Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии. Выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I. Аудит операций с основными средствами и нематериальными
активами…………………………………………………………………….5
1. Аудит операций с основными средствами……………………………5
Методика проверки………………………………………………..7
Аудиторские процедуры, позволяющие оценить
Организацию учета основных средств…………………………...9
2. Аудит операций с нематериальными активами………………………16
3. Оформление рабочих документов по результатам аудита…………..20
II. Аудит основных средств и нематериальных активов на примере
ОАО «Золотая мышь»………………………………………………………23
1. Характеристика предприятия……………………………………………23
2. Аудит операций с основными средствами……………………………..23
Аудит сохранности и использования основных средств………….24
Аудит правильности отнесения предметов к основным средствам, их классификации по принадлежности, по характеру участия в производственном процессе…………………………………………25
Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств……………………………………….25
Аудит операций с арендованными основными средствами……….28
Аудит начисления амортизации основных средств………………...28
3. План и программа контроля аудита основных средств и нематериальных активов…………………………………………………29
4. Тесты, применяемые при аудите………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………37
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовик по аудиту (окончательный).doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

I. Аудит операций с основными средствами и нематериальными

активами…………………………………………………………………….5

1.      Аудит операций с основными средствами……………………………5

Методика проверки………………………………………………..7

Аудиторские процедуры, позволяющие оценить

        Организацию учета основных средств…………………………...9

2.      Аудит операций с нематериальными активами………………………16

3.      Оформление рабочих документов по результатам аудита…………..20

II.    Аудит основных средств и нематериальных активов на примере

     ОАО «Золотая мышь»………………………………………………………23

1.      Характеристика предприятия……………………………………………23

2.      Аудит операций с основными средствами……………………………..23

Аудит сохранности и использования основных средств………….24

Аудит правильности отнесения предметов к основным средствам, их классификации по принадлежности, по характеру участия в производственном процессе…………………………………………25

Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств……………………………………….25

Аудит операций с арендованными основными средствами……….28

Аудит начисления амортизации основных средств………………...28

3.      План и программа контроля аудита основных средств и           нематериальных активов…………………………………………………29

4.      Тесты, применяемые при аудите………………………………………...34

Заключение………………………………………………………………..36

Список литературы………………………………………………………37

Приложения

Введение

     Переход  к  рыночным  отношениям  в  России   заставил  экономически   активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Контроль остаётся одним из важных элементов рыночной экономики, причём, действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

     Высшим органом финансово-экономического контроля является Контрольная
палата РФ, образуемая законодательным органом страны и действующая под его
руководством. Органами, исполняющими функции государственного контроля в России, является Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ, которые осуществляют, повсеместный контроль над исполнением действующего законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Функции внутрихозяйственного контроля в России исполняются ревизионными и инвентаризационными комиссиями,  действиями должностных лиц.

     Внутрихозяйственный  контроль можно рассматривать как контроль
административный и экономический. Администрация, бухгалтерия, а также
руководители различных иерархических уровней любых хозяйственных систем сами создают и поддерживают внутрихозяйственный контроль на применяемом для своих целей уровне. Он способствует предупреждению непроизводственных расходов, контролю над использованием своих обязанностей и работникам и предприятия, совершенствованию управления, что, в конечном счёте, способствует увеличению эффективности  производства.

     Дни проведения независимого контроля над соблюдением законности финансово-хозяйственных операций и достоверности бухгалтерского учёта и отчётности на предприятиях и организациях создаются аудиторские фирмы.

     Актуальность внешнего и внутреннего профессионального аудита означает создание условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гарантии собственникам сохранности их вложений, предоставление информации о реальном положении дел предприятия всем другим пользователям.

     Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии.  Выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Аудит операций с основными средствами и нематериальными

активами

 

1.     Аудит операций с основными средствами

 

     Для проведения аудита основных средств необходимо использовать современную нормативную базу. Ниже представлен перечень основных нормативных документов.

     Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;

     Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.07.1998 № 33н (с изм. и доп.);

     Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанного с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина РФ от 24.12.1998 №68н;

     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №56 (с изм. и доп.);

    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49;

     Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденные приказом Минфина РФ от 20.12.1994 № 167 (ПБУ 2/94 с изм. и доп.);

     Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);

     Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»;

     Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;

     Другие нормативные документы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета основных средств.

     В процессе проведения аудиторской проверки аудиторы должны убедиться в наличии и правильности оформления первичных документов, обоснованности записей в регистрах бухгалтерского учета, выполнении выбранных вариантов по отдельным положениям учетной политики (например, в части методов амортизации основных средств).

     Приведем состав первичных документов, подлежащих изучению:

o        Приказ «Об учетной политике организации»;

o        Акты инвентаризации основных средств;

o        Приказ о назначении постоянно действующей комиссии;

o        Отчет о переоценке основных средств;

o        Договоры купли-продажи основных средств;

o        Акты приема-передачи основных средств;

o        Договоры на ремонт, реконструкцию и модернизацию  основных средств;

o        Акты о ликвидации основных средств;

o        Инвентарные карточки основных средств;

o        Опись инвентарных карточек учета основных средств;

o        Инвентарные списки основных средств по месту их нахождения в эксплуатации и другие документы, обусловленные отраслевой спецификой.

     Целью аудиторской проверки операций с основными средствами является установление достоверности во всех существенных отношениях отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций по приобретению, эксплуатации и выбытию объектов основных средств, а так же формирования мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в части отражения указанных операций.

     Изучению подлежат следующие регистры синтетического и аналитического учета:

o        Главная книга;

o        Журналы-ордера:

№ 13 (по кредиту счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

№10 (по кредиту счетов 02 «Амортизация основных средств», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»);

№16 (по кредиту счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы»);

Ведомость № 18 (учет затрат по капитальным вложениям);

Ведомость аналитического учета основных средств;

Разработочные таблицы «Расчет износа (амортизации) основных  средств».

Применение регистров зависит от выбранной и зафиксированной в приказе по учетной политике формы ведения бухгалтерского учета.

     Данные, предоставленные в регистрах бухгалтерского учета, должны соответствовать данным финансовой (бухгалтерской) отчетности. Проверке подлежат:

     Форма № 1 (Бухгалтерский баланс);

     Форма № 2 (Отчет о прибылях и убытках);

     Форма № 5 (Приложение к бухгалтерскому балансу).

 

1.1 Методика проверки

 

     Рассмотрим методику проверки, состоящую из нескольких этапов.

     На подготовительном этапе необходимо осуществить следующие действия.

1.      Ознакомиться с учетной политикой предприятия в частности организации учета основных средств в аудируемом отчетном периоде, отметив следующие моменты:

o        Порядок отнесения объектов в состав основных средств или хозяйственного инвентаря, учитываемого на счете 10 «Материалы», а так же порядок определения срока полезного использования объектов;

o        Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета;

o        Применяет ли организация механизм ускоренной амортизации и если да, то каковы основания для его применения;

o        Порядок учета затрат на ремонт основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета, отраженный в приказе об учетной политике и реализуемый на практике;

o        Какие способы амортизации объектов основных средств применяются на предприятии (для целей бухгалтерского учета и налогового учета), если происходили изменения в выборе методов, то установить причину;

o        Проводятся ли переоценки объектов основных средств и пр.

Причем если установлено, что переоценки проводятся, то надлежит выяснить, кто их проводит и на каком основании (если специализированные оценщики, то ознакомиться с договором).

2.      Ознакомиться с составом комиссии, назначенной руководителем для контроля движения и ликвидации основных средств (см. приказ по предприятию).

3.      Установить круг материально ответственных лиц (см. приказ по предприятию), удостовериться в наличии договоров с ними о полной материальной ответственности. Если такие договоры отсутствуют, то порекомендовать их заключить.

4.      Ознакомиться с результатами последней инвентаризации (при этом проверить наличие подписей всех членов инвентаризационной комиссии, уточнить, не было ли письменных возражения по актам отдельных членов комиссии).

 

 

Аудиторские процедуры, позволяющие оценить организацию учета основных средств

 

     Рассмотрим аудиторские процедуры, позволяющие оценить организацию учета основных средств.

1.     Установить соответствие остатков по синтетическим счетам 01, 02, 03, 07, 08, отраженных в Главной книге, аналогичным данным аналитического учета и Бухгалтерского баланса (форма № 1).

     Если сальдо не тождественны, то следует выяснить причину у лица, ответственного за ведение учета основных средств и нематериальных активов. При этом следует проанализировать, привело ли существующее искажение в бухгалтерском учете к завышению или занижению налоговой базы по налогу на имущество и сделать соответствующий перерасчет.

2.     Проверить соответствие применяемых на предприятии форм первичной учетной документации унифицированным формам.

     Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены следующие согласованные с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств:

o        ОС – 1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

o        ОС – 1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

o        ОС – 1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

o        ОС – 2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»;

o        ОС – 3 «акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»;

o        ОС – 4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

o        ОС – 4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

o        ОС – 4б «акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

o        ОС – 6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;

o        ОС – 6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;

o        ОС – 6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств»;

o        ОС – 14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;

o        ОС – 15 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»;

o        ОС – 16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

     При проведении аудиторской проверки основных средств можно использовать следующие аудиторские процедуры, представленные в

таблице 1.

 

Аудиторские процедуры в отношении учета

                                         объектов основных средств                        Таблица 1   

Информация о работе Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами