Аппортунистическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из базовых поведенческих предпосылок новой институциональной экономической теории является оппортунистическое поведение контрагентов, нацеленное на удовлетворение личных интересов и не ограниченное соображениями морали.
Склонность к оппортунистическому поведению присуща всем экономическим агентам. В условиях институциональных трансформаций последних десятилетий в России разнообразные формы оппортунистического поведения получили широкое распространение вследствие несовершенства и неопределенности правил и норм, неготовности общества к их соблюдению.

Файлы: 1 файл

Аппортунистическое поведение.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, когда собственность, контроль и управление осуществляются разными экономическими агентами, в треугольнике «собственность-контроль-управление» возможны конфликты интересов, создающие значительные стимулы к оппортунистическому поведению экономических агентов.

 

Низкий уровень доверия в экономике. По словам Ф. Фукуямы, доверие – возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что все члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепринятыми нормами. Отсутствие или низкий уровень доверия в обществе увеличивает неопределенность в экономике, повышает риски для участников сделки и тем самым и повышает необходимость создания гарантийных механизмов, а следовательно, вызывает рост и издержек по защите от оппортунистического поведения экономических агентов.

 

Оппортунистическое поведение, вызванное контрактными угрозами, проявляется в различных формах. Поэтому далее в работе автор переходит к рассмотрению известных форм оппортунистического поведения. Автор отмечает, что, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных проявлениям и последствиям оппортунистического поведения, в современной зарубежной и отечественной экономической литературе по институциональной экономике не сложилось единого подхода к классификации его форм.

 

В диссертационной работе предпринята попытка обобщения существенных классификаций оппортунистического поведения (О. Уильямсона, Э. Фуруботна и Р. Рихтера, Дж. Акерлофа, А. Алчиана и Г. Демсеца и др.), а также предложено различать его формы с точки зрения степени открытости (Табл. 2).

 

Таблица 2

 

Классификация оппортунистического поведения

 

№ п/п Основание классификации Формы оппортунизма

 

  Контрактный процесс Предконтрактный (ex ante)

 

Постконтрактный (ex post)

 

  Тип информационной асимметрии  Скрытые характеристики (ухудшающий  отбор)

 

Скрытые действия и скрытая информация (моральный риск и отлынивание)

 

Скрытые намерения (вымогательство)

 

  Отношение к объекту анализа  Внутренний (эндогенный)

 

Внешний (экзогенный)

 

  Степень интенсивности (агрессивности) проявления Грубый 

 

Стратегический

 

Естественный

 

  Степень открытости Открытый

 

Скрытый

 

Источник: составлено автором

 

Оппортунизм порождает огромные издержки по защите от этого типа поведения. Индивидуальная защита от оппортунизма сложна и влечет за собой огромные затраты. В этом смысле институты, являясь устойчивыми правилами поведения, представляются основным инструментом противодействия оппортунистическим проявлениям. В связи с этим заключительный, четвертый, параграф первой главы диссертационной работы посвящен исследованию роли институтов в регулировании оппортунистического поведения.

 

В рамках данного параграфа рассматривается понятие «института» с позиций разных авторов НИЭТ, его функции и типология. Автор акцентирует внимание на трехуровневой системе взаимодействия индивидов и институтов разных типов, предложенной О. Уильямсоном, а также рассматривает известные в экономической литературе механизмы ограничения оппортунистического поведения.

 

Таким образом, в четвертом параграфе работы автор приходит к выводу о том, что оппортунизм в экономике имеет институциональную природу. При этом механизмы, направленные на ограничение оппортунистического поведения, могут создаваться как на уровне институциональных соглашений, так и на уровне институциональной среды. Однако, если конституционные и экономические правила с точки зрения издержек изменения достаточно эластичны, то надконституционные правила изменить практически невозможно. Тем не менее, их необходимо учитывать при разработке механизмов борьбы с оппортунистическим поведением.

 

Во второй главе диссертационного исследования «Издержки оппортунистического поведения в России», состоящей из двух параграфов, предложенный автором теоретический подход к анализу оппортунизма, основанный на совмещении результатов исследований пяти разделов новой институциональной теории, применен к идентификации и оценке издержек оппортунистического поведения в российской экономике.

 

В первом параграфе автор подробно рассматривает категорию трансакционных издержек с позиций различных исследователей. Трансакционные издержки понимаются в работе как затраты, возникающие при взаимодействии экономических агентов.

 

Источником трансакционных издержек является, во-первых, несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов, а во-вторых, ограниченная рациональность и неопределенность. Если бы индивиды обладали полной информацией и неограниченными способностями по ее переработке, то никаких дополнительных издержек при осуществлении трансакций бы не возникало.

 

Рассматривая категорию трансакционных издержек, автор отмечает следующие их особенности: трансакционные издержки сопровождают все этапы совершения сделки; могут выступать в явной и неявной формах; сопровождают решения, принимаемые как на индивидуальном, так и коллективном уровнях; допускают значительную экономию на масштабах деятельности.

 

Выделение класса трансакционных издержек в экономической теории позволило поставить вопрос о реакции экономических агентов на их присутствие. Так как трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества, экономические агенты оказываются заинтересованы в их сокращении. С точки зрения трансакционного подхода различные формы организации деятельности людей позволяют экономить на трансакционных издержках. В этом состоит главная функция любых социальных институтов.

 

Изучая виды трансакционных издержек, автор приходит к выводу, что на сегодняшний день их единой, общепринятой полной классификации в институциональной экономической теории не предложено. В работе автор подробно рассматривает несколько наиболее интересных и широко используемых в анализе типологий трансакционных издержек: О. Уильямсона, Милгрома-Робертса, Норта-Эггертссона. Особое внимание уделяет автор классификации трансакционных издержек, предложенной в работе Э. Фуруботна и Р. Рихтера, в которой выделяются рыночные, управленческие и политические трансакционные издержки.

 

Определяя место издержек оппортунистического поведения в классе трансакционных, автор делает вывод, что издержки оппортунистического поведения имеют трансакционную природу и являются одной из форм собственно трансакционных издержек. Эти издержки представляют собой, во-первых, потери, которые несет экономический агент непосредственно вследствие действий оппортунистического характера контрагента, а во-вторых, затраты, связанные с созданием механизмов защиты от оппортунизма.

 

Изучив различные подходы к классификации трансакционных издержек, автор приходит к выводу, что соединение результатов рассмотрения категорий «оппортунистическое поведение», а также «трансакционные издержки» дает возможность перейти к уровневой классификации издержек оппортунистического поведения, ранее не встречавшейся в экономической литературе (Рис. 2).

Рис. 2. Экономические уровни анализа издержек оппортунистического поведения (составлено автором)

 

Таким образом, автор предлагает анализировать издержки оппортунистического поведения на трех экономических уровнях.

 

Микроуровень предполагает анализ издержек оппортунистического поведения на уровне отдельного экономического субъекта (чаще всего, предприятия или фирмы). Это внутренние издержки. Они появляются, когда экономический агент при выборе способа осуществления трансакции принимает решение о ее включении во внутрифирменную иерархию. В терминах Э. Фуруботна и Р. Рихтера эти издержки можно также назвать управленческими. Они возникают при исполнении трудовых контрактов между фирмой и ее наемными работниками. Управленческие издержки оппортунистического поведения включают издержки создания, поддержания и развития внутрифирменной структуры, а также издержки эксплуатации организации. Первая составляющая сводится к затратам на управление персоналом, защиту от поглощений, связи с общественностью и лоббирование. А вторая составляющая – к информационным издержкам (мониторинг исполнения приказов, измерение результатов деятельности работников, агентские издержки и т.д.).

 

Мезоэкономический уровень предполагает анализ издержек оппортунистического поведения в отношениях между экономическими субъектами одного уровня. Это внешние по отношению к субъекту издержки. Подобные издержки оппортунистического поведения возникают при заключении контрактов с помощью рыночного механизма. Они складываются, во-первых, из издержек на подготовку и заключение контракта. На этом этапе экономические агенты могут сталкиваться с оппортунистическим поведением в форме неблагоприятного отбора вследствие информационной асимметрии (в виде скрытой информации), поэтому необходимо использовать механизмы предотвращения подобного поведения. В свою очередь, их использование неизбежно связано с издержками. Т.е. данные издержки сводятся к издержкам в связи с предотвращением оппортунистического поведения в форме неблагоприятного отбора: контроль качества поставщика услуги, юридическая консультация при ведении переговоров. Вторая составляющая рыночных издержек оппортунистического поведения – издержки мониторинга и обеспечения исполнения контрактов. Эти издержки возникают из-за необходимости мониторинга соблюдения установленного срока поставок, измерения качества и объемов продукции и т.д. На данном этапе информация также играет решающую роль. Возникают издержки измерения поддающихся оценке качественных характеристик обмениваемых объектов, защиты прав, а также обеспечения исполнения условий контракта. Однако поскольку издержки надзора и обеспечения исполнения высоки, то нарушения контрактов в определенной степени становятся неизбежными.

 

Макроэкономический уровень предполагает анализ издержек оппортунистического поведения, которые возникают в отношениях между экономическими агентами разных уровней в рамках всего народного хозяйства. Они также являются внешними по отношению к конкретному экономическому субъекту. В терминологии Фуруботна и Рихтера, это политические издержки.

 

Политические трансакционные издержки в общем смысле являются издержками создания общественных благ посредством коллективного действия. Предполагается, что любые трансакции (рыночные или управленческие, внутрифирменные) совершаются в условиях, когда политические основы системы четко определены, т.е. «институциональные устройства соответствуют капиталистическому рыночному порядку, что означает существование определенной локальной, национальной или международной организации политического сообщества». Для того, чтобы обеспечить такую организацию и производство сопряженных с ней общественных благ, также потребуются затраты. Таким образом, политические трансакционные затраты можно рассматривать как аналог управленческих трансакционных издержек на уровне государства.

 

Политические же издержки оппортунистического поведения включают в себя, во-первых, издержки создания, поддержания и изменения формальной и неформальной политической организации системы: издержки, связанные с установлением правовых рамок, административной структуры, судебной системы, т.е. издержки создания, поддержания и изменения институтов, способствующих ограничению оппортунистического поведения в обществе. Во-вторых, политические издержки оппортунистического поведения включают затраты на эксплуатацию государственного устройства, т.е. текущие расходы на законодательство, отправление правосудия, издание официальных распоряжений, мониторинг и принуждение к исполнению официальных инструкций и т.д.

 

Таким образом, использование предложенной уровневой классификации позволяет комплексно рассматривать издержки оппортунистического поведения в масштабах народного хозяйства, более конкретно выявить их источники и дать им качественную оценку. Классификация также дает возможность проанализировать структуру издержек оппортунистического поведения для конкретного экономического агента.

 

В заключительном параграфе диссертационной работы предложенный подход был применен к анализу издержек оппортунистического поведения конкретного эмпирического объекта – банковского сектора России.

 

В рыночной экономике банки являются финансовым посредником при трансформации сбережений в инвестиции. Эффективно функционирующая банковская система – непременное условие успешного развития рыночной экономики. Зрелый банковский сектор, предоставляющий открытый доступ к финансовым ресурсам рядовым гражданам, выгоден обществу, поскольку приводит к росту числа предприятий малого и среднего бизнеса, способствуя тем самым росту производства, а, значит, и росту ВВП.

 

В результате оппортунистических действий групп определенных интересов в банковской системе происходит перераспределение благосостояния в пользу этих групп. При этом в конечном итоге издержки подобного оппортунистического поведения несет общество.

 

Для выявления источников оппортунизма в рамках диссертационной работы автором был последовательно проведен анализ институциональных особенностей формирования и развития отечественной банковской системы, а также анализ ее современного состояния в сравнении с развитыми странами (Табл. 3).

 

Таблица 3

 

Сводная таблица показателей, характеризующих степень развития банковской системы России по сравнению с США и Германией (данные по состоянию на декабрь 2011 г.)

 

  США ГЕРМАНИЯ РОССИЯ

 

I. Показатели степени развитости  банковской системы (П1 – П2)

 

П1 – показатель количества филиалов, приходящихся на один банк (шт.) 12,5 17,2 2,9

 

П2 – показатель обеспеченности населения страны банковскими учреждениями (шт. на 100 тыс. чел.) 2,36 2,54 0,68

 

II. Показатели мощности банковской  системы (П3 – П11)

 

П3 – показатель масштабности банковской системы (%) 83,8 (без инвестиционных компаний) 321,1 76,3

 

П4 – показатель степени доверия населения к банковской системе страны 0,87 н/д 0,48

 

П5 - доля долгосрочных вкладов в пассивах банковской системы (%) 17,5 33,7 17,3

 

П6 – показатель масштабности кредитования населения и реального сектора экономики страны (%)

 

П7 – показатель масштабности кредитования населения (%) 17,2 61,5 (2010) 9,1 (2010)

 

П8 – доля ипотечных кредитов в общей сумме кредитов предприятиям и населению (%) 49,0 46,1 1,2

 

П9 – доля депозитов физических лиц в ВВП (%) 61,4 58,6 21,7

 

П10 – показатель прибыльности банковского сектора (%) 0,89 0,16 (2010) 2,40

 

П11 - Рентабельность собственного капитала (ROE, %) 7,9 5,2 (2010) 17,6

 

III. Показатели стоимости кредитных  ресурсов в экономике (П12-П16)

 

П12 – ставки по депозитам физических лиц (%) 0,2-0,3

 

(до  года)

 

0,4-1,0

 

(свыше  года) 1,87

 

(до 2 лет)

 

(более 2 лет) 6,9

 

(до  года)

 

(свыше  года)

 

П13 – средневзвешенная ставка по кредитам в национальной валюте нефинансовым организациям до года (%)

 

Свыше года 3,25

 

(bank prime loan)

н/д 4,0

 

н/д 9,3

 

П14 - Ставки по кредитам физическим лицам до года (%)

 

Свыше года 12,3

 

(по  кредитным картам)

 

10,1 8,7

 

5,5 (2010) 24,6

 

П15 – спред между процентными ставками по кредитным и депозитным операциям банков с нефинансовыми организациями и физическими лицами (%) 3,5 н/д 6,4

 

П16 – учетная ставка (ставка рефинансирования) (%) 0,25 0,12 8,00

Информация о работе Аппортунистическое поведение