Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа
Объект исследования – государственное регулирование экономики.
Предмет исследования – антимонопольная политика. Цель исследования – изучить особенности антимонопольной политики РФ и за рубежом.
Исходя из цели необходимо решить следующие задачи: изучить историю возникновения антимонопольного регулирования; рассмотреть российское законодательство о борьбе с монополиями; выявить методы борьбы с монополиями.
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект антимонопольной политики 5
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 5
1.2 История возникновения антимонопольного регулирования 7
Глава 2. Способы реализации антимонопольной политики 10
2.1 Методы борьбы с монополиями 10
2.2 Антимонопольное законодательство 12
2.2.1 Необходимость антимонопольного законодательства 12
2.2.2 Цели антимонопольного законодательства 13
2.2.3 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 15
2.3 Мировой опыт в области антимонопольного регулирования 17
Глава 3. Антимонопольная политика в России 21
3.1 Особенности антимонопольной политики в России 21
3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ 25
3.3 Методы антимонопольной политики в РФ 26
3.3.1 Ограничительные меры. 26
3.3.2 Контроль над усилением экономической концентрации 27
3.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию 29
3.3.4 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию 29
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.
Речь идет о
распространении ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинить
убытки либо нанести ущерб, введении
потребителей в заблуждение относительно
характера, способа, места изготовления,
потребительских свойств и
Растет интерес
предпринимателей к защите деловой
репутации предприятия и
Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.
Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления: во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме того, не
разрешается создавать
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран
в антимонопольном
В данной курсовой работе были рассмотрены основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список используемой литературы