АТЭС: цели и задачи, место России в нем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Азиатско-Тихоокеанский регион является не только крупным территориально (на его долю приходится 40% населения планеты), но и самым динамично развивающимся в мире. Необходимыми условиями поступательного развития территории являются: тесная экономическая взаимосвязь и сотрудничество между странами указанного региона и создание условий свободной беспрепятственной торговли.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика деятельности АТЭС………………………...6
1.1 История создания и структура организации……………………6
1.2 Принципы, цели и задачи деятельности……………………......13
1.3 Роль АТЭС в современной мировой экономике…………….…16
Глава 2. Взаимодействие России и АТЭС……………………………..17
2.1 Место России в АТЭС……………………………………..…..…17
2.2 Перспективные направления сотрудничества…………………..23
Заключение……………………………………………………….……....28
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

ATES курсовая.docx

— 156.02 Кб (Скачать файл)

Россия активно участвует в работе АТЭС в сфере безопасности личности, борьбы с международным терроризмом и трансграничной преступностью, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. Поддержкой партнеров пользуются российские идеи по поводу обеспечения международной информационной безопасности, а именно повышение контртеррористической защищенности критически важной энергоинфраструктуры и борьба с пиратством, пресечение кибертерроризма, расширение взаимодействия в этих областях с различными международным структурами. Успешно действует созданная по российской инициативе Специальная группа АТЭС по горнодобывающей промышленности и металлургии. В рамках работы Группы в 2009 г. в Сингапуре российской стороной была проведена Конференция АТЭС по вопросам обеспечения устойчивого развития в упомянутых секторах экономики. По ее итогам под руководством Министерства промышленности и торговли России подготовлен отчёт «Устойчивое развитие горнодобывающей промышленности и металлургии в АТР», который в 2010 г. был передан в Комиссию ООН по устойчивому развитию.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации с 30 июля 2007 г. № 1014-р8 Российская Федерация внесла в 2010 г. на добровольной основе целевой вклад в Фонд поддержки АТЭС (ФПА) в размере 500 тыс.долл. США. 19 июля 2010 г. Правительством Российской Федерации принято распоряжение № 1208-р о внесении очередного добровольного взноса России в ФПА в 2011-2012 гг. размере до 3 млн.долл. США.

Россия председательствовала в АТЭС в 2012 г. (заявка была одобрена на саммите в Сиднее в 2007 г.). Контроль над деятельностью в этом направлении осуществлял Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме АТЭС в 2012 году, созданный в декабре 2007 г.

Присоединившись в 1998 году к Азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству в качестве полноправного члена, Россия встала на путь рыночного развития и полноценной интеграции в мировую экономику. За прошедшие 16 лет Россией накоплен значительный опыт взаимодействия с партнерами по форуму по широкому спектру проблем - от структурных реформ экономики до взаимодействия в чрезвычайных ситуациях. Это позволило более плодотворно использовать имеющиеся у нашей станы естественные конкурентные преимущества, начиная с огромного пространства территории и богатейших ресурсов, до совершенствования инвестиционной привлекательности.

Наша страна обдуманно наращивает торгово-экономическое сотрудничество со всеми партнерами по АТЭС. В 2013 году в ряде направлений получены неплохие результаты. По восходящей развивается взаимная торговля с экономиками - участницами АТЭС - в 2013 году их часть во внешнеторговом обороте России составила 23,9% против 16,4% в 2002 году9. Вдобавок в отдельных векторах достигнуты еще более значительные результаты. Таким образом, объем торговли с Китаем - нашим основным торговым партнером - достиг исторического максимума - 87,5 млрд. долларов, и поставленная цель довести текущий показатель к 2015 году до отметки в 100 миллиардов является совершенно реальной, тем более в сложившейся экономической ситуации. К докризисному максимуму вернулся товарооборот между Россией и Японией, составив почти 30 млрд. долларов. Объем торговли с Республикой Корея возрос до 25 млрд. долларов, то есть увеличился в 11,5 раза по сравнению с 2002 годом. Высокую динамику демонстрируют торговые связи России со странами АСЕАН: если в 2000 году совокупный товарооборот с «десяткой» не превышал 1 млрд. долларов, то по итогам 2012 года он вышел на уровень 15 млрд. долларов.

Главная проблема на современном этапе - низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны. В то время как доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока, о чем было сказано ранее. Россия делает все, чтобы приумножить объемы торговли, первоклассно ее диверсифицировать, прежде всего за счет увеличения доли высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки.

Решению этой задачи было уделено внимание еще в работе, связанной с председательством Российской Федерации в АТЭС в 2012 году, где Россия выступала за концентрацию коллективных усилий на таких направлениях сотрудничества, как усовершенствование региональных транспортно-логистических систем, предоставление продовольственной безопасности, распространение кооперации в целях экономической модернизации с упором на инновационное развитие.

Выдвигая эти отраслевые и тематические приоритеты, Россия руководствовалась и своими национальными интересами. Именно этим сферам уделяется повышенная заинтересованность в планах долгосрочного социально-экономического развития. Они органически вписываются в алгоритм действий по реализации основополагающих российских нормативных документов.

В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в направлении решения основной проблемы. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин: насыщение товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что приводит к расширению потенциала зарубежного инвестирования, пониманию возможностей предпринимательства в странах АТР.

Учитывая геостратегический статус России как крупной евроазиатской державы и растущую роль внешнеэкономических связей, активное участие в деятельности Форума АТЭС и сотрудничество с АСЕАН имеет важное экономическое и политическое значение для нашей страны.10 Исходя из этого, можно выделить следующие стратегические цели российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе на ближайшую и среднесрочную перспективу:

1. Укрепление позиций политико-дипломатического присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поддержание стабильных партнерских отношений с государствами АТЭС и АСЕАН.

2. Постепенное увеличение объемов торгово-экономического сотрудничества со всеми государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.

3. Активизация сотрудничества с государствами АТР в тех направлениях, где отечественное производство наиболее конкурентоспособно, в том числе в сфере энергетики, транспорта, связи, научно-технических разработок, а также в сфере использования морских ресурсов Тихого океана.

4. Активное использование взаимовыгодного сотрудничества со странами АТР для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока; это будет способствовать успешной реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.

5. Расширение практики обсуждения и координации позиций РФ со странами АТЭС и АСЕАН в международных организациях, что позволит России присоединиться к процессам формирования основных принципов международной экономической политики, механизмов инвестиций и правил торговли и влиять на них в соответствии с национальными интересами.

6. Координация позиций России на различных диалоговых площадках - не только в АСЕАН и АТЭС, но и в других организациях глобального управления – БРИКС, «Группе восьми», «Группе двадцати».

2.2 Перспективные  направления сотрудничества

Превращение в связующее экономическое, коммуникационное, финансовое, культурное, цивилизационное звено европейской и азиатской экономик - главная стратегическая цель России в АТЭС. Для достижения этой цели необходимо участие России в создании единого Азиатско-тихоокеанского экономического, а затем и политического центра, который функционирует, основываясь на принципах единообразия закона при множественности культур и цивилизационных различий стран. Россия при этом должна стать важным звеном азиатско-тихоокеанской экономической интеграции.

Проведение мероприятий АТЭС на территории России, регулярное участие российских президентов в саммитах – все это свидетельствует о приоритетности такой интеграции для высшего руководства страны.

В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии с государством и при его поддержке могут внести весомый вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТЭС - это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, а также значительный научный потенциал.

Россия является важнейшим поставщиком леса, рыбы, металлов и других ресурсов, поэтому страны Восточной Азии (особенно Китай и Япония) заинтересованы в развитии регионального сотрудничества в области их защиты и сохранения, так как зависят от бесперебойных поставок различной продукции. В будущем эта зависимость будет только усиливаться, так как серьезной региональной проблемой может стать, к примеру, нехватка пресной воды в Китае. Экологические катастрофы на заводах Северо-Восточного Китая, последствия которых ощутили на себе все страны Северо-Восточной Азии, позволяют оценить актуальность темы сотрудничества в таких сферах, как охрана окружающей среды и ресурсосбережение.

Россия может внести весомый вклад в обеспечение транспортного сообщения между Восточной Азией и Европой, в том числе путем соединения Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. В связи с этим необходимо подготовить для обсуждения целый ряд проектов, направленных на совместное использование российского транспортного потенциала с зарубежными партнерами.

Быстрый рост спроса на энергоносители в странах Северо-Восточной Азии показывает необходимость сотрудничества в области энергетики. В этом регионе наблюдается парадокс энергетической ситуации: большую часть энергетического сырья его основные потребители – Япония, Китай, Южная Корея - привозят извне, при наличии значительных залежей энергетического сырья, прежде всего, в Восточных районах России.

Весомый образовательный и научный потенциал вузов и академических институтов Дальнего Востока - еще один значительный ресурс нашей страны. В вузах Владивостока и Хабаровска ежегодно растет число иностранных, в первую очередь китайских, студентов, что открывает возможности для наращивания экспорта российских образовательных услуг в страны АТР. Существуют и другие направления регионального сотрудничества, приоритетность и эффективность которых оценивается уже сейчас, чтобы иметь возможность представить проработанные проекты для обсуждения на ближайшем саммите в 2015 году на Филиппинах.

В ходе последнего саммита в 2014 году в Пекине определены перспективы развития отношений России и Китая. После переговоров Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали 17 документов, касающихся нефтегазового сектора, гидроэнергетики, совместных инфраструктурных проектов и поставок оборудования. Наряду с уже подписанным договором в мае 2014 года о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в два раза, за счет мощностей западного маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных соглашений по поставкам природного газа, Китай станет импортером российского газа номер один в мире11.

Общая концепция российской политики в АТЭС может содержать самые разнообразные мероприятия, интересные и для России, и для других участников. Например, Россия могла бы поддержать призыв участников АТЭС к расширению производственного и научно-технического сотрудничества, прежде всего, кооперации, что отвечает международным тенденциям в этой области. Интерес у партнеров по АТЭС могли бы вызвать инициативы осуществления крупных инвестиционных проектов в энергетике и миграции рабочей силы, поскольку у некоторых стран существует избыток рабочей силы и недостаток энергетических ресурсов12.

Нельзя не согласиться с мнениями многих экспертов, что перспективной областью сотрудничества является сельское хозяйство, ведь ряд стран АТЭС испытывают недостаток продовольствия. 
В условиях участия в АТЭС высокоразвитых стран с одной стороны и развивающихся стран с переходной экономикой – с другой, членов АТЭС могли бы заинтересовать предложения о взаимодействии в области передачи технологий, естественно, на коммерческой основе.

Важным и полезным мероприятием стало бы также создание базы данных о возможных контрактах и региональной электронной системы поиска деловых партнеров на пространстве АТЭС, в том числе ориентирующихся на развитие производственных кооперационных связей.

Таким образом, Россия и экономики АТЭС могут сотрудничать во многих областях:

  • привлечение инвестиций в освоение региональных углеводородных ресурсов – как в геологоразведку и добычу, так и в дальнейшую переработку.
  • участие стран в инфраструктурных проектах по экспорту нефти и газа, угля и электроэнергии из Сибири и Дальнего Востока, в первую очередь Китай и Южную Корею.
  • перспективным является сотрудничество в сфере развития альтернативных и возобновляемых источников энергии. В этой области Южная Корея обладает большим полезным опытом.

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее перспективно конкретно для России по трем направлениям13: 

  • экспорт в страны АТР таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты, что может обеспечить расширение масштабов и поднятие технического уровня этого производства, а также создание дополнительных рабочих мест на российском Дальнем Востоке;
  • путем создания совместных предприятий налаживание в России производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования, по которым эти страны занимают передовые позиции в мире и способны внести серьезный вклад в удовлетворение потребительского спроса в России;
  • совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины.

Участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане - нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

АТЭС - межправительственный форум азиатско-тихоокеанского региона, имеющий формально консультативный статус; это больше чем просто торговая организация. Ее объявленная при создании долгосрочная цель - поддержание устойчивого роста и развитие региона. Эта цель должна была достигаться путем консультаций и обмена мнениями на принципах взаимной выгоды и открытого диалога с целью выработки консенсуса при равном уважении к мнению всех участников. Я считаю, что АТЭС следует поставленной цели в своей деятельности.

Информация о работе АТЭС: цели и задачи, место России в нем