Антимонопольное законадательствово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:12, лекция

Описание работы

Термин монополия пришел из греческого языка и означает «продаю один». В этом случае вся торговля одним товаром ли услугой находится в одних руках [5, с.579]. Однако при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина «монополия», так как в реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. Итак, монополия есть такое состояние товарного рынка, в котором хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на определенном сегменте товарного рынка при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Содержание работы

1.Понятие монополии,признаки и виды;
2. Соотношение монополии и конкуренции;
3. Источники антимонопольного права;
4. Субъекты антимонопольного права.

Файлы: 1 файл

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ.docx

— 23.20 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное зак-во

1.Понятие  монополии,признаки и виды;

2. Соотношение  монополии и конкуренции;

3. Источники  антимонопольного права;

4. Субъекты  антимонопольного права.

1. Понятие монополии,признаки и виды

Термин монополия пришел из греческого языка и означает «продаю один». В этом случае вся торговля одним товаром ли услугой находится в одних руках [5, с.579]. Однако при анализе монополии важно учитывать неоднозначность термина «монополия», так как в реальности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один – единственный производитель товаров, не имеющих субститутов.

Итак, монополия есть такое состояние товарного рынка, в котором хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на определенном сегменте товарного рынка при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий:

Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Поскольку на монопольном рынке действует одна фирма, то поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.

Контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальный доход.

Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы; наличие положительного эффекта масштаба и др. Существуют следующие виды монополий:

Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии управляют трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования. Признаки естественной монополии:

1. Действие  закона распространяется на строго  определенные сферы хозяйствования (их 9). Эти сферы определяют границы  правового режима регулирования  деятельности федеральных естественных монополий.

2. Удовлетворение  спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции - поскольку  издержки производства на единицу  товара существенно понижаются  по мере увеличения объёмов производства.

3. Товары, производимые  субъектом естественной монополии, не могут быть заменены в  потреблении другими товарами - поскольку  данные товары удовлетворяют  важнейшие потребности населения и являются незаменимыми.

4. Спрос на  данном товарном рынке является  неэластичным. Он стабилен, и даже  если цена повысится, спрос никуда  не денется. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу не зависящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Итак, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус «естественной», т. е. законодатель признает временный характер той или иной естественной монополии (поскольку определяет ее через состояние товарного рынка).

Существует перечень сфер деятельности, в которых действует исключительный режим естественной монополии (ст. 4 Закона о монополии):

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии. Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (п. 3 ст. 3 Закона о монополиях). Формулировка Закона «субъекты естественных монополий» некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка.

Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих субъектов.

 

Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Другие федеральные законы содержат указания на возможность осуществления естественно-монополистической деятельности и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 29 декабря 2006 г. № 245-ФЗ) оператором связи (т. е. субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи.

Аналогичное правило содержится в ст., 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г, № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 22 августа 2004 г, № 122-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, имеет место несогласование соответствующих норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов.

Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, например финансово-промышленные группы и холдинги.

Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и осуществления контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой.

Государственная монополия - монополия государства на производство и/или реализацию товаров массового потребления. осударственные монополии - это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия = закрытая (легальная) монополия.

Государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак

Государственная монополия на территории РФ Установлена в отношении следующих видов деятельности:

1. На основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.

2. На деятельность  в области военно-технического  регулирования.

3. На эмиссию  наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения на  территории РФ.

4. На опробирование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, на регулирование экспорта необработанных алмазов.

5.На производство  и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и сприртосодержащей продукции.

6.На экспорт  и (или) импорт отдельных видов  товаров, когда исключительное право  на совершение таких операций  предоставляется ГУПу.

Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.

Конгломерат (концерн, холдинг) - несколько ра егальные (от лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки).

Искусственные монополии.

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы - картели и синдикаты.

Картель - это союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.

Синдикат -это объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

 знородных, но финансово взаимно интегрированных хозяйствующих субъектов.

Особенность ценообразования при монополии заключается в том, что, в отличие от совершенно конкурентной фирмы, монополист может получить максимальную прибыль, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.

Пределами роста цен на рынке монополии являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса

Временные монополии

Это возникновение временного отсутствие конкуренции,появление нового товара на рынке,которое исключает права на изобретение и др,другими словами Временная монополия, возникающая тогда, когда предприниматель, вводя в свое предприятие улучшения, неизвестные другим предпринимателям, доставляет добавочную прибыль. Но эта монополия существует до тех пор, пока введенные улучшения не станут общим достоянием всех предпринимателей данной отрасли про- пзводетва. 2) Монополия, связанная с. количественной ограниченностью производимых вещей, например, редкого сорта вина. :>) Монополия, обусловленная привилегиями. Под эту категорию Сенпор п подводит доход от наследства. По в целях апологетики монополии под эту ;ке категорию он подводит и доходы от крупных талантов, а также заработную плату квалифицированных рабочих. Доход наследнпка-мпллпонера, доход выдающегося, скажем, нртнгта и доход квалифицированного рабочего очутились под одной рубри-кой и обязаны своим существованием монополии. 4) Наконец, монополия в виде владения землей, доставляющая ренту.

2.


Информация о работе Антимонопольное законадательствово