Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание работы

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..
1.1. Определение монополий…………………………………….
1.2. Виды и типы монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования
Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования
2.1. Основные современные тенденции мирового
антимонопольного законодательства
2.2. Антимонопольное законодательство США
2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства
Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……
3.3.О недобросовестной конкуренции
3.4.Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства Республики Беларусь
Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год
Заключение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Литература

Файлы: 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать файл)

- порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

- порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

- порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная  политика направлена на ограничение  монополистической деятельности и  создание здоровой конкуренции. Антимонопольная  политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников  и равных условий конкуренции  для предприятий всех форм собственности. В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики  в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи  необходимо определение статуса  и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. 
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей. В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики  по-новому ставит проблему оценки экономической  концентрации при создании хозяйственных  и финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная  политика должна способствовать таким  тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность  отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может  рассматриваться как один из элементов  государственной экономической  стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке. Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг. Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений антимонопольной  политики является работа по созданию условий для ликвидации самих  возможностей злоупотребления монопольным  положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость  регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. Дальнейшего развития и разработки потребует методологическая база по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

 

 

 

3.3. О недобросовестной конкуренции

Рассмотрение вопросов, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения  недобросовестной конкуренции, осуществляется Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, в соответствии  с Положением о Департаменте ценовой политики, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967, а также управлениями антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома, в соответствии с Положениями об управлениях антимонопольной и ценовой политики, утвержденных решениями облисполкомов, Мингорисполкома. Департамент рассматривает заявления (обращения) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции в случаях, когда неправомерные действия осуществляются на республиканском товарном рынке либо на местных товарных рынках нескольких областей. Управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают заявления (обращения) в случаях, когда неправомерные действия осуществляются на местных товарных рынках. Антимонопольный орган при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов  по вопросам недобросовестной конкуренции руководствуется Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон), и порядком, установленным Инструкцией о рассмотрении  заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61 (далее - Инструкция).

В отношении интеллектуальной собственности, сфера применения Закона распространяется на отношения, вытекающие из охраны товарных знаков, только в случаях, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции (п. 2 статьи 3 Закона). В соответствии со статьей 14-1 Закона любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, – недобросовестная конкуренция – не допускается.

Согласно статье 1 Закона под «недобросовестной  конкуренцией» понимаются любые  направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Таким образом, только совокупность трех признаков недобросовестной конкуренции: направленность действий хозяйствующего субъекта на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречие действий хозяйствующего субъекта требованиям Закона или требованиям добросовестности и разумности; способность действий хозяйствующего субъекта причинить  убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации, является достаточной для принятия антимонопольным органом, в установленном порядке (коллегией Департамента или комиссией управлений антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома), факта недобросовестной конкуренции. При этом необходимым условием является наличие между хозяйствующими субъектами конкурентных отношений на одном и том же товарном рынке в рамках одних и тех же географических границ. Вместе с тем, зачастую при подаче заявлений отсутствуют не только доказательства осуществления противоправных действий, а также совокупность признаков недобросовестной конкуренции, но и наличие конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление. Кроме того, прилагаемые к заявлению документы представляются не в подлиннике или надлежаще заверенных копиях, без указания сведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта, как требует установленный Инструкцией порядок. В связи с этим, рассмотрение такого рода заявлений в некоторых случаях не представляется возможным, а сбор доказательств, подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, отодвигает сроки вынесения решений. Как показывает практика, в нарушение принципов добросовестности и разумности участились случаи регистрации товарных знаков, с использованием чужого интеллектуального труда,  направленные на вытеснение конкурентов с рынка. Соответственно, решения, принимаемые антимонопольным органом по пресечению действий владельцев товарных знаков, связанные с их регистрацией и направленные на ограничение конкуренции, послужили основой прецедентной судебной практике. Судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь были рассмотрены жалобы физического и юридических лиц  (в 2009 году – 4, в 2010 году – 4) на действия Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь по принятию решений коллегией Департамента о признании действий, связанных с регистрацией товарных знаков, недобросовестной конкуренцией.

Судебная коллегия полностью подтвердила  обоснованность решений Департамента ценовой политики Министерства экономики  Республики Беларусь о том, что действия владельцев по регистрации товарных знаков направлены на получение преимуществ  в предпринимательской деятельности,  противоречат требованиям добросовестности и разумности, Закону Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», способны причинить убытки конкурентам, и являются фактами недобросовестной конкуренции. Кроме того, в 2009 году обжаловано два решения Департамента об отсутствии факта недобросовестной конкуренции в действиях, связанных с регистрацией товарных знаков. Судебной коллегией также подтверждена обоснованность решений Департамента и приняты решения отказать в удовлетворении жалоб юридических лиц. В 2009 г. в Высшем хозяйственном суде обжаловано предписание Департамента об устранении  нарушения антимонопольного законодательства, вынесенного на основании решения коллегии о признании факта недобросовестной конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в неправомерных утверждениях, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению товаров конкурента; а также выразившегося в некорректном сравнении своего товара - с товаром конкурента. Решением ВХС Республики Беларусь в удовлетворении исковых требований юридическому лицу к Департаменту отказано.

Недобросовестной  конкуренцией признаются:

-любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей;

-все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

-ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

-указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;

-другие действия, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.Таким образом, во избежание ограничения конкуренции субъекты хозяйствования не должны создавать ситуацию, в которой предпринимательская деятельность конкурента станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях.

Поставщикам товаров и розничным  торговым организациям не допускается  заключать договоры (соглашения), если:

-таким договором (соглашением) поставщик товара предъявляет розничной торговой организации требование не допускать товар хозяйствующего субъекта - конкурента для продажи. Данный запрет не распространяется на договоры (соглашения) об организации розничной торговой организацией продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием поставщика или производителя;

-таким соглашением (договором) навязывается приобретение услуг, непосредственно не связанных с поставкой (передачей) товаров (консультационных, информационных, рекламных и тому подобных услуг);

-такие договоры (соглашения) или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Розничным торговым организациям и  поставщикам товаров не допускается  осуществление недобросовестной конкуренции, в том числе:

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки конкурентам, дискредитировать их либо нанести ущерб их деловой репутации;

-некорректное сравнение поставляемых или реализуемых товаров с товарами, поставляемыми или реализуемыми конкурентами, условий реализации товаров с условиями реализации конкурентов;

-незаконное использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара;

-незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

-приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации конкурентов, средств индивидуализации их продукции или услуг.

Факт недобросовестной конкуренции  в административном порядке может  быть установлен антимонопольным органом, функции которого в соответствии с нормой подпункта 1.1 пункта 1 Указа  Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 "О некоторых мерах  по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции" выполняет Министерство экономики  на товарных рынках республики, структурные  подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов  – на товарных рынках областей. Приложение 3 (Указ). Порядок принятия решения определяется Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61. 
В соответствии с пунктом 5 Инструкции в департамент (управление антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома) подаются заявление хозяйствующих субъектов о нарушении антимонопольного законодательства в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копиях),свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства..

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь