга
(как это было проделано некогда со «Стандарт
Ойл»). Со стороны государства возможно
введение государственного контроля за
процедурами слияния и поглощения фирм,
а в некоторых случаях — установление
порядка, при котором поглощения и слияния
возможны лишь с разрешения государства.
Так же введение в особо сложных случаях
(чаще всего это относится к естественным
монополиям) прямого государственного
контроля за ценами и заработной платой.
Последнее связано с тем, что в определенных
ситуациях профсоюзы, если они достаточно
массовые, трактуются законом как монопольные
продавцы на рынке труда. Карательным
методом является наказание фирм за проведение
политики ценовой дискриминации.
Однако некоторые формы
монополии современная
эффективного маркетинга; разработки и освоения новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. Слова «не лишаясь прибыли» стоят того, чтобы обратить на них внимание. Дело в том, что одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, также караемый по закону.
Выгода демпинга в том, что он позволяет вытеснить с рынка конкурентов и стать монополистом. А уж тогда можно взвинтить цены и с избытком компенсировать потери прибыли от продаж по демпинговым ценам. Поэтому антимонопольные органы строго проверяют фирмы, продающие свои товары значительно дешевле, чем их конкуренты. Многие страны карают демпинговую практику и иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их национальные рынки. Конечно, граждан другой страны нельзя посадить в свою тюрьму по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства. Но повысить цену товаров до уровня местных производителей вполне возможно. Для этого уличенные в демпинге иностранные фирмы обязывают уплатить при ввозе товаров в страну дополнительную плату.
Надо сказать, что многие российские фирмы были наказаны в результате антидемпинговых разбирательств в ряде стран Европы и в США. Их обвинили в попытке захватить рынки сбыта за счет продажи товаров по «бросовым» ценам и покарали введением повышенных импортных пошлин (иногда в размере до 100% цены). Например, осенью 1995 г. швейные фирмы США подали жалобу на демпинг со стороны российских фирм, которые предложили на американский рынок большую партию женских пальто по смешной цене — 100 долларов. Скорее всего, в действительности российские фирмы были неповинны в демпинге — просто у них были исключительно низкие затраты на производство из-за крайней заниженности заработной платы в России и относительной дешевизны других видов производственных ресурсов.
Но страх перед демпингом
и последующей гибелью