Аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрыть понятие, причины и механизмы гиперинфляции, исследование теоретических и практических аспектов. Исходя из поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
– раскрыть понятие, сущность и виды инфляции и гиперинфляции;
– изучить причины и последствия гиперинфляции;
– рассмотреть механизмы развития гиперинфляции;
– проанализировать проблемы, перспективы развития и историю гиперинфляции в рос

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы 5
1.1 Понятие и виды инфляции 5
1.2 Сущность гиперинфляции 10
1.3 Причины и последствия гиперинфляции 12
1.4 Механизм развития гиперинфляции 14
2 Анализ гиперинфляции в российской экономике 19
2.1 Гиперинфляция 1918-1924 годов в России 19
2.2 Риск гиперинфляции в России на современном этапе 24
2.3 Основные направления устранения инфляции 26
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ГИПЕРИНФЛЯЦИИ  В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

2.1 Гиперинфляция 1918-1924 годов в России

 

В связи с эмиссионной политикой совзнаки были подвержены значительному обесцениванию. Советские знаки обесценивались настолько быстро, что неоднократно проводилась их деноминация:

– при выпуске соцзнаков образца 1922 года 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 10 000 старых.

– При выпуске соцзнаков образца 1923 года 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или 1 000 000 более старых.

– Один рубль пятаковками 1918 или совзнаками 1919 года в 1924 году стоил во время деноминации одну пятидесятимиллиардную часть одного рубля советскими червонцами, то есть один червонец стоил пятьсот миллиардов рублей 1918 года.

Цюрупа предлагал запасы промтоваров, сельскохозяйственных машин и предметов первой необходимости на сумму 1,162 млн руб. направить в хлебородные регионы. 25 марта 1918 г. СНК утвердил доклад Цюрупы. Продовольственным органам, Наркомпроду и лично Цюрупе были предоставлены чрезвычайные полномочия по снабжению страны хлебом, другими продуктами. Принятый в апреле 1918 года декрет, по которому Наркомпрод был уполномочен приобретать товары широкого потребления, чтобы выдавать их в обмен на крестьянское зерно, не был полностью реализован21.

Попытки установить нормы питания и твёрдые цены в городах рухнули из-за недостатка продовольствия и неумелого управления. Декрет ВЦИК от 9 мая 1918 года подтверждающий государственную монополию хлебной торговли и запрещающий частную торговлю хлебом. А.И. Деникин писал:

«Согласно декрету СНК СССР от 7 марта 1924, эмиссия совзнаков была прекращена, а выпущенные банкноты подлежали выкупу по соотношению 1 рубль золотом (казначейскими билетами) за 50 000 рублей совзнаками образца 1923 года. Банкноты более ранних выпусков также обменивались по курсу 1 рубль за 5 000 000 рублей образца 1922 года или 1 рубль за 50 000 000 000 рублей более ранних выпусков. Многие рассчитывали на то, что произойдёт обмен бумажных червонцев на золото, хотя никакого правительственного акта о свободном размене червонцев на золото так и не вышло».

Как и в РСФСР, в буферной Дальневосточной республике (ДВР), большевистское правительство использовало печатный станок для «решения» своих финансовых проблем. Однако бумажные рубли ДВР которыми правительство рассчитывалось с крестьянами за продовольствие, фураж и т.д и платило жалование рабочим, вскоре полностью обесценились и в результате этого экономика ДВР значительно пострадала так как население перешло на чистый бартер.

В мае 1921 года Совмин ДВР принял закон о переходе на металлическое денежное обращение и прекращении выпуска бумажных рублей. Это означало, что населению «разрешалось» расплачиваться царскими монетами, как медными так и серебряными и золотыми. Экономика ДВР быстро поднялась на ноги, что стало примером для руководства РСФСР которое вскоре после этого (с 1922 года) решило перевести экономику на рубли «обеспеченные» золотом – червонцы22.

Самая крупная по номиналу купюра страны была один миллиард (в просторечии лимард) рублей ЗСФСР 1924 года. ЗСФСР. Марка 1923 года:

– надпечатка 40 000 рублей на марке 5000;

– Миллиард рублей, аверс (1924);

– Миллиард рублей, реверс (1924).

Хроника:

– 1992 – либерализация цен, высокая инфляция;

– 1993 – высокая инфляция, денежная реформа;

– 1994 – Чёрный вторник (1994) – обвальное падение рубля по отношению к доллару 11.10.1994 г.;

– 1994–1997 – падение темпов инфляции;

– 1997 – 1000-кратная деноминация рубля;

– 1998 – экономический криис, дефолт, троекратный обвал курса рубля.

В плановой экономике СССР применялись фиксированные государственные цены на абсолютное большинство производимых товаров (работ, услуг). В 1986-88 плановая экономика была демонтирована. В конце 1991 политический кризис привёл к утрате контроля за ростом денежной массы в экономике, а продолжающийся производственный спад – к сокращению объёма товарного предложения. Примерно трёхкратное отношение этих величин (в условиях фиксированных цен) свидетельствовало об угрожающем экономическом неравновесии. Это стало проявляться в нарастающем товарном дефиците, в особенности продовольствия в крупных городах. Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход экономики страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения23.

В результате распада СССР произошло разрушение многих существовавших производственных цепочек и хозяйственных связей. Это стало серьёзным ударом по экономике России, которая в советское время была сориентирована на производство средств производства. На территории бывших республик СССР оказалось большинство незамерзающих портов, крупные участки бывших союзных трубопроводов, значительное число высокотехнологичных предприятий (в том числе АЭС).

Радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 г., в результате чего 90 % розничных цен и 80 % оптовых цен были освобождены от государственного регулирования. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор).

Поначалу наценки на такие товары были лимитированы, однако в марте 1992 г. стало возможно отменять эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов. Помимо либерализации цен, начиная с января 1992 г. был осуществлён ряд других важных экономических реформ, в частности, либерализация зарплат, введена свобода розничной торговли и др24.

До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту – согласованию спроса и предложения. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, – нехватку товаров. Предполагалось, что при коррекции цен товарное предложение в новых рыночных ценах будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие.

Однако в дальнейшем либерализация цен не была согласована с монетарной политикой: с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета. Это привело к взлёту инфляции осенью, которая по итогам 1992 года составила 26 % и тем самым ликвидировала все сбережения советского периода.

Сочетание потерь сбережений, экономического спада, задержек с выплатой зарплат в условиях гиперинфляции, резко выросших неравенства в доходах и неравномерного распределения заработков между регионами привело к стремительному падению реальных заработков для значительной части населения и её обнищанию. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств между 1992 и 1995 годами увеличилась с 33,6 % до 45,9 %.

По мнению реформаторов, причины высокой инфляции не были связаны с собственно либерализацией цен. В качестве таких причин приводились политическое давление, прежде всего со стороны российского парламента, которое вынуждало проводить эмиссию денег, а также приток рублей, напечатанных в бывших союзных республиках. Последнее объяснение неточно: возможностью эмиссии рублей в рублевой зоне обладал исключительно Центробанк России; ни одна республика СНГ не напечатала у себя ни одного рубля, в Россию поступали лишь рубли, оставшиеся в республиках со времен СССР и замененные там на местные валюты25.

Несмотря на принятые законы, по которым вклады в Сбербанке должны быть в конечном счете индексированы по формальной покупательной способности рубля, это не стало признанием их как внутреннего долга. При этом Правительство компенсирует бывшие вклады лишь частично, ссылаясь на вероятные пагубные последствия для финансовой стабильности в стране. Критики экономической политики правительства Гайдара, в том числе среди сторонников либеральных реформ, сравнивают этот процесс с конфискацией сбережений.

Кроме того, гиперинфляция привела к слишком резкому падению покупательского спроса, что поначалу только усугубило экономический спад. В 1998 ВВП на душу населения составлял 61 % от уровня 1991 г. – эффект, который стал неожиданностью для самих реформаторов, ожидавших от либерализации цен противоположного результата, однако который в меньшей степени наблюдался и в других странах, где была проведена «шоковая терапия».

В результате гиперинфляции рубль быстро обесценивался, указывать цены в рублях было затруднительно, поэтому широко практиковались расчеты в долларах США. Однако 6 марта 1993 года вышло постановление правительства России «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», рекомендовавшее Центробанку запретить «расчёты между резидентами на территории России в иностранной валюте».

Одним из результатов этого постановления стала повсеместная смена ценников со словом «доллар» на «у.е.» (Условная единица). В 2006 Госдума приняла закон, запрещающий государственным чиновникам упоминание о каких бы то ни было условных единицах по отношению к экономическим показателям России. Существует также намерение запретить российским предприятиям сферы торговли и услуг объявлять свои цены и тарифы в условных единицах.

Стоит отметить, что рост цен в России в начале 1990-х годов не все экономисты считают именно гиперинфляцией, так как в месяц цены росли менее, чем на 50 %26.

 

    1. Риск гиперинфляция в России на современном этапе

 

Глава Минэкономразвития  Алексей Улюкаев заявил, что инфляция в 2014 году будет не более  5%, хотя он, как специалист, конечно, не может не знать, что такой уровень инфляции невозможен при росте курса доллара на 7%, евро на 6% уже за первый месяц  2014 года, что составляет, соответственно, 84% и 72% годовых. Ослабление рубля в импортозависимой российской экономике разгоняет инфляцию, на 1 рубль покупок россияне покупают не более 25 копеек российских товаров.  Естественно, цены на импортные товары  вырастут  ровно настолько, насколько вырастут доллар и евро, и подтолкнут к росту цены на отечественные товары.  Заявляя, что инфляция будет не более 5%, глава Минэкономразвития, вероятно, надеется, что ему не придется отвечать за свои слова в конце 2014 года, потому что, скорее всего, господин Улюкаев предполагает, что до конца года он вряд ли продержится на своем посту. В любом случае, это смелый и благородный поступок, направленный на удержание экономики на краю  инфляционной пропасти.

Резкое ослабление национальной валюты - инструмент из арсенала «шоковой терапии».  Переход к свободному плавающему курсу рубля, проводимый сейчас Председателем Центробанка России Эльвирой Набиуллиной, по значимости равен переходу на рыночные цены в начале  90-х.

Девальвация национальной валюты может быть  действенной мерой поддержки отечественного производителя, но только в сочетании с другими мерами: созданием благоприятных условий для бизнеса, совершенствованием судебной системы, обеспечением прав собственности, снижением налогов, совершенствованием транспортной инфраструктуры, снижением административных барьеров. Без проведения мероприятий по замещению импорта товарами отечественного производства, резкое повышение курса рубля, вне всякого сомнения, приведет к росту инфляции, а возможно, и к гиперинфляции.

Маховик инфляции легко  раскручивается, благодаря чьей-то глупости и без особых усилий, а остановить его очень сложно – это трудная работа, требующая большого ума и знание законов экономики.  К сожалению, действующее правительство показало свою полную неспособность бороться с инфляцией. Небольшое её понижение  в последние годы объясняется тем, что  в условиях застоя в экономике естественный уровень инфляции остается стабильным или падает.

Как только рост курса доллара и евро превысит ставки по депозитам (11-12% годовых), хранение денег в рублях окончательно потеряет смысл, возникнет ажиотажный спрос на валюту, а это неизбежно вызовет рост инфляции. И тогда российская экономика рухнет в бездну  гиперинфляции, выход из которой  не будет  легким.  На сегодня половина пути (6-7% из 11-12%) к краю пропасти уже пройдена и надо бы остановиться27.

 

 

 

    1. Основные направления устранения инфляции

 

В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях сильной инфляции. Её отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов. Она включает индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и финансовых активов, изменения налоговых ставок и т.д. Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органов. Воздействие индексации на будущей темп инфляции зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства.

Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы, не доступные для государственного контроля. Однако снижение издержек, вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем проводить инфляционную экономическую политику28.

Информация о работе Аспекты инфляции и гиперинфляции, её причины и механизмы