Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 10:25, курсовая работа
Описание работы
Азиатско-Тихоокеанский регион является не только крупным территориально (на его долю приходится 40% населения планеты), но и самым динамично развивающимся в мире. Необходимыми условиями поступательного развития территории являются: тесная экономическая взаимосвязь и сотрудничество между странами указанного региона и создание условий свободной беспрепятственной торговли.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………3 Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС………………………...6 1.1 История создания и структура организации……………………6 1.2 Принципы, цели и задачи деятельности……………………......13 1.3 Роль АТЭС в современной мировой экономике…………….…16 Глава 2. Взаимодействие России и АТЭС……………………………..17 2.1 Место России в АТЭС……………………………………..…..…17 2.2 Перспективные направления сотрудничества…………………..23 Заключение……………………………………………………….……....28 Список использованных источников……………
Россия активно участвует в
работе АТЭС в сфере безопасности личности,
борьбы с международным терроризмом и
трансграничной преступностью, оказания
помощи в чрезвычайных ситуациях. Поддержкой
партнеров пользуются российские идеи
по поводу обеспечения международной
информационной безопасности, а именно
повышение контртеррористической защищенности
критически важной энергоинфраструктуры
и борьба с пиратством, пресечение кибертерроризма,
расширение взаимодействия в этих областях
с различными международным структурами.
Успешно действует созданная по российской
инициативе Специальная группа АТЭС по
горнодобывающей промышленности и металлургии.
В рамках работы Группы в 2009 г. в Сингапуре
российской стороной была проведена Конференция
АТЭС по вопросам обеспечения устойчивого
развития в упомянутых секторах экономики.
По ее итогам под руководством Министерства
промышленности и торговли России подготовлен
отчёт «Устойчивое развитие горнодобывающей
промышленности и металлургии в АТР»,
который в 2010 г. был передан в Комиссию
ООН по устойчивому развитию.
В соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации с
30 июля 2007 г. № 1014-р8 Российская Федерация внесла
в 2010 г. на добровольной основе целевой
вклад в Фонд поддержки АТЭС (ФПА) в размере
500 тыс.долл. США. 19 июля 2010 г. Правительством
Российской Федерации принято распоряжение
№ 1208-р о внесении очередного добровольного
взноса России в ФПА в 2011-2012 гг. размере
до 3 млн.долл. США.
Россия председательствовала
в АТЭС в 2012 г. (заявка была одобрена на
саммите в Сиднее в 2007 г.). Контроль над
деятельностью в этом направлении осуществлял
Организационный комитет по подготовке
и обеспечению председательства Российской
Федерации в форуме АТЭС в 2012 году, созданный
в декабре 2007 г.
Присоединившись в 1998 году к
Азиатско-тихоокеанскому экономическому
сотрудничеству в качестве полноправного
члена, Россия встала на путь рыночного
развития и полноценной интеграции в мировую
экономику. За прошедшие 16 лет Россией
накоплен значительный опыт взаимодействия
с партнерами по форуму по широкому спектру
проблем - от структурных реформ экономики
до взаимодействия в чрезвычайных ситуациях.
Это позволило более плодотворно использовать
имеющиеся у нашей станы естественные
конкурентные преимущества, начиная с
огромного пространства территории и
богатейших ресурсов, до совершенствования
инвестиционной привлекательности.
Наша страна обдуманно наращивает
торгово-экономическое сотрудничество
со всеми партнерами по АТЭС. В 2013 году
в ряде направлений получены неплохие
результаты. По восходящей развивается
взаимная торговля с экономиками - участницами
АТЭС - в 2013 году их часть во внешнеторговом
обороте России составила 23,9% против 16,4%
в 2002 году9. Вдобавок в отдельных векторах
достигнуты еще более значительные результаты.
Таким образом, объем торговли с Китаем
- нашим основным торговым партнером -
достиг исторического максимума - 87,5 млрд.
долларов, и поставленная цель довести
текущий показатель к 2015 году до отметки
в 100 миллиардов является совершенно реальной,
тем более в сложившейся экономической
ситуации. К докризисному максимуму вернулся
товарооборот между Россией и Японией,
составив почти 30 млрд. долларов. Объем
торговли с Республикой Корея возрос до
25 млрд. долларов, то есть увеличился в
11,5 раза по сравнению с 2002 годом. Высокую
динамику демонстрируют торговые связи
России со странами АСЕАН: если в 2000 году
совокупный товарооборот с «десяткой»
не превышал 1 млрд. долларов, то по итогам
2012 года он вышел на уровень 15 млрд. долларов.
Главная проблема на современном
этапе - низкий уровень российской вовлеченности
в международную экономическую жизнь
региона, асимметрия в экономических отношениях
России со странами-членами АТЭС. Доля
России во внешнеторговых операциях стран
АТР находится в районе 1%, ее инвестиции
в эти государства незначительны. В то
время как доля стран АТЭС во внешнеторговых,
прежде всего, экспортных, операциях России
относительно высока, о чем было сказано
ранее. Россия делает все, чтобы приумножить
объемы торговли, первоклассно ее диверсифицировать,
прежде всего за счет увеличения доли
высокотехнологичной продукции и товаров
с высокой степенью переработки.
Решению этой задачи было уделено
внимание еще в работе, связанной с председательством
Российской Федерации в АТЭС в 2012 году,
где Россия выступала за концентрацию
коллективных усилий на таких направлениях
сотрудничества, как усовершенствование
региональных транспортно-логистических
систем, предоставление продовольственной
безопасности, распространение кооперации
в целях экономической модернизации с
упором на инновационное развитие.
Выдвигая эти отраслевые и тематические
приоритеты, Россия руководствовалась
и своими национальными интересами. Именно
этим сферам уделяется повышенная заинтересованность
в планах долгосрочного социально-экономического
развития. Они органически вписываются
в алгоритм действий по реализации основополагающих
российских нормативных документов.
В последнее время можно говорить
о некоторых позитивных, хотя и ограниченных,
сдвигах в направлении решения основной
проблемы. Российские транснациональные
компании более внимательно смотрят в
сторону азиатских рынков по ряду причин:
насыщение товарами и услугами рынков
Западной Европы, рост капитализации российских
компаний, что приводит к расширению потенциала
зарубежного инвестирования, пониманию
возможностей предпринимательства в странах
АТР.
Учитывая геостратегический
статус России как крупной евроазиатской
державы и растущую роль внешнеэкономических
связей, активное участие в деятельности
Форума АТЭС и сотрудничество с АСЕАН
имеет важное экономическое и политическое
значение для нашей страны.10 Исходя из этого, можно выделить
следующие стратегические цели российской
политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе
на ближайшую и среднесрочную перспективу:
1. Укрепление позиций политико-дипломатического
присутствия в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, поддержание стабильных партнерских
отношений с государствами АТЭС и АСЕАН.
2. Постепенное увеличение объемов
торгово-экономического сотрудничества
со всеми государствами Азиатско-Тихоокеанского
региона.
3. Активизация сотрудничества
с государствами АТР в тех направлениях,
где отечественное производство наиболее
конкурентоспособно, в том числе в сфере
энергетики, транспорта, связи, научно-технических
разработок, а также в сфере использования
морских ресурсов Тихого океана.
4. Активное использование взаимовыгодного
сотрудничества со странами АТР для социально-экономического
развития Сибири и Дальнего Востока; это
будет способствовать успешной реализации
Стратегии социально-экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона
на период до 2025 г.
5. Расширение практики обсуждения
и координации позиций РФ со странами
АТЭС и АСЕАН в международных организациях,
что позволит России присоединиться к
процессам формирования основных принципов
международной экономической политики,
механизмов инвестиций и правил торговли
и влиять на них в соответствии с национальными
интересами.
6. Координация позиций России
на различных диалоговых площадках - не
только в АСЕАН и АТЭС, но и в других организациях
глобального управления – БРИКС, «Группе
восьми», «Группе двадцати».
2.2 Перспективные
направления сотрудничества
Превращение в связующее экономическое,
коммуникационное, финансовое, культурное,
цивилизационное звено европейской и
азиатской экономик - главная стратегическая
цель России в АТЭС. Для достижения этой
цели необходимо участие России в создании
единого Азиатско-тихоокеанского экономического,
а затем и политического центра, который
функционирует, основываясь на принципах
единообразия закона при множественности
культур и цивилизационных различий стран.
Россия при этом должна стать важным звеном
азиатско-тихоокеанской экономической
интеграции.
Проведение мероприятий АТЭС
на территории России, регулярное участие
российских президентов в саммитах –
все это свидетельствует о приоритетности
такой интеграции для высшего руководства
страны.
В настоящее время формируются
основные направления, по которым российские
компании во взаимодействии с государством
и при его поддержке могут внести весомый
вклад в развитие многостороннего экономического
сотрудничества в АТЭС - это область энергетики,
использование геостратегического положения
России как естественной транспортной,
коммуникационной связующей между Западом
и Востоком, а также значительный научный
потенциал.
Россия является важнейшим
поставщиком леса, рыбы, металлов и других
ресурсов, поэтому страны Восточной Азии
(особенно Китай и Япония) заинтересованы
в развитии регионального сотрудничества
в области их защиты и сохранения, так
как зависят от бесперебойных поставок
различной продукции. В будущем эта зависимость
будет только усиливаться, так как серьезной
региональной проблемой может стать, к
примеру, нехватка пресной воды в Китае.
Экологические катастрофы на заводах
Северо-Восточного Китая, последствия
которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной
Азии, позволяют оценить актуальность
темы сотрудничества в таких сферах, как
охрана окружающей среды и ресурсосбережение.
Россия может внести весомый
вклад в обеспечение транспортного сообщения
между Восточной Азией и Европой, в том
числе путем соединения Транссибирской
и Транскорейской железнодорожных магистралей.
В связи с этим необходимо подготовить
для обсуждения целый ряд проектов, направленных
на совместное использование российского
транспортного потенциала с зарубежными
партнерами.
Быстрый рост спроса на энергоносители
в странах Северо-Восточной Азии показывает
необходимость сотрудничества в области
энергетики. В этом регионе наблюдается
парадокс энергетической ситуации: большую
часть энергетического сырья его основные
потребители – Япония, Китай, Южная Корея
- привозят извне, при наличии значительных
залежей энергетического сырья, прежде
всего, в Восточных районах России.
Весомый образовательный и
научный потенциал вузов и академических
институтов Дальнего Востока - еще один
значительный ресурс нашей страны. В вузах
Владивостока и Хабаровска ежегодно растет
число иностранных, в первую очередь китайских,
студентов, что открывает возможности
для наращивания экспорта российских
образовательных услуг в страны АТР. Существуют
и другие направления регионального сотрудничества,
приоритетность и эффективность которых
оценивается уже сейчас, чтобы иметь возможность
представить проработанные проекты для
обсуждения на ближайшем саммите в 2015
году на Филиппинах.
В ходе последнего саммита в
2014 году в Пекине определены перспективы
развития отношений России и Китая. После
переговоров Владимир
Путин и Си Цзиньпин подписали 17 документов, касающихся нефтегазового
сектора, гидроэнергетики, совместных
инфраструктурных проектов и поставок
оборудования. Наряду с уже подписанным
договором в мае 2014 года о поставках газа
Китаю через восточный
маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и
рамочное соглашение об увеличении поставок
газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного
маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных
соглашений по поставкам природного
газа, Китай станет импортером российского
газа номер один в мире11.
Общая концепция российской
политики в АТЭС может содержать самые
разнообразные мероприятия, интересные
и для России, и для других участников.
Например, Россия могла бы поддержать
призыв участников АТЭС к расширению производственного
и научно-технического сотрудничества,
прежде всего, кооперации, что отвечает
международным тенденциям в этой области.
Интерес у партнеров по АТЭС могли бы вызвать
инициативы осуществления крупных инвестиционных
проектов в энергетике и миграции рабочей
силы, поскольку у некоторых стран существует
избыток рабочей силы и недостаток энергетических
ресурсов12.
Нельзя не согласиться с мнениями
многих экспертов, что перспективной областью
сотрудничества является сельское хозяйство,
ведь ряд стран АТЭС испытывают недостаток
продовольствия.
В условиях участия в АТЭС высокоразвитых
стран с одной стороны и развивающихся
стран с переходной экономикой – с другой,
членов АТЭС могли бы заинтересовать предложения
о взаимодействии в области передачи технологий,
естественно, на коммерческой основе.
Важным и полезным мероприятием
стало бы также создание базы данных о
возможных контрактах и региональной
электронной системы поиска деловых партнеров
на пространстве АТЭС, в том числе ориентирующихся
на развитие производственных кооперационных
связей.
Таким образом, Россия и экономики
АТЭС могут сотрудничать во многих областях:
привлечение инвестиций в освоение
региональных углеводородных ресурсов
– как в геологоразведку и добычу, так
и в дальнейшую переработку.
участие стран в инфраструктурных
проектах по экспорту нефти и газа, угля
и электроэнергии из Сибири и Дальнего
Востока, в первую очередь Китай и Южную
Корею.
перспективным является сотрудничество
в сфере развития альтернативных и возобновляемых
источников энергии. В этой области Южная
Корея обладает большим полезным опытом.
Сотрудничество со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее
перспективно конкретно для России по
трем направлениям13:
экспорт в страны АТР таких традиционных
российских товаров, как минеральное и
углеводородное сырье, лес и нефтепродукты,
что может обеспечить расширение масштабов
и поднятие технического уровня этого
производства, а также создание дополнительных
рабочих мест на российском Дальнем Востоке;
путем создания совместных
предприятий налаживание в России производства
высококачественных товаров широкого
потребления, включая бытовую электронику
и другие товары длительного пользования,
по которым эти страны занимают передовые
позиции в мире и способны внести серьезный
вклад в удовлетворение потребительского
спроса в России;
совместные научные разработки
в области энергетики, материаловедения,
биотехнологии, освоения мирового океана,
аэрокосмической техники, медицины.
Участие России в многогранной
деятельности АТЭС способствует решению
актуальных задач формирования в нашей
стране современной рыночной экономики,
подключению к интеграционным процессам,
разворачивающимся на пространстве АТР,
а в более широком плане - нашему равноправному
и взаимовыгодному партнерству с мировыми
экономическими лидерами по важнейшим
проблемам глобального хозяйственного
развития.
Заключение
АТЭС - межправительственный
форум азиатско-тихоокеанского региона,
имеющий формально консультативный статус;
это больше чем просто торговая организация.
Ее объявленная при создании долгосрочная
цель - поддержание устойчивого роста
и развитие региона. Эта цель должна была
достигаться путем консультаций и обмена
мнениями на принципах взаимной выгоды
и открытого диалога с целью выработки
консенсуса при равном уважении к мнению
всех участников. Я считаю, что АТЭС следует
поставленной цели в своей деятельности.