Аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрыть понятие, причины и механизмы гиперинфляции, исследование теоретических и практических аспектов. Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и виды инфляции и гиперинфляции;
– изучить причины и последствия гиперинфляции;
– рассмотреть механизмы развития гиперинфляции;
– проанализировать проблемы, перспективы развития и историю гиперинфляции в рос

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Сущность гиперинфляции 10
1.3 Причины и последствия гиперинфляции 12
1.4 Механизм развития гиперинфляции 14
2 Анализ гиперинфляции в российской экономике 19
2.1 Гиперинфляция 1918-1924 годов в России 19
2.2 Риск гиперинфляции в России на современном этапе 24
2.3 Основные направления устранения инфляции 26
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любыми возможными инструментами государственного урегулирования. 
Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику. 
Различают прямые и косвенные способы снижение темпов инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов. 
Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и роста цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адоптивных инфляционных ожиданий инфляционной инерции, с другой – гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же возрастают насколько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно через цены.

Контроль обычно осуществляется путем принятия законов об одновременном «замораживание» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль гораздо труднее, чем над зарплатой, так существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение средней производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе29.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. 
Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Её противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли и наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры. Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим способом обхода ограничения роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления30.

Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Критики политики доходов отмечают, что инфляционные ожидания не уничтожаются, а откладываются до отмены политики доходов. Защищаясь от очередного ограничения доходов экономические субъекты увеличивают свои инфляционные ожидания. Накопленные инфляционные ожидания приведут к ускорению инфляции после отмены ограничений. Проведение политики доходов течении длительного периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в скрытой форме. 
Политика доходов использовалась во многих странах – в Великобритании, США и др. Эффективность реальной проводимой политики доходов без применения косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы её использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Аргентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух последних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она стала проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административно-командной системы. Ее эффективность снижалась по мере нарастания диспропорций в экономике, усиления подавленной инфляции и превращения дефицита в деструктурный31.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики – метод точной настройка конъюнктуры. В период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению «перегрева» экономики помогал топор. Поскольку изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран использовалась политика «таргетирования» Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов – МО, М!. Эти ориентиры достаточно часто превышались. Слабый контроль за предложением денег маскировался установлением новых ориентиров, для более широких показателей де нежной базы – М2, МЭ. С одной стороны, уменьшение предложения денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсироваться ростом скорости их обращения32.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными методами: снизить государственные расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить правила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчислений. Применение многих инструментов фискальной политики требует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весьма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнкт (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассматриваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курс национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые товары, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий (Таблица 1)

 

Таблица 1 – Условия эффективного инфляционных ожиданий

Условия

1

Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности

2

Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным сом

3

В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной заработной платы

4

В-четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или возможность получения внешних стабилизационных займов под низкий процент


 

 

В условиях стагфляции 70-х годов сдерживающее влияние «дефляционного топора» передавалось в первую очередь на зам экономического роста и увеличение безработицы. Кейнсианские рецепты лечения экономики стали малоэффективными33.

Для стабилизации экономики с начала 80-х голов в Великобритании и стал применяться коктейль из мер, направленных, с одной стороны, на сдерживание роста денежной массы и сокращение бюджетных расходов, а с другой – на уменьшение налогового бремени для фирм и среднего класса в целях расширения совокупного предложения. В сочетании с сокращением налоговых поступлений краткосрочным результатом данной политики было увеличение бюджетного дефицита и рост государственного долга, сохранение высокой инфляции и значительной безработицы.

Однако в дальнейшем положение постепенно нормализовалось. Снижение темпов предложения денег вкупе с высокими процентными ставками содействовало притоку капитала из-за рубежа с кредитной и бюджетной реформой, благоприятными шоками предложения это привело к снижению дефицита бюджета неэмиссионному покрытию. Темпы роста цен замедлились. а безработица постепенно рассосалась. Однако такое избавление от инфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.

Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией. Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике «управляемыми». Следует напрямую воздействовать на совокупное предложение, пытаясь достигнуть уровня естественного. объема производства, а не стараться вернуться на кривую Филлипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной политики.

Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно ужесточая финансовую и денежную политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется более эффективным34.

Вышеприведенный анализ косвенных средств антиинфляционной политики был сделан применительно к экономически развитым странам. Для них характерны относительно небольшие темпы инфляции и уровня безработицы (максимальный темп до 20% в год). Во многих развивающихся странах Латинской Америки – Аргентине, - Боливии, Бразилии, Мексике, Никарагуа, Перу, Чили: государствах Восточной Европы – Польше, бывшем СССР и Югославии в 70–90-е годы наблюдался очень высокий уровень цен:

галопирующая инфляция гиперинфляция. Тогда во временном аспекте у правительства существует две альтернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осуществляться постепенно в течение длительного периода – политика градуирования или резко – шоковая терапия. В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддёржки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т.п.

Радикальным средством уравновешивания количества обращающихся денег с товарной массой является либерализация цен и/или денежная реформа конфискационного типа. Обычно эти первичные средства шоковой терапии применяются для перевода инфляции из скрытой формы в явную или в условиях гиперинфляции. В результате реформы изменяется соотношение между номинальной массой денег и номинальным уровнем доходов и цен. Старые деньги обмениваются на новые с некоторыми ограничениями. В результате денежная масса распределяется по сложившемуся уровню реальных доходов. Конфискационная денежная реформа будет первым шагом на пути остановки гиперинфляции в случае изменения монетарной и фискальной политики. В противном случае цены достигнут дореформенного уровня.

Сторонники шоковой терапии считают, что ее последователь применение приводит к усилению доверия населения к желанию правительства бороться с инфляцией. Это изменяет характер инфляционных ожиданий экономических субъектов и уничтожает инфляционную инерцию. В результате темпы роста цен будут снижаться. Отрицательные последствия резкого сокращения денежной массы, бюджетных расходов и т.п. заключается в сильном спаде производства, роста безработицы, снижении материального положения людей.

Градуирование в краткосрочном плане сопряжено с меньшими социальными издержками. Однако данная политика сохраняет инфляционную инерцию. Поэтому любой инфляционный импульс может привести к ускорению инфляции. Опыт борьбы с инфляцией в странах Латинской Америки показывает, что покончить с галопирующей инфляцией можно только путем решительных действий.

В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к непоследовательному исключительно монетаристскиих методов шоковой терапии, которые не дали быстрых положительных результатов. Это связано с тем что развитие инфляции в России обусловлено действием как монетарных так и немонетарных факторов. Рост денежной массы в России был обусловлен тремя причинами во-первых, эмиссионым покрытием Центральным банком бюджетного дефицита; во-вторых выдачей кредитов рефинсирования коммерческим банкам со стороны Центрального банка в-третьих, кредитованием дефицита торговли государств СНГ с Россией.

В целом же инфляционный потенциал российской экономики был заложен административно-командной системой. Ошибки и просчеты входе проведения реформ также питали инфляцию. Несмотря на это, в 1995-1996 гг. галопирующая инфляция в России была остановлена. Основными инструментам и антиинфляционной политики становятся меры по ограничению денежной массы и уменьшению бюджетного дефицита, отказ от его эмиссионного финансирования введение «валютного коридора».

Стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом остаются основными инструментами в борьбе с инфляцией35.

В 2012году антиинфляционная политика России предполагает следующее:

– рост тарифов естественных монополий предполагается ограничением уровнем инфляции, за исключением цен на газ;

- введение «тарифных каникул»: повышение тарифов естественных монополий предусматривается в двух вариантах:

а) поэтапно в течение года: с 1 января 2012 года на 5%, с 1 июля 2012 года на 9.5%. При этом среднегодовой рост тарифов в 2012 г. составит 10,2%.

б) тарифы планируется индексировать с 1 июля 2012 года на 15%;

Информация о работе Аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы