Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.
Введение…………………………………
Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..
1.1. Определение монополий…………………………………….
1.2. Виды и типы монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования
Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования
2.1. Основные современные тенденции мирового
антимонопольного законодательства
2.2. Антимонопольное законодательство США
2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства
Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……
3.3.О недобросовестной конкуренции
3.4.Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства Республики Беларусь
Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год
Заключение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Литература
3.4. Совершенствование антимонопольного регулирования
В целях
совершенствования
Роль
государства как регулирующего
органа, сдерживающего
К актуальным
перспективным мерам
-продолжение структурных преобразований в экономике Республики Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;
-совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
-регулирование и контроль инвестиционных программ;
-создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;
-повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
-приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
-целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
-сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
Для дальнейшего
развития антимонопольного регулирования
необходимо также упорядочение взаимоотношений
антимонопольных органов с
О совершенствовании антимонопольного регулирования
В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».
Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В Указе расширяются права
Реализация указанных прав позволит
антимонопольному органу проводить
эффективную государственную
Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.
Данная норма не является наделением
антимонопольного органа дополнительными
полномочиями, а конкретизирует права,
предоставленные
Перечень указанных в Законе ограничений действий юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц не содержит прямого запрета на осуществление действий, направленных на:
Указ позволит упростить действующий
порядок и административные процедуры,
осуществляемые антимонопольным органом
при государственном
Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.
В этих случаях при применении абзаца
шестого пункта 2 статьи 12 Закона Республики
Беларусь «О противодействии
При этом указанные нормы касаются
только случаев приобретения прав,
позволяющих реально определять
условия ведения хозяйствующим
субъектом его
Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.
В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются :
В соответствие с нормами Указа
организации – монополисты
Согласно нормам Указа государственные
органы (их должностные лица) должны
представлять по запросу антимонопольного
органа в установленные им сроки
документы и сведения, необходимые
для осуществления
Установление факта
В целях получения
3.5. Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства Республики
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь представлено значительным количеством нормативных правовых актов. Но
опыт применения законодательства свидетельствует о том, что в целях эффективного регулирования необходимо его дальнейшее совершенствование. Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.