Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Целью настоящей работы является изучение и обобщение мирового опыта антимонопольного регулирования, а так же его особенности в Республике Беларусь. В своей работе я собираюсь сначала отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Содержание работы

Введение…………………………………

Глава1.Монополия как вид рыночной структуры…..
1.1. Определение монополий…………………………………….
1.2. Виды и типы монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования
Глава 2. Мировой опыт антимонопольного регулирования
2.1. Основные современные тенденции мирового
антимонопольного законодательства
2.2. Антимонопольное законодательство США
2.3. Европейская модель антимонопольного законодательства
Глава 3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
3.1. Общая характеристика, особенности, декларируемые цели. Органы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
3.2. Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь. Правовая база антимонопольного контроля……
3.3.О недобросовестной конкуренции
3.4.Специфика и эффективность антимонопольного
законодательства Республики Беларусь
Глава 4. Об итогах работы в области антимонопольной политики на республиканских и местных товарных рынках за 2010 год
Заключение
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Литература

Файлы: 1 файл

Моя работа!!!!правильная.docx

— 98.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

            3.4. Совершенствование антимонопольного регулирования

                                            в экономике   РБ

 

В целях  совершенствования антимонопольного регулирования в РБ необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в  сфере государственной антимонопольной  политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению  антимонопольного законодательства РБ в эффективный регулятор рыночных отношений.

Роль  государства как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические  тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете  монополий как таковых, а в  создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей. Основными направлениями деятельности государства должны являться: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. Следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. Важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

К актуальным перспективным мерам правительственной  политики в области антимонопольного регулирования относятся:

-продолжение структурных преобразований в экономике Республики Беларусь,  особенно в отраслях естественных монополий;

-совершенствование  нормативной  базы  для  организации  эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

-регулирование и контроль инвестиционных программ;

-создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

-повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

-приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

-целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

-сокращение практики перекрестного  субсидирования  различных  групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего  развития антимонопольного регулирования  необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими  органами исполнительной власти. В  целях усиления конкуренции со стороны  предпринимателей необходимо устранить барьеры, противодействующие выходу на рынки новых хозяйственных единиц. Целесообразно существенно сократить общий перечень лицензируемых видов деятельности, сохранив в нем только те, которые действительно могут наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей. В остальных случаях целесообразно рекомендовать сертификацию товаров или услуг в соответствии с общепринятой международной практикой. Кроме того, следует законодательно распределить полномочия между государственными органами - парламент определяет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а правительство - процедуру лицензирования.

О совершенствовании  антимонопольного регулирования

В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий  для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:

  • возможности применения действенных мер, направленных на пресечение монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;
  • заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
  • обращения в установленном порядке в суды без уплаты государственной пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;
  • осуществления иных прав, определяемых другими законодательными актами и постановлениями Правительства.

Реализация указанных прав позволит антимонопольному органу проводить  эффективную государственную антимонопольную  политику. Указ расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих законодательству правовых актов,  совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными  полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции».

Перечень указанных в Законе ограничений действий юридических  лиц, государственных органов и  их должностных лиц не содержит прямого  запрета на осуществление действий, направленных на:

  • ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров;
  • наделение государственными органами, иными организациями (их должностными лицами) своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций, что порождало возможность злоупотреблений и требовало закрепления мер их пресечения на высоком законодательном уровне – на уровне Указа Президента Республики Беларусь.

Указ позволит упростить действующий  порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом  при государственном антимонопольном  контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений  в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами  прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

В этих случаях при применении абзаца шестого пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» необходимо получение согласия антимонопольного органа при приобретении прав пользования и (или) распоряжения 20 процентами и более акции (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), только  если:

  • балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин;
  • или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

При этом указанные нормы касаются только случаев приобретения прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности, изложенных в абзаце 6 п. 2 статьи 12 Закона, а порядок получения  согласия антимонопольного органа на  сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов не изменяется в связи с принятием Указа и будет по-прежнему осуществляется в случаях, определенных в абзацах 2 – 5 пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

Введение пороговых значений исходит  из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется  с мировым опытом (Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС  РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном  законодательстве в качестве критериев  пороговых значений для получения  согласия антимонопольного органа при  экономической концентрации применяются  стоимость активов или годовой  оборот компаний.

В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение  на товарных рынках, в которых определяются :

  • обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;
  • пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

В соответствие с нормами Указа  организации – монополисты принимают  на себя обязательства по недопущению  нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения  цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности  формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических  лиц, включенных в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.

Согласно нормам Указа государственные  органы (их должностные лица) должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки  документы и сведения, необходимые  для осуществления антимонопольным  органом функций в соответствии с законодательством (определение  состояния товарных рынков, степени  их монополизации и концентрации, рассмотрение вопросов недобросовестной конкуренции и интеллектуальной собственности (товарных знаков), др.). В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», статьей 10 Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях» антимонопольный орган осуществляет формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (Реестр) и Государственного реестра естественных монополий.

Установление факта доминирующего  положения хозяйствующих субъектов  является одной из основных и систематически осуществляемых функций антимонопольного органа при принятии решения о  включении (исключении) в Реестр; изучении уровня монополизации товарных рынков; рассмотрении вопросов реорганизации  хозяйствующих субъектов, а также  создания их объединений; выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество  кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

В целях получения соответствующей  достоверной информации, в том  числе основанной на данных государственной  статистики, обосновывающей принятие антимонопольным органом мотивированных решений по всем направлениям государственной  антимонопольной политики, с учетом возможных последующих судебных разбирательств, требующих наличие  соответствующей доказательной  базы, представление государственными органами (их должностными лицами) необходимых для антимонопольного органа документов и сведений закреплено на уровне Указа Президента Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Специфика и эффективность антимонопольного

                           законодательства Республики Беларусь

 

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь представлено значительным количеством нормативных правовых актов. Но

опыт  применения законодательства свидетельствует  о том, что в целях эффективного регулирования необходимо его дальнейшее совершенствование. Антимонопольное  законодательство можно определить как систему нормативных   правовых   актов,  содержащую  правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной   конкуренции, предотвращения,    ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь