Тонкость политической азиатской
дипломатии проявляется в определении
статуса участников, которые закреплены
в различных документах. Статус определяется
как «экономика», а не государство, таким
образом, избегая конфликтов и опасных
дискуссий о международно-правовых отношениях,
в частности, в Китае, на Тайване.
Сотрудничество в рамках АТЭС
протекает по нескольким рабочим уровням.
Нижние ярусы «зонтичной структуры» представлены
в виде рабочих групп. Это группы по развитию
торговли, промышленной науке и технологии,
энергетике, сохранению морских ресурсов,
по телекоммуникациям и информации. Существуют
также группы по транспорту, развитию
человеческих ресурсов, рыболовству, малым
и средним предприятиям, техническому
сотрудничеству в сельском хозяйстве,
координационная группа по электронной
торговле.
Последующим по значимости
органом выступают университеты комитетов
и подкомитетов, среди которых следует
отметить: комитеты по бюджету и управлению,
торговле и вложениям, народнохозяйственный
совет.
Существует собрание старших
должностных лиц, которые несут ответственность
за подготовку встреч на министерском
и высочайшем уровнях.
Верховный уровень совместной
работы - неформальные встречи фаворитов
государств-участниц.
Председательствующему участнику
отводится определённо важная роль в Организации.
Каждый второй раз председательствует
один из семи членов АСЕАН, входящих в
АТЭС. Кроме участия в подготовке встреч
всех органов АТЭС в данной процедуре
особая роль в соответствии с Бангкокской
декларацией 1992 г. принадлежит учреждённому
в 1993 г. Секретариату.
Финансирование АТЭС производится
из донорских вливаний стран-участниц.
В 2002 г. Центральный фонд насчитывал 8,5
млн. долларов, что в сравнении с другими
организациями (НАФТА и ЕС) несоизмеримо
мало.
Средства распределяются в
основном среди рабочих групп, комитетов
и подкомитетов. Существует также Фонд
по либерализации и содействию торговле,
учреждённый в 1995 г. в японском городе
Осаке, финансирование отпускается на
разработку и реализацию потенциально
важных проектов.
Особой группой в процессе сотрудничества
и институционализации являются такие
органы, как Совет по тихоокеанскому экономическому
сотрудничеству (СТЭС), Деловой консультативный
совет, Консорциум по изучению АТЭС.
Удачная организация АТЭС стала
вероятной в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, благоприятный политический
интернациональный климат. Его формированию
способствовало устранение на региональном
уровне конфликтных обстановок в виде
массовой биполярной конфронтации, а также
завершение «прохладной борьбы» и «гонки
вооружений». Формирующаяся многополярность
привела к определенному доверию между
государствами АТР. В ситуации «прохладного»
противоборства не имело значения, какая
политическая инициатива учреждения интернациональной
региональной организации рассматривалась
в качестве «творения военно-политического
блока» одной из сторон в противовес другой.
Завершение «прохладной борьбы» беспокоило
почти все азиатские державы, поскольку
стал вероятен уход вложений из АТР в державы
былого социалистического лагеря, встающие
на рельсы рыночной экономики. Поэтому
необходимой была организация нового
формата совместной работы для удержания
средств в ареале. Это явилось дополнительным
политическим катализатором к скорейшему
созданию региональной организации.
Однако возникла настоящая
опасность регионального группирования
в остальных долях света. Таким образом,
второй важной предпосылкой явилось создание
региональных блоков, таких как МЕРКОСУР,
НАФТА и др.
И, наконец, в-третьих - бурный
финансовый подъем и развитие взаимозависимости
стран, а также существование опасности
провала окончания Уругвайского раунда.
Он открыл собственную работу в 1986 г. для
проведения многосторонних переговоров
с целью либерализации и развития интернациональной
торговли на массовом уровне. Но возмущение
некоторых государств ставило под вопрос
его конструктивное окончание. В частности,
державы Европы в рамках многосторонних
массовых переговоров без охоты шли на
уступки сообразно изобретению собственных
базаров.
В сложившейся ситуации в азиатско-тихоокеанской
кандидатуре виделся способ стимулирования
неазиатских государств прийти к соглашению.
В то ведь время подъем размера интернациональной
торговли в государствах водоема Негромкого
океана никак не утрачивал собственной
интенсивности. К примеру, экспорт Страны
восходящего солнца в державы АТР с 1970
по сравнению с 1987 г. возрос с 55% до 61,4%,
а США - с 16,2% до 24,2%4. Неправительственные организации
ареала, такие как ЭСТБ, СТЭС, ПАФТАД, никак
не отвечали возрастающим потребностям
координации действий усиливающейся взаимозависимости.
В данной ситуации нужно было находить
новейшие варианты создания институционализма.
- Принципы, цели и
задачи деятельности
Принципы деятельности АТЭС
включают в себя как принципы, относящиеся
к международным организациям, так и принципы,
разработанные непосредственно в рамках
Форума5. К первой группе относятся
следующие: принцип прозрачности, не дискриминации,
соблюдения правил ВТО, сотрудничества.
Вторая группа принципов, отражающих специфику
процесса торговой и инвестиционной либерализации
в АТЭС, включает в себя: принцип не взаимности,
добровольности, сопоставимости, непрерывного
процесса.
Среди основных следует выделить
такой принцип, как сотрудничество только
в экономической сфере. С начала своего
функционирования форум АТЭС рассматривал
себя как свободную «совокупность экономик»,
а не как политически сплоченную группировку
стран. Термин «экономика» подчеркивает,
что внимание этой организации сосредоточено
на экономических, а не политических вопросах.
Практически полное отсутствие
специального административного аппарата
– второй наиболее важный момент. АТЭС
образован как свободный консультативный
форум без какой-либо жесткой организационной
структуры или крупного бюрократического
аппарата.
Третьим принципом является
отказ от принуждения, примат добровольности.
У АТЭС нет полномочий правопринуждения
при разрешении конфликтов (как, например,
ВТО). Напротив, работа АТЭС основывается
только на консультациях и достижении
консенсуса. Главным движущим стимулом
выступают позитивные примеры соседних
стран, стремление им следовать. Страны
АТЭС официально демонстрируют приверженность
принципу открытого регионализма, что
обычно трактуется как свобода выбора
членами АТЭС конкретных механизмов либерализации
торговли.
Немаловажным является принцип
приоритетного внимания к информационному
обмену. Открытый обмен информацией - основной
элемент процесса взаимодействия стран-членов
АТЭС. Можно сказать, что ближайшая цель
этого экономического сотрудничества
- не столько единое экономическое, сколько
единое информационное пространство.
Идет обмен, в первую очередь, информацией
о бизнес-проектах стран-участниц. Рост
информационной открытости дает возможность
бизнесменам каждой из стран включаться
в предпринимательскую деятельность на
всей территории АТЭС.
Цели деятельности Форума определены
в Сеульской декларации (1991 год):
1) содействие экономическому
росту экономик региона (стран и территорий
– участниц Форума: Гонконга и Тайваня);
2) развитие и укрепление
открытой многосторонней торговой системы
в регионе;
3) поощрение взаимной
торговли товарами, услугами и
инвестиций;
4) сокращение ограничений во
взаимной торговле в соответствии с нормами
ГАТТ/ВТО6.
В 1994 в качестве стратегической
цели объявлено создание к 2020 в АТР системы
свободной и открытой торговли и либерального
инвестиционного режима. Каждая страна
самостоятельно определяет свой статус
и сроки введения новых режимов на основе
индивидуальных планов действий.
Деятельность в АТЭС направлена
на обсуждение и поиск согласованных решений
по следующим направлениям:
- Получение выгод от новой экономики и глобализации. Для этого ведется работа по расширению
экономического и технологического сотрудничества, основанная на принятии индивидуальных планов действий, проводится анализ возможностей расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, а также развития человеческого потенциала и внедрения новейших методов корпоративного управления.
- Продвижение либерализации
торговли и инвестиций. Этому способствуют:
- расширение применения методов упрощения торговых процедур с целью повышения эффективности торговли;
- проведение работ по улучшению инвестиционного климата в регионе;
- принятие мер по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации;
- сокращение сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2020 году.
- Поддержание устойчивого экономического
роста за счет расширения сотрудничества в финансовой сфере, проведения диалога по макроэкономической политике для исключения непредсказуемости экономического
развития стран региона, содействия структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.
1.3. Роль АТЭС в современной
мировой экономике
Со времени встречи первых лиц
в 1993 году, представлявших собой сообщество
в Азиатско-Тихоокеанском регионе, основанное
на общих интересах стабильности, безопасности
и процветания, АТЭС стала основной структурой
для регионального сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. Состав членов АТЭС представляет
собой разнообразное сочетание больших
и малых экономик на различных уровнях
экономического развития. Это включает
в себя многие динамичные экономики с
непрерывным высоким экономическим ростом,
а также и те, чей потенциал для развития
еще нужно извлечь. В совокупности экономики
страны АТЭС насчитывают 57% мирового ВВП
и 48% мировой торговли, и на их долю приходится
более 40% прямых зарубежных инвестиций
мира7.
Стратегически, АТЭС – это единственный
форум в громадном Азиатско-Тихоокеанском
регионе, который ежегодно собирает вместе
лидеров могущественных экономик, чтобы
обсудить важные региональные и глобальные
проблемы. Либерализация и помощь торговле
и капиталовложениям, экономическое и
техническое сотрудничество, безопасность
человечества, включая инфекционные заболевания
и пандемии, контртерроризм и подготовленность
к бедствиям, экономика на базе знаний
и инновации – вот некоторые из вопросов,
рассматриваемых лидерами на их ежегодных
совещаниях. Как региональный институт,
объединяющий несколько главных экономических
держав с большим населением и самым динамичным
развитием, АТЭС играет ключевую роль
в мировом сообществе как с экономической,
так и стратегической точки зрения.
АТЭС является сравнительно
молодой региональной организацией. Основное
предназначение АТЭС – определение правил
открытой региональной торговли и инвестиций,
содействие устойчивому экономическому
росту всех участвующих в нем экономик,
обеспечение позитивного эффекта от растущего
экономического сотрудничества. В настоящее
время АТЭС объединяет 21 экономику: участниками
форума являются Австралия, Бруней, Вьетнам,
Гонконг (как специальная таможенная территория
Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика
Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия,
Папуа–Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур,
США, Таиланд, Тайвань (как отдельная китайская
территория), Филиппины, Чили и Япония.
Глава 2. Взаимодействие
России и АТЭС
2.1 Место России
в АТЭС
Официальную заявку на вступление
в форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество» Россия подала 17 марта
1995 г. В том же году на встрече в Японии
главы государств-членов АТЭС приняли
решение о принятии России в рабочие группы
и об ее участии в них. Уже к маю 1996 г. Россия
подала заявки на вступление в 7 рабочих
групп АТЭС. Для изучения разрабатываемых
в сотрудничестве режимов торговли и инвестиционных
потоков, координации действий министерств
и ведомств в решении вопросов сотрудничества
со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона (АТР) в соответствии с постановлением
правительства РФ в августе 1996 г. была
создана межведомственная комиссия по
делам АТЭС.
25 ноября 1997 г. на 5-ой встрече
18-ти лидеров государств и территорий
стран, входящих в АТЭС, Россия была единогласно
принята в АТЭС. На встрече министров иностранных
дел и экономики накануне саммита 17-18 ноября
в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялось
полноправное вступление России в АТЭС,
вместе с Вьетнамом и Перу. Начиная с 1999
г. в ежегодных саммитах АТЭС регулярно
участвует Президент Российской Федерации.
На встрече лидеров в 2002 г. в Лос-Кабосе
(Мексика) по поручению Президента РФ делегацию
возглавлял Председатель Правительства
Российской Федерации.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 1998
года № 954 "Об обеспечении участия Российской
Федерации в форуме Азиатско-тихоокеанское
экономическое сотрудничество - АТЭС"
была образована Комиссия правительства
Российской Федерации по вопросам участия
в форуме АТЭС.
Основные задачи Комиссии:
- координация действий федеральных
органов с целью обеспечения внешнеполитических и экономических интересов России в рамках АТЭС;
- организация участия России
в научно-технической, кредитно-финансовой, торгово-экономической и других областях деятельности АТЭС;
- повышение эффективности сотрудничества
с АТЭС.
Концепция участия России в
форуме АТЭС, одобренная Президентом Российской
Федерации в ноябре 2000 г., является основой
работы в данном направлении. Представители
российских ведомств активно участвуют
в отраслевых министерских встречах (по
вопросам инвестиций, торговли, энергетики,
финансов, малого и среднего предпринимательства,
науки и технологий, транспорта, сельского
хозяйства и др.), а также в заседаниях
профильных органов АТЭС. Подкомиссия
по экономической интеграции Правительственной
комиссии по экономическому развитию
координирует деятельность федеральных
органов исполнительной власти.
Постепенно накапливается опыт
организации мероприятий АТЭС на территории
нашей страны. В России уже проведены:
-по вопросам энергосбережения
и энергоэффективности (в Москве, 2005 г.),
-по транспорту (во Владивостоке,
2005 г.),
-по энергетике (в Южно-Сахалинске,
2006 г.),
-по промышленной науке и технологиям
(во Владивостоке, 2007 г.);
- семинар «Формирование многостороннего
сотрудничества в области тушения лесных
пожаров в АТР» (в Хабаровске, 2010 г.);
- симпозиум «Использование океанских
энергоресурсов прибрежных зон стран
АТЭС в качестве стабильного источника
экологически чистой электроэнергии в
регионе» (во Владивостоке, 2011 г.);
- саммит АТЭС (во Владивостоке,
2012 г.);
- научно-практическая конференция
«Ведение мониторинга и диспетчеризация
транспорта на основе навигационных систем
в регионе АТЭС» (во Владивостоке, 2013 г.).