Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его роли в системе финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудита в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить основные тенденции его развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1 Роль аудита в системе финансового контроля ……………………..……5
История возникновения и развития аудита…………………………….….5
Понятие аудита и аудиторской деятельности…………………………...…9
Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь……….…16
2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности………...…16
2.2 Рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь…………………….....18

Файлы: 1 файл

1 Курсовая.docx

— 241.79 Кб (Скачать файл)

Третий этап аудита в Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов – индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия – аудиторам – индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий – аудиторским организациям.

Проведенные в течение 1999 – 2003 годов организационные мероприятия (переаттестация, перерегистрация, регулирование  цен на аудиторские услуги и др.) привели к резкому оттоку аудиторских  кадров, сто не замедлило сказаться  на численности аудиторов. Так, в 2004 году насчитывалось 83 аудиторских организаций, что на 17 организаций меньше показателя 2000 года, среднее количество аудиторов  – индивидуальных предпринимателей  снизилось с 513 аудиторов до 486 (Таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Развитие аудита в Республике Беларусь

 

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

Среднее количество аудиторских организаций

100

100

99

87

83

Среднее количество аудиторов – индивидуальных предпринимателей

513

528

545

531

486

Количество  всех аудиторских услуг

9018

11619

13519

18098

15726


 

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

 

Таким образом, в связи  с развитием рыночных отношений  появился новый вид финансово-контрольной  деятельности – аудит. Его становление  проходило поэтапно как в мировом  масштабе, так и в Республике Беларусь. Первые письменные упоминания аудита относятся к XIII-XIV векам. В республике Беларусь официальной датой появления аудита считается 30 сентября 1991 г.

 

 

    1. Понятие аудита и аудиторской деятельности

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Она  нужна владельцу предприятия  для определения стратегии развития и способов повышения эффективности  его деятельности, государственным  органам для контроля за соблюдением  законодательных актов о налогообложении, банкам и другим заимодателям –  для оценки платёжеспособности предприятия  и вероятности возврата кредитов, страховым компаниям – для  определения страхового риска. В  достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы  и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения  с субъектом хозяйствования.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый  контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой  государственным органам и публикуемой  в печати финансовой отчётностью. Такой  контроль принято называть аудитом  [2, с. 77]

В Правилах аудиторской деятельности «Цели и общие принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности» № 114 от 26 октября 2000 года (ред. 30 июня 2011 г. №51) дано понятие аудита.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности - независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого  лица, в том числе составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, национальными стандартами или  правилами ведения учета и  составления финансовой отчетности других государств, в целях выражения  аудиторского мнения о ее достоверности [5].

В новой редакции Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности» уточнено понятие аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность –  предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных  групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далее – аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая  должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях  выражения мнения о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству[6].

Целью аудита является повышение  доверия предполагаемых пользователей  к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое достигается путем: получения  аудиторской организацией разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом  не содержит существенных искажений, возникших  в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, а также составления  аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно требованиям  республиканских правил аудиторской  деятельности [5].

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

а) Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [7, с. 84].

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

  • возможность необъективной информации со стороны её составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
  • зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
  • необходимость специальных знаний для проверки информации;
  • отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки её качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной необходимости в услугах независимых  экспертов, имеющих соответствующую  подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такого рода услуги. Аудиторские услуги – услуги посредников, устанавливающих достоверность  финансовой информации.

При проведении аудита аудиторская  организация должна соблюдать принципы профессиональной этики, которые включают в себя: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность и  добросовестность, профессиональность поведения, конфиденциальность [5].

При выполнении любых аудиторских  услуг аудитор должен сохранять  объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц. При проведении аудиторской  проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших проведение проверки.

Руководствуясь принципом  профессиональной компетентности и  добросовестности, аудитор  обязан  постоянно  поддерживать  свои  профессиональные  знания  и  навыки  на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных аудиторских  услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. Для поддержания профессиональной компетентности на должном уровне аудитор обязан быть  осведомленным  и  разбирающимся  в  соответствующих  профессиональных, законодательных и технических новшествах, постоянно повышать профессиональную квалификацию, которая развивает и поддерживает способности, позволяющие ему компетентно работать в сфере аудиторской деятельности.

Руководствуясь принципом  конфиденциальности, аудитор  должен  обеспечивать  конфиденциальность  информации полученной  в результате  профессиональных  или  деловых  отношений и  не  должен  раскрывать  такую информацию  третьим  лицам, не  обладающим  надлежащими полномочиями, за  исключением случаев, когда аудитор имеет право либо обязан раскрыть такую информацию [8].

Основными этапами проведения аудита являются: планирование аудита, получение аудиторских доказательств, документирование аудита, обобщение  выводов, формирование и выражение  мнения о бухгалтерской отчетности аудируемого лица [8].

Права, обязанности и ответственность  аудитора, аудиторских организаций

Обязанности, права и ответственность  аудиторов, аудиторских организаций  и заказчика аудиторских услуг  определены в Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Основной обязанностью аудитора и аудиторских организаций является качественное и своевременное проведение аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами с субъектами хозяйствования.

Аудиторские организации  и аудиторы - индивидуальные предприниматели  при проведении аудита имеют право:

  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  • проверять у аудируемого лица регистры бухгалтерского и налогового учета, счета и другую документацию о финансовой и
  • хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • получать в соответствии с законодательством по письменному запросу и банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица, необходимые для выполнения договора оказания аудиторских услуг;
  • привлекать па договорной основе в соответствии с законодательством при проведении аудита для проверки отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании аудиторской организации отсутствуют специалисты такого профиля;
  • получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, возникающим в ходе оказания аудиторских услуг;
  • отказаться от проведения аудита или выражения в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления аудируемым лицом документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета
  • законодательству;
  • осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудиторские организации  и аудиторы - индивидуальные предприниматели  обязаны:

  • выполнять требования законодательства при осуществлении аудиторской деятельности (оказании сопутствующих аудиту услуг);
  • вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;
  • качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги;
  • сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»;
  • обеспечивать сохранность полученных документов;
  • сообщать учредителям (участникам, собственникам имущества) аудируемого лица в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству;
  • передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, а также уставом аудируемой организации.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «Об аудиторской  деятельности» составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования  у аудиторской организации или  аудитора - индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора. Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или не соответствующее его результатам. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Ответственность аудиторов  за качество оказываемых ими аудиторских  услуг определяется Гражданским  кодексом, Уголовным кодексом и Правилами  аудиторской деятельности.

В соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь ответственность  аудитора и аудиторской организации  возникает в связи с нарушением принятых на себя по договору на оказание аудиторских услуг обязательств.

Информация о работе Аудиторский контроль