Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его роли в системе финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудита в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить основные тенденции его развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1 Роль аудита в системе финансового контроля ……………………..……5
История возникновения и развития аудита…………………………….….5
Понятие аудита и аудиторской деятельности…………………………...…9
Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь……….…16
2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности………...…16
2.2 Рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь…………………….....18

Файлы: 1 файл

1 Курсовая.docx

— 241.79 Кб (Скачать файл)

CОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….….3

Глава 1 Роль аудита в системе  финансового контроля ……………………..……5

    1. История возникновения и развития аудита…………………………….….5
    2. Понятие аудита и аудиторской деятельности…………………………...…9

Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь……….…16

2.1 Государственное регулирование  аудиторской деятельности………...…16

2.2 Рынок аудиторских услуг  в Республике Беларусь…………………….....18

2.3Анализ аудиторской деятельности в Республике Беларусь в 2009-2011гг………………………………………………………………………......21

Глава 3 Совершенствование  аудита в Республике Беларусь на современном  этапе развития……………………………………………………………………....25

3.1 Проблемы аудита в  Республике Беларусь на современном  этапе……....25

3.2 Тенденции развития  аудита в Республике Беларусь  на перспективу.….28

Заключение……………………………………………………………………….....32

Список использованных источников……………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Контроль является одной  из важнейших функций управления и представляет собой систему  наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов  управленческих воздействий на управляемый  объект.

Финансовый контроль необходим  в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах  с рыночной экономикой роль финансового  контроля особенно велика, так как  важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и  эффективности.

Одним из видов финансового  контроля является аудиторский контроль. Аудит – это независимый финансовый контроль, целью которого является подтверждение достоверности бухгалтерского учета предприятия, достигнутых  им финансовых результатов на основе проверки, ревизии и анализа хозяйственной  деятельности. 

В 21 веке, когда наша страна сталкивается со сложностями переходного  периода, аудиторская деятельность становится приоритетным направлением в области финансового контроля и требует более глубокого  изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики. Поэтому вопрос развития аудита в нашем государстве, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его роли в системе финансового  контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения  аудита, становление, развитие и выявление  проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть экономическую  сущность аудита и основные  этапы его развития в Беларуси;

2) определить содержание  аудиторской деятельности, ее основные  виды и направления; 

3) проанализировать состояние аудита в Республике Беларусь на современном этапе;

4) выявить проблемы развития  аудита в нашем государстве  и определить основные тенденции  его развития.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: системный подход, анализ и синтез, обобщение, группировка и сравнение, что позволило обеспечить  необходимую  глубину достоверности результатов  исследования и обосновать выводы.

В ходе написания работы использовался теоретический материал учебников и учебных пособий  отечественных и зарубежных авторов, издания периодической печати, законодательные акты Республики Беларусь, статистический материал, материалы сайта Министерства финансов Республики Беларусь.

Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения,  списка использованных источников. В процессе работы проведен анализ аудиторской деятельности, освещены проблемы развития аудита в Республике Беларусь на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 РОЛЬ АУДИТА В СИСЕТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

    1. История возникновения и развития аудита

Изучение любой дисциплины принято начинать с ее истории  –  возникновение, пути развития. Ознакомление с историей возникновения и становления  аудита в разных странах  поможет  глубже понять суть аудита и его  роль. Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа  его становления.

Зарождение аудита. В давние времена в школах учитель, объяснив урок, поручал старшему ученику перед началом следующего занятия проверить, как младшие выучили задание. Этот ученик назывался «аудитор» – выслушивающий. Впоследствии это слово прижилось и стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой-либо деятельности.

Аудит в современном понимании  этого вида деятельности возник  в Англии, где в IX веке кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок «к счету и мере в британской хозяйственной жизни». Первые письменные упоминания аудита относятся к XIII-XIV векам.

Возникновение аудита связано  с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).  Последние  не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую  предоставляли управленческие и  подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации  существенно повышали риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения  финансовой отчетности акционерами  приглашались специальные люди –  аудиторы, которым по мнению акционеров можно было доверять. Главными требованиями в аудитору были его безупречная  честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым  требованием становится и хорошая  профессиональная подготовка аудитора [1, с.15].

Первый этап становления. Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, появились в Англии в XIX в. Датой рождения аудита принято считать 1844 г.

В США в 1887 году была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в  штате Нью-Йорк законодательным  путем была регламентирована аудиторская  деятельность. Уже тогда должность  аудитора мог занимать дипломированный  бухгалтер, успешно сдавший экзамен  по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской  деятельностью. Только со строительством железных дорог и ростом страховых  компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.

Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали  проверять и оценивать балансы  акционерных обществ ревизорами. В 1870 году в Германии также были приняты  первые попытки к введению аудита, однако нигде не было указано, кем  должна была осуществляться проверка – внутренними контролерами предприятий  или приглашенными со стороны. Более  четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.

Степень вмешательства государства  в организацию и регламентацию  деятельности аудиторов меняется в  довольно широком диапазоне в  зависимости от страны: от полного  неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). Рост заинтересованности пользователей в подтверждении  достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера [2, с. 70].

 Второй этап – 1950 г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. От проверки бухгалтерских счетов акционерных компаний отдельными профессиональными аудиторами аудит развился до комплексного понятия, включающего ряд услуг: проверку бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультирование, оказываемых профессиональными аудиторами и аудиторскими фирмами, от небольших, включающих десяток сотрудников, до транс национальных гигантов с численность в несколько тысяч человек (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG) [3, с. 23].

В Республике Беларусь появление аудита связано с развитием рыночных отношений. Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30 сентября 1991 г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь», где были оговорены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Становление и развитие аудита в нашей стране подтвердило существующее мнение о том, что ведомственная ревизия и проверка государственных органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в Республике Беларусь проходило в несколько этапов.

Первый этап – появление  субъектов хозяйствования различных  форм собственности и ведомственной  подчиненности, в том числе с  участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом  законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации  и постановке бухгалтерского учета  и др. Такую услугу могли оказать  специалисты, владеющие соответствующей  информацией и навыками.

Первой аудиторской компанией  на территории бывшего СССР считается  фирма «Инаудит», созданная в 1987 году. Специалистами этой фирмы проводились  проверки финансово-хозяйственной  деятельности, они получали и проверяли  всю необходимую документацию, а  в случае необходимости давали разъяснения  по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета  и организации внутреннего контроля.

Первые хозрасчетные аудиторские  организации в Республике Беларусь появились в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «Белэкоаудит», Информационно-аналитический  центр РП НТО торговли и др.

На втором этапе аудиторская  деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и  в методическом обеспечении. В целях  укрепления государственного контроля в сочетании с поэтапным переходом  на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, было признано целесообразным создать в  республике аудиторскую службу [4, c. 112].

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 30 сентября 1991 года № 367 «О контрольно-ревизионной  службе» было признано создание в  республике аудиторской службы и  утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан "Белаудитучцентр" при Белорусском государственном экономическом университете [2, с. 75].

На аудиторскую палату были возложены следующие функции:

  • кадровые – организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
  • связанные с деятельностью аудиторских организаций – решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей;
  • методологические – разработка нормативных и методологических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
  • управления и контроля – контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач [4, c. 112].

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14марта 1994г. «О совершенствовании структуры органов государственного правления Республики Беларусь и сокращении расходов на их содержание» Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь была преобразована в Аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования.

На этом же этапе 8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", который был введен в действие 7 декабря 1994 г. и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. "О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней". Данным постановлением было утверждено Положение  о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также со стажем работы по специальности не менее 5 лет [2, c. 76].

Информация о работе Аудиторский контроль