Арбитражная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, касающихся нарушений законодательства об аудиторской деятельности на примере арбитражной практики.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и определить основные виды правонарушений в области аудита;
- рассмотреть меры ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности;

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------
3
1 Понятие, виды и ответственность за нарушения законодательства об аудите---------------------------------------------------------
5
1.1 Правонарушения в области аудита, их виды------------------------ 5
1.2 Ответственность за нарушение законодательства об аудиторской деятельности-----------------------------------------------------------
10
2 Анализ арбитражной практики по делам с участием субъектов аудиторской деятельности-----------------------------------------------------------
17
2.1 Дела, связанные с привлечением к ответственности лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность-----------------------------------
17
2.2 Дела, связанные с порядком заключения договора оказания аудиторских услуг---------------------------------------------------------------------
20
Заключение---------------------------------------------------------------------- 28
Список использованных источников-------------------------------------- 29

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение-------------------------------------------------------------------------

 

3

1 Понятие, виды и ответственность за нарушения законодательства об аудите---------------------------------------------------------

 

5

1.1 Правонарушения в области аудита, их виды------------------------

5

1.2 Ответственность за нарушение законодательства об аудиторской деятельности-----------------------------------------------------------

 

10

2 Анализ арбитражной практики по делам с участием субъектов аудиторской деятельности-----------------------------------------------------------

 

17

2.1 Дела, связанные с привлечением к ответственности лиц, осуществляющих аудиторскую деятельность-----------------------------------

 

17

2.2 Дела, связанные с порядком заключения договора оказания            аудиторских услуг---------------------------------------------------------------------

 

20

Заключение----------------------------------------------------------------------

28

Список использованных источников--------------------------------------

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Введение

 

Наше законодательство является гораздо менее устоявшимся, чем на Западе. Различные нормативные акты зачастую противоречат друг другу.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

В Российской Федерации для регулирования аудиторской деятельности согласно закону об аудиторской деятельности создается уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Недостаточная степень разработанности нормативно-правовых актов, установление системы бухгалтерского учета на стадии реформирования говорят о том, что законопослушание  не является отличительной чертой ни аудиторов, ни аудируемых организаций. По этим и ряду других причин как на уровне предприятия, так и в пределах всей страны актуальность  данной проблемы еще более высока.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов, касающихся нарушений законодательства об аудиторской деятельности на примере арбитражной практики.

Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и определить основные виды правонарушений в области аудита;

- рассмотреть меры ответственности за нарушение законодательства об аудиторской деятельности;

- провести анализ арбитражной практики по делам с участием субъектов аудиторской деятельности.

Предметом исследования является порядок установления ответственности за нарушения законодательства об аудите на примере рассматриваемых дел.

Объектом исследования выступает арбитражная практика по делам с участием субъектов аудиторской деятельности.

Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе раскрывается понятие, виды и ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об аудиторской деятельности. Во второй части проведен анализ арбитражной практики по делам с участием субъектов аудиторской деятельности. Объем данной работы составляет 30 страниц.

При написании работы использовались: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, другие нормативно-правовые акты, СПС «Гарант», «Консультант +».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

1 Понятие, виды и ответственность за нарушения законодательства об аудите

1.1 Правонарушения в области аудита, их виды

Анализ действующего законодательства показывает, что правонарушения в области аудита условно можно сгруппировать, выделив:

1) правонарушения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности ненадлежащим лицом;

2) нарушения требований и условий, связанных с вхождением в профессию аудитора, в том числе:

- нарушения, связанные с дачей заведомо ложного аудиторского заключения;

- нарушения, связанные с разглашением аудиторской тайны;

- нарушения договорных обязательств.

Законодательством установлен круг лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства об аудите:

- аудиторские организации и их руководители;

- индивидуальные аудиторы;

- аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту;

- федеральный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности [1, c.113].

Ответственность за оказание аудиторских услуг ненадлежащим лицом

Законодатель учитывает особенности аудиторской деятельности как деятельности профессиональной, осуществляемой лицами, обладающими специальными знаниями и навыками в области аудита. Некачественное проведение аудита свидетельствует о невысоком профессиональном уровне аудитора. Аудитор осуществляет свою деятельность при наличии квалификационного аттестата, подтверждающего высокий уровень профессионализма. Но практика показывает, что даже квалификационный аттестат не может надежно защитить от некачественного аудита. Аннулирование аттестата применяется как мера ответственности за нарушение обязательств, установленных для аудитора нормативными правовыми актами, в том числе за нарушение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, устанавливающих единые требования проведения аудита. Кроме того, такая мера воздействия препятствует совершению в дальнейшем правонарушений в аудиторской деятельности и таким образом становится инструментом повышения общего профессионального уровня аудиторского сообщества, вытеснения из него непрофессионалов, недобросовестных аудиторов.

Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях, предусмотренных статьей 12 Федерального закона №307-ФЗ:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы [6].

Ответственность за дачу заведомо ложного аудиторского заключения

ФЗ №307 определяет категорию "заведомо ложное аудиторское заключение" - это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, или по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудита. Назвать заключение заведомо ложным можно лишь на основании судебного решения.

Выдача такого заключения является грубейшим нарушением аудитором своих полномочий и противоречит цели аудиторской деятельности, которая состоит в выражении объективного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии действующему законодательству порядка ведения бухгалтерского учета. Составление ложного заключения без проведения проверки или противоречащего ее результатам направлено на получение выгод и преимуществ для аудиторов и других лиц и вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности относительно результатов хозяйственной деятельности, финансового и имущественного положения аудируемого лица, а значит, не позволяет делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Таким образом, подобные недобросовестные действия аудитора нарушают права и законные интересы граждан, общества и государства и должны пресекаться и наказываться [7, c. 96].

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

ФЗ №307 раскрывает содержание категории «аудиторская тайна». Согласно ст. 9 данного Закона Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

Аудиторская тайна относится к конфиденциальной информации ограниченного доступа, связанного с осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности. В отношении аудиторской тайны установлен особый правовой режим на законодательном уровне, отличный от режима коммерческой тайны.

Действующее законодательство устанавливает систему мер ответственности за разглашение аудиторской тайны. Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена подпунктом Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ [8].

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника (п.п. «в» части первой статьи 81 ТК РФ).

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).

Ст. 183 Уголовного кодекса РФ «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», предусматривает, что собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз наказывается штрафом до восьмидесяти тысяч рублей, либо   лишением свободы на срок до двух лет.

Информация о работе Арбитражная практика