Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:01, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть понятие, причины и механизмы гиперинфляции, исследование теоретических и практических аспектов. Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и виды инфляции и гиперинфляции;
– изучить причины и последствия гиперинфляции;
– рассмотреть механизмы развития гиперинфляции;
– проанализировать проблемы, перспективы развития и историю гиперинфляции в рос
Введение 3
1 Теоретические аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Сущность гиперинфляции 10
1.3 Причины и последствия гиперинфляции 12
1.4 Механизм развития гиперинфляции 14
2 Анализ гиперинфляции в российской экономике 19
2.1 Гиперинфляция 1918-1924 годов в России 19
2.2 Риск гиперинфляции в России на современном этапе 24
2.3 Основные направления устранения инфляции 26
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Теоретические аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы |
5 |
1.1 Понятие и виды инфляции |
5 |
1.2 Сущность гиперинфляции |
10 |
1.3 Причины и последствия гиперинфляции |
12 |
1.4 Механизм развития гиперинфляции |
14 |
2 Анализ гиперинфляции в российской экономике |
19 |
|
19 |
2.2 Риск гиперинфляции в России на современном этапе |
24 |
2.3 Основные направления устранения инфляции |
26 |
Заключение |
35 |
Список использованных источников и литературы |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, а именно в данной работе, гиперинфляции, её особенностей и антиифляционной политики. Всё это необходимо и актуально так как элементарно при гиперинфляции (высокой инфляции) идёт спад, потеря рабочих мест. Грубо говоря, жизнь дорожает.
Суть инфляции – падение ценности или покупательской способности денег. С другой стороны, можно сказать, что инфляция – это повышение денежных цен на блага. Можно даже говорить об инфляции как о повышении денежной стоимости жизни. Но ключевым словом являются деньги.
В данной работе рассмотрим наиболее пагубный вид инфляции – гиперинфляцию.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы взаимосвязи изменения цен и денежной массы рассматривались в трудах экономистов ещё в период развития меркантелизма и возникновения количественной теории денег. Причины инфляции и гиперинфляции анализировались также в работах Д. Рикардо. Уравнение обмена, положенное в основу монетаристской теории инфляции связывают с именем американского экономиста И. Фишера.
Значительный вклад в исследование инфляционных процессов внесли Самсонов Н.Ф. 1, Романовский М.В. 2, Райзберг Б.А. 3, Нуреев Р.М. 4, Любимов Л. Л. 5, Левин У.П6. и др.
Целью данной работы является раскрыть понятие, причины и механизмы гиперинфляции, исследование теоретических и практических аспектов. Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и виды инфляции и гиперинфляции;
– изучить причины и последствия гиперинфляции;
– рассмотреть механизмы развития гиперинфляции;
– проанализировать проблемы, перспективы развития и историю гиперинфляции в российской экономике.
Объектом курсовой работы является гиперинфляция и её причины. Предметом исследования – экономические отношения возникающие в процессе гиперинфляции.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили общенаучные принципы системности и развития, сочетание абстрактно-теоретического анализа с конкретно-историческим, что позволило раскрыть наиболее существенные связи и взаимозависимости, а также довести анализ до практической реализации.
Информационной базой исследования послужили экономические газеты, книги, журналы, а также электронные ресурсы – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических положений, составляющих основу гиперинфляции и помогающий понять, что он описывает механизм развития, показывает, что является причиной её появления и методы борьбы с ней.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов государственных органов страны при анализе инфляционных процессов, разработке мер по её преодолению и программ экономического развития.
В заключение исследования приведены основные выводы, полученные по итогам проведенного анализа, а также сформулированы проблемы и пути развития гиперинфляции в России.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ И ГИПЕРИНФЛЯЦИИ, ЕЁ ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Напомним, что не всякое повышение цен
служит показателем инфляции.
Цены могут повышаться в силу улучшения
качества продукции, ухудшения условий
добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения
общественных потребностей. Но это будет,
как правило, не инфляционный, а в определенной
мере логичный, оправданный рост цен на
отдельные товары7.
Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Инфляция - есть тонкое социально-экономическое
явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах
рыночного хозяйства.
Одновременно, инфляция - одна из наиболее
острых проблем современного развития
экономики практически во всех странах
мира.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по- прежнему роль всеобщего эквивалента.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное
время.
Считается, что ее появление связано чуть
ли не с возникновением денег, с функционированием
которых она неразрывно связана8.
Термин инфляция (от латинского inflation – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В ХIХ веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.
Наиболее лаконичное определение инфляции – повышение общего уровня цен, наиболее общее – переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически всех стран мира9.
Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
1. Ползучая (умеренная) инфляция, для
которой характерны
Европейского сообщества составил за
последние годы около 3-3,5%;
2. Галопирующая инфляция (рост цен на 10-100% в год). Такие высокие
темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру,
во многих странах
Латинской Америки, некоторых странах
Южной Азии. По подсчетам Центрального
банка России, индекс потребительских
цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до
220%. Потребительские цены опережали рост
денежных доходов населения.
3. Гиперинфляция - цены растут астрономически,
расхождение цен и заработной
платы становится
Наиболее ошеломляющим в истории является
пример гиперинфляции в
Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт
(денежная единица Венгрии) стоил
829 октильонов новых форинтов (единица
с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях10.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
– сбалансированная инфляция;
– несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать. В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать.
Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее,
когда нет прогноза на будущее, нет уверенности
хотя бы в том, что товарные группы-лидеры
роста цен останутся лидерами и завтра,
и через неделю, и через год. Невозможно
рационально выбрать сферы приложения
капитала, рассчитать и сравнить доходность
вариантов инвестирования.
Промышленность развиваться в таких условиях
не может, индустриальное возрождение
России нереально. Возможны лишь короткие
спекулятивно- посреднические операции,
удобренные стихийными, несбалансированными
скачками относительных цен как в отраслевом,
так и в территориальном аспектах11.
С точки зрения третьего критерия (предсказуемость) выделяют:
– ожидаемую;
– неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая – возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен. Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар. Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Информация о работе Аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы