АТЭС: цели и задачи, место России в нем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Азиатско-Тихоокеанский регион является не только крупным территориально (на его долю приходится 40% населения планеты), но и самым динамично развивающимся в мире. Необходимыми условиями поступательного развития территории являются: тесная экономическая взаимосвязь и сотрудничество между странами указанного региона и создание условий свободной беспрепятственной торговли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС………………………...6
1.1 История создания и структура организации……………………6
1.2 Принципы, цели и задачи деятельности……………………......13
1.3 Роль АТЭС в современной мировой экономике…………….…16
Глава 2. Взаимодействие России и АТЭС……………………………..17
2.1 Место России в АТЭС……………………………………..…..…17
2.2 Перспективные направления сотрудничества…………………..23
Заключение……………………………………………………….……....28
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

ATES курсовая.docx

— 156.02 Кб (Скачать файл)
 




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

 

Факультет международного бизнеса и торговли

«Кафедра мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «АТЭС: цели и задачи, место России в нем».

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса 2 группы

очной формы обучения

Соловьева Валерия Алексеевна

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Власова Наталия Львовна

Оценка______________________

Подпись_____________________

«______»_______2015.

Саратов - 2015 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС………………………...6

1.1 История создания и  структура организации……………………6

1.2 Принципы, цели и задачи деятельности……………………......13

1.3 Роль АТЭС в современной  мировой экономике…………….…16

Глава 2. Взаимодействие России и АТЭС……………………………..17

2.1 Место России в АТЭС……………………………………..…..…17

2.2 Перспективные направления  сотрудничества…………………..23

Заключение……………………………………………………….……....28

Список использованных источников………………………………...…30

Приложение………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Азиатско-Тихоокеанский регион является не только крупным территориально (на его долю приходится 40% населения планеты), но и самым динамично развивающимся в мире. Необходимыми условиями поступательного развития территории являются: тесная экономическая взаимосвязь и сотрудничество между странами указанного региона и создание условий свободной беспрепятственной торговли.

Именно эти условия послужили стимулом для образования в 1989 году в Канберре крупнейшего объединения – Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Значимость Межправительственного форума АТЭС обусловлена кроме всего прочего тем, что на долю его участников приходится 60% мирового ВВП и половина всего объема внешней торговли.

Участников АТЭС принято называть «Экономиками», а не странами, так как самостоятельными государствами являются 19 участников: Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Таиланд, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония, а двое участников – лишь отдельные территории: Гонконг и Тайвань.

Одновременно с уровнем развития Азиатско-Тихоокеанского региона растет и значимость АТЭС: если изначально совещания в рамках сотрудничества проводились на уровне министров, то в настоящее время проводятся встречи лидеров государств, и это, несомненно, повышает статус АТЭС.

Россия является евроазиатским государством, и развитие международного сотрудничества только с Европой выглядело бы однобоко и неоправданно, особенно учитывая экономический потенциал азиатской части страны.

В связи с этим вопрос вступления России в АТЭС не вызывал сомнений и давал толчок к развитию Сибири и Дальнего Востока, как территорий непосредственно входящих в Азиатско-Тихоокеанский регион. Несмотря на ресурсные возможности этих регионов, их удаленность от Федерального центра России затрудняла инвестиционные и финансовые потоки и делала субъекты этих территорий дотационными.

В свете последних политических событий на Украине, вылившихся в экономические санкции против России, считаю, что актуальность выбранной мной темы является неоспоримой. Участие России в АТЭС должно выйти на новый активный уровень. Давно назрела необходимость сбалансированности международного сотрудничества с Европой и Азией, пора было отойти от избыточных ориентиров на США и Европу. Таким образом, политические обстоятельства из вне резко сделали азиатское направление приоритетным во внешней политике России.

Целью настоящей курсовой работы является изучение Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, его роли в мировой экономике, а также возможностей, которые дает АТЭС России, и экономического потенциала Сибири и Дальнего Востока, который был бы интересен прочим участникам АТЭС. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить АТЭС от истории его организации до причин его возрастающей роли в мировой экономике;
  2. Определить место России в АТЭС, изучить общие точки соприкосновения и перспективу их дальнейшего развития.

Предметом изучения моей курсовой работы является международное экономическое сотрудничество в рамках АТЭС, важность и перспективность его развития для экономики России.

В первой главе рассмотрены предпосылки создания АТЭС, структура организации, определены принципы и цели деятельности, а также дана оценка роли АТЭС в современной мировой экономике. Во второй главе рассмотрено взаимодействие России и АТЭС: определено место России в АТЭС и использование потенциала АТЭС в интересах экономического развития нашей страны. В заключении сделаны выводы по рассматриваемой теме.

В процессе написания курсовой работы мной были изучены и использованы различные источники. Многие теоретические и практические аспекты деятельности АТЭС и других международных экономических организаций нашли свое отражение в работах ряда российских экономистов, таких, как Костюнина Г.М., Островская Е.Я., Поляков В.В. и др.

 

Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС

    1. История создания и структура организации

Для зарождения интеграционных инициатив в АТР было несколько предпосылок. Одной из них является создание Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского экономического сообщества на рубеже 1950-60-х гг. Еще в 1967 г. начались переговоры по этому вопросу, когда эксперты и бизнесмены пяти государств региона – Канады, США, Японии, Новой Зеландии и Австралии приступили к дискуссиям по поводу создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (Pacific Free Trade Area, PAFTA), концепцию которой предложил японский аналитик К.Кодзима.

Второй предпосылкой стали два нефтяных кризиса 1973 и 1979 годов. Они обострили проблему энергетической безопасности стран региона, которые и без того испытывали нехватку энергоресурсов.

Предложение о создании Организации по Тихоокеанской торговле и развитию, ОПТАД (Organization for Pacific Trade and Development, OPTAD) по модели ОЭСР впервые было сделано в 1968 г. Ей отводилась роль дискуссионного форума по региональным проблемам, но она так и не была создана1.

В 1976 г. министр иностранных дел Японии М. Окита попытался возродить эту идею, а в 1979 г. П. Драйздель - известный американский аналитик по вопросам тихоокеанских связей - представил доклад Комитету по иностранным делам Сената США.

По мнению Окиты и Драйзеля, OPTAD должна была стать межгосударственной экономической организацией в Тихом океане и выступить как аналог ОЭСР. Но поскольку менее развитые страны видели в этом нарушение своих экономических интересов, предложение по созданию OPTAD было снова отклонено в 1960-70-е гг. Таким образом, неоднократно выдвигавшееся предложение вновь не получило реальной политической поддержки в регионе.

В тот период формализация экономического сотрудничества в регионе шла по пути образования неправительственных организаций. Япония выступила как главный инициатор. В 1968 г. Т. Мики, премьер-министр Японии, сделал официальное предложение о создании Тихоокеанской зоны свободной торговли. Но правительства других стран не поддержали его предложение. Оно вылилось в организацию в 1968 г. Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (Pacific Forum on Trade and Development - PAFTAD). Она стала неправительственной организацией, которая объединила ученых стран региона.

В том же году был образован Экономический совет Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council) – ТЭС, в качестве неправительственной организации, в состав которой входили руководители более 1000 компаний из 17 стран. С 1995 г. в его составе участвует и российская делегация. Содействие развитию торговли и инвестиционных вложений в рамках АТР на уровне частного предпринимательства на основе взаимодействия с руководителями правительств и международными организациями – главная цель ТЭС.

По предложению Японии в конце 1970-х гг. была создана еще одна региональная организация - Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству - СТЭС (Pacific Economic Cooperation Council). Она выполняла роль трехстороннего совета с участием представителей научных, предпринимательских и правительственных кругов, целью которого было создания зоны свободной торговли и определение направлений региональной экономической политики.

Первое заседание СТЭС состоялось в 1980 г., который и считается годом основания этой организации. Принятие концепции «открытого регионализма» в 1992 г. является основным достижением СТЭС.

«Открытый регионализм» представляет собой необходимость следующих действий:

    • дальнейшее укрепление глобальной экономической системы;
    • достижение ее открытости для свободного движения товаров, услуг, капиталов, передачи технологии, информации;
    • возможность принятия и участия третьих стран.

Вышеперечисленные организации являются экономическими форумами, которые призваны разрабатывать концептуальные основы взаимных экономических связей с целью содействия развитию экономик стран-участниц. Мировой опыт позволяет сделать вывод, что значительное позитивное влияние на раннем этапе развития экономического сотрудничества может оказать неформальный обмен мнениями, по сравнению с принятием каких-либо резолюций, которые носят исключительно декларативный характер и не связывают взаимными обязательствами страны, которые их принимают.

В 1989 г. в АТР на встрече в столице Австралии, г. Канберра, было принято решение об организации Форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

Миссия АТЭС четко определена в двух направлениях:

  • либерализация и облегчение торговли и инвестиций (Trade and Investment Liberalization and Facilitation - TILF);
  • экономическое и техническое сотрудничество (ECOTECH).

АТЭС не имеет жесткой организационной структуры. Система управления в АТЭС включает секретариат, 11 рабочих групп, специальный комитет по инвестициям и торговле2. Вместе с тем АТЭС не имеет механизма принятия решений и во многом сохраняет черты консультативной группы. Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре. В него входят только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, и 20 местных наемных сотрудников. Секретариат, действующий на постоянной основе, выполняет вспомогательные технические функции. Он не имеет полномочий, которые позволяли бы ему добиваться выполнения членами организации решений, принимаемых на основе соглашений.

Ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров АТЭС - основная форма организации форума с 1993 года. Структура управления Форумом АТЭС представлена на рисунке 1 (см. прил. 1). В ходе этих встреч принимаются декларации, подводящие общий итог форума за год и определяющие перспективы для будущих действий. В последние семь лет саммиты АТЭС проводились3:

  • Саммит АТЭС-2007 (Сидней, Австралия);
  • Саммит АТЭС-2008 (Лима, Перу);
  • Саммит АТЭС-2009 (Сингапур);
  • Саммит АТЭС-2011 (Гонолулу, США);
  • Саммит АТЭС-2012 (Владивосток, Россия);
  • Саммит АТЭС-2013 (Бали, Индонезия);
  • Саммит АТЭС-2014 (Пекин, Китай).

Проходят чаще встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. В течение года проводятся также отраслевые  министерские встречи и ежеквартальные встречи старших должностных лиц АТЭС.

В процессе АТЭС были разработаны документы, регламентирующие ее постепенную институционализацию. Ключевым является Совместное заявление министров после встречи в  Канберре и Сеульская декларация 1991 года, которые определяют основные цели, задачи, принципы деятельности.

 В «Осакской Программе действий» в 1995 году были приняты меры для достижения намеченных целей. Кроме того, был создан административный орган – секретариат, который выполняет технические функции в организации встреч на различных уровнях АТЭС.

Для финансирования деятельности Организации установлены соответствующие фонды. Значительным событием по предоставлению процессу сотрудничества статуса высшего уровня была в 1993 года неформальная встреча лидеров на острове Блейк в Сиэтле.

На ранних стадиях институционализации форума было много противников. Например, «маленькие» страны - АСЕАН, остерегающиеся экспансии развитых стран и ревниво относящиеся к проблеме нарушения своего политического суверенитета, против создания организации с правилами обязательного выполнения решений. Чтобы преодолеть этот комплекс, пришлось применить политические меры.

Правила членства в АТЭС подчеркивают  факт открытости для новых членов, гостей и официальных наблюдателей. К условиям членства относятся:

  • расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
  • экономические интересы и связи с участниками АТЭС;
  • реализация рыночной политики открытого характера;
  • принятие основных целей и принципов деятельности Форума в соответствии с принятыми договорённостями;
  • разработка и осуществление индивидуального и коллективного плана действий.

Информация о работе АТЭС: цели и задачи, место России в нем