Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии. Выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I. Аудит операций с основными средствами и нематериальными
активами…………………………………………………………………….5
1. Аудит операций с основными средствами……………………………5
Методика проверки………………………………………………..7
Аудиторские процедуры, позволяющие оценить
Организацию учета основных средств…………………………...9
2. Аудит операций с нематериальными активами………………………16
3. Оформление рабочих документов по результатам аудита…………..20
II. Аудит основных средств и нематериальных активов на примере
ОАО «Золотая мышь»………………………………………………………23
1. Характеристика предприятия……………………………………………23
2. Аудит операций с основными средствами……………………………..23
Аудит сохранности и использования основных средств………….24
Аудит правильности отнесения предметов к основным средствам, их классификации по принадлежности, по характеру участия в производственном процессе…………………………………………25
Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств……………………………………….25
Аудит операций с арендованными основными средствами……….28
Аудит начисления амортизации основных средств………………...28
3. План и программа контроля аудита основных средств и нематериальных активов…………………………………………………29
4. Тесты, применяемые при аудите………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………37
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовик по аудиту (окончательный).doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

     Следует также отметить, что в соответствии со статьей 252 налогового кодекса РФ: «Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации». Таким образом, расходы связанные с выбытием объектов основных средств не подтвержденные первичными документами нельзя учитывать при исчислении налога на прибыль организаций.

2.2 Аудит правильности отнесения предметов к основным средствам, их классификации по принадлежности, по характеру участия в производственном процессе

     В ходе проведения аудита были проверены:

• правильность отнесения предметов к основным средствам;
• правильность выделения единиц учёта по характеру участия в производственном процессе.

     В процессе проверки раздела нарушений не выявлено.

2.3 Аудит оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств

     В ходе аудита проверялась правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств:

• в порядке купли-продажи;
• в безвозмездном порядке;
• в качестве вклада в уставный капитал;
• в результате ликвидации.

По результатам проверки имеются следующие замечания:

     1. В ходе проверки установлено, что хозяйственные операции по выбытию объектов основных средств отражались на счетах бухгалтерского учета корреспонденциями, противоречащими требованиям Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №56 (с изм. и доп.).

     В частности, выбытие объектов основных средств отражалось следующими записями:

     Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 01 «Основные средства» - отражалась первоначальная стоимость выбывающего объекта

     Дебет счета 02 «Амортизация основных средств» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - отражалась сумма начисленной амортизации.

     В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов: «При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 "Амортизация основных средств" в кредит счета 01 "Основные средства" (субсчет "Выбытие основных средств"). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы"».

     Так же, внесение учредителем своей доли в уставный капитал принадлежащим ему компьютером отражалось следующим образом:

     Дебет 80 Кредит 75 - 20 000 руб. - погашена задолженность учредителя по взносу в уставный капитал передачей принадлежащего ему компьютера;

     Дебет 08 Кредит 80

     Дебет 01 Кредит 08 - 20 000 руб. - компьютер принят к учету в составе основных средств.

     В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов: принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств".

     2. Не ведется журнал-ордер № 13, применяется документ с названием «Приложение к журналу-ордеру № 13», который по своему содержанию представляет мемориальный ордер, что нарушает требования учетной политики ОАО “Золотая мышь”.

     3. По данным бухгалтерского учёта в июне 2007 года были введены основные средства, выявленные в ходе инвентаризации. Данная операция была отражена в учёте записью по дебету счёта 01 в корреспонденции со счетом 91 на сумму 515000 руб. Принятие актива в качестве объекта основных средств не было оформлено Актами о приёмке-передаче объекта основных средств (ОС-1).

     Тем самым были нарушены положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который устанавливает, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, не подтверждён документально момент принятия актива к бухгалтерскому учёту в качестве объекта основных средств, служащий ориентиром при определении периода начисления амортизации.

     4. В ходе проверки отмечены случаи несоответствия сведений главной книги и журнала-ордера № 13.

Например, в журнале-ордере № 13 за июль 2007 года сделаны записи следующего содержания:

- «введено Дебет счета 01 Кредит счета 08/4 = 91068 руб;

Дебет счета 01 Кредит счета 91/1 = 2500 руб.».

В главной книге за июль 2007 года указанные записи отсутствуют.

     5. В ходе проверки отмечены случаи отсутствия первичных документов, подтверждающих обоснованность сделанных записей в регистрах бухгалтерского учета. Например, в регистре «Перечень поступивших объектов основных средств» за май 2007 года указан шкаф (инв. № 3622, балансовая стоимость 3 160 руб.). Документов, подтверждающих факт передачи актива от другой организации для проверки, не представлено (имеется счет-фактура № Б-045 от 26.05.2003 ООО «Бонтер»).

2.4 Аудит операций с арендованными основными средствами

В процессе проверки по данному разделу нарушений не выявлено.

2.5 Аудит начисления амортизации основных средств

     В ходе аудита проверялись:

• правильность списания на затраты производства объектов основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу. Организация аналитического учёта этих объектов;
• правильность использования рабочего плана счетов бухгалтерского учёта в отношении счетов учёта амортизации;
• соответствие корреспонденции счетов требованиям законодательства;
• правильность определения сроков полезного использования объектов основных средств;
• правильность применения способа начисления амортизации.

     В процессе проверки раздела нарушений не выявлено. Но возник вопрос об оптимальности используемого метода начисления амортизации, то есть является ли он самым удобным для предприятия.

     Следует отметить, что данные замечания не оказывают существенного влияния на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, однако, необходимо устранить нарушения выявленные в ходе аудита, а также усовершенствовать систему внутреннего контроля, чтобы избежать ошибок в дальнейшем.

     Таким образом, можно сделать вывод, о том, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности отражения в учете операций с основными средствами и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     Информация об основных средствах ОАО “Золотая мышь” отражена достоверно в бухгалтерской отчетности организации за период с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно.

3. План и программа контроля и аудита основных средств и

нематериальных активов.

 

     Перед проведением аудиторской проверки на предприятии необходимо составить план и программу проведения проверки.

 

План аудита основных средств и НМА.

1. Проверяемая организация: ОАО “Золотая мышь”.

2. Период аудита: 1.02.08. - 27.02. 08 г.

3. Проверяемый период: 1.01.07 – 31.12.07 г.

4. Количество человеко-часов.: 400.

5. Аудитор: Болдырев А.В.

6. Планируемый аудиторский риск: 3%.

7. Планируемый уровень существенности: 5%.

 

Планируемые виды работ

 

Период проведения

 

Исполнитель

 

1. Решение организационных вопросов.

 

1.02.08-2.02.08

 

Болдырев А.В

2. Проверка соблюдения законодательства

 

3.02.08-5.02.08

 

Болдырев А.В

3. Проведение инвентаризации

 

6.02.08 - 14.02.08

 

Болдырев А.В

4. Проверка поступления, выбытия основных средств.

 

14.02.08-18.02.08

 

Болдырев А.В

5. Проверка правильности начисления амортизации

 

18.02.08-22.02.08

 

Болдырев А.В

6. Проверка проводок и первичной документации

 

22.02.08 - 26.02.08

 

Болдырев А.В

7. Составление и предоставление аудиторского заключения

 

27.02.08

Болдырев А.В

 

Руководитель аудиторской фирмы, имеющий право подписи аудиторских

заключений от его имени: (подпись) Руководитель аудиторской группы:

Болдырев А.В.

Программа аудита основных средств и НМА.

 

1. Проверяемая организация: ОАО “Золотая мышь”.

2. Период аудита: 1.02.08. - 27.02. 08 г.

3. Проверяемый период: 1.01.07 – 31.12.07 г.

4. Количество человеко-часов.: 400.

5. Аудитор: Болдырев А.В.

6. Планируемый аудиторский риск: 3%.

7. Планируемый уровень существенности: 5%.

 

 

 

Перечень аудиторских процедур

 

Период

проведений

 

 

Исполнитель

 

Рабочие документы

аудитора

1. Решение общих вопросов организации:

 

1 .1 . Сбор общих сведений о клиенте

1.2. Описание состояния и постановку

       бух. Учета и внутреннего контроля

 

1.3. Описание компьютерной системы

1.4. Предварительный обзор баланса

1.5. Согласование организационных воп-

        росов.

1.6. Утверждение графика проведения

       аудита

 

1.7. Сверка Гл. книги и баланса

 

 

1.12.-2.12.08.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устав, Учредительные документы

 

Приказ по Учётной

политике

Паспорт ЭВМ

Баланс Ф. №1

 

 

Протоколы совместного заседания

Гл. книга,

баланс Ф.№1

 

2. Проверка соблюдения законодательства

 

 

2.1. Проверка построения учёта основных средств и НМА

 

 

2.2. Проверка изменений в учёте по

сравнению с предыдущим годом

 

2.02.-6.02.08г.

 

 

 

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

 

 

Положение о бух. учете

Гражданский кодекс

Инструкции, приказы

нормы амортизации

Постановления

 

 

3. Проведение инвентаризации

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Проверка последней

инвентаризации и её результаты

3.2. Ознакомиться с материалами

переоценки основных средств и их

Отражение в учёте.

 

 

 

6.02.08 -

14.02.08г.

 

 

 

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы, договора на материальную ответственность

 

 

 

Продолжение

 

Перечень аудиторских процедур

 

Период

проведений

 

 

Исполнитель

 

Рабочие документы

аудитора

3.3. Проверить наличие приказов о

создании на предприятии постоянно

действующей комиссии по списанию

по списанию основных средств; кто

отвечает и заключены ли с ними договора о

материальной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проверка поступления и выбытия

основных средств.

 

4.1. Учёт поступления

4.2. Учёт выбытия

4.3. Учёт ремонта

4.4. Учёт арендованных основных 

        средств.

4.5. Учёт НМА

 

14.02.08 -

18.02.08.

 

 

 

 

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная документация на

поступление, перемещение, выбытие и ремонт

 

 

 

 

5. Проверка правильности начисления

амортизации

 

 

 

5.1. Учёт износа основных средств

5.2. Соблюдение норм амортизации.

 

8.02.08 -

22.02.08.

 

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

 

Расчёт амортизации,

Инструкция по

нормам амортизации.

 

 

6. Проверка правильности проводок и

сверка первичной документации с

регистрами синтетического и

аналитического учёта

 

22.02.03 -

26.02.03

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

Гл книга ,

Инвентаризационные описи,

акты, ведомости.

Продолжение

 

Перечень аудиторских процедур

 

Период

проведений

 

 

Исполнитель

 

Рабочие документы

аудитора

7. Составление и предоставление

аудиторского заключения.

 

 

 

 

7.1. Написать в 2-х экз.

7.2. Ознакомление работников с черновиком

7.3. Подписание заключения и вручение

клиенту

 

27.02.03 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Болдырев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Черновик

аудиторского

заключения, новые

записи, копии документов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель аудиторской фирмы:_________________

 

 

Руководитель аудиторской группы:________________

30

 



4.   Тесты, применяемые при аудите.

     Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта применяется метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.

     Тестирование может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу проверяемого предприятия. Ответы персонажа предприятия могут указать на ошибки, недоработки, которые должны быть исправлены. Например, при проверке основных средств и НМА можно задать следующие вопросы:

1. Как отражается в  учёте  поступление  основных  средств  и НМА  и  какими проводками оформляется?

2. Как в учёте и какими проводками оформляется   списание по разным причинам основных средств?

3. Какие методы применяются при начислении износа (амортизации) основных средств и как она отражается в учёте?

4. Имеются ли на предприятии арендуемые основные средства?

5. Как они оформляются?

6. Как учитывается НМА и что к ним относят?

Это только малая часть тех вопросов теста, которые могут быть заданы. Вопросы можно представить в виде теста-таблицы.

 

Тест

№ п/п

 

 

Содержание вопроса

 

 

Возможный

ответ

 

Раздел I. Проверка учредительных документов и видов деятельности

 

Раздел I. Проверка учредительных документов и видов деятельности

 

 

1

 

Какую сумму составляет объявленный уставный капитал?

 

9 941 тыс.р.

 

2

 

 

Сформирован ли уставный капитал полностью в соответствии с

учредительными документами и законодательством?

Да

 

 

3

 

 

Имеются ли лицензии на отдельные виды деятельности (розничную

торговлю, операции с ценными бумагами и т. д.)?

 

Да

 

 

Продолжение теста

№ п/п

 

 

Содержание вопроса

 

 

Возможный

ответ

 

4

 

Занимается        ли        организация        видами        деятельности

непредусмотренными уставом?

Нет

 

5

 

 

 

 

Какой порядок предусмотрен в уставе для распределения прибыли и формирования фондов и резервов?

 

 

 

На основании

положения

учетной

политики

 

Раздел II Проверка порядка проведения инвентаризации основных средств и НМА.

1

 

Создана ли на предприятии инвентаризационная комиссия?

 

Да

 

2

 

Соблюдаются ли сроки проведения инвентаризаций?

 

Не всегда

 

3

 

 

 

 

Какими документами оформляются итоги инвентаризации?

 

 

 

 

Инвентаризацион-ные описи,

сличительные

ведомости.

 

4

 

Правильно ли ведутся инвентарные карточки по основным средствам и НМА?

 

Да

 

5

 

 

Имеются ли на предприятии основные средства на которые не

оформлены инвентарные карточки?

 

Нет

 

 

6

 

 

Какими проводками оформляются излишки или недостача основных средств и НМА?

 

94-01,

01-91

 

Раздел III. Проверка поступления и выбытия основных средств и НМА.

1

Как отражается в учете поступления основных средств?

Акты приемки-

передачи основных средств

2

 

Какими проводками оформляется поступления основных средств?

 

01-08

 

3

 

 

Как учитываются нематериальные активы (поступление, выбытие)?

04-08,

04-75

 

4

 

Имеются ли арендуемые основные средства и как они учитываются?

 

Нет

 

5

 

 

 

Какие методы применяются при начислении износа (амортизации)

основных средств и нематериальных активов и как это отражается в учете?

 

Линейный

01-02, 04-05

 

 

Информация о работе Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами