Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности аудиторского контроля, его роли в системе финансового контроля. Очень важно при этом проследить историю возникновения аудита, становление, развитие и выявление проблем аудита на территории Республики Беларусь и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть экономическую сущность аудита и основные этапы его развития в Беларуси;
2) определить содержание аудиторской деятельности, ее основные виды и направления;
3) проанализировать состояние аудита в Республике Беларусь на современном этапе;
4) выявить проблемы развития аудита в нашем государстве и определить основные тенденции его развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1 Роль аудита в системе финансового контроля ……………………..……5
История возникновения и развития аудита…………………………….….5
Понятие аудита и аудиторской деятельности…………………………...…9
Глава 2 Организация аудиторского контроля в Республике Беларусь……….…16
2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности………...…16
2.2 Рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь…………………….....18

Файлы: 1 файл

1 Курсовая.docx

— 241.79 Кб (Скачать файл)

Уголовная ответственность  наступает в случаях, предусмотренных  Уголовным кодексом Республики Беларусь. Такая ответственность наступает  за использование частным аудитором  своих полномочий вопреки задачам  своей деятельности и в целях  извлечения выгод и преимуществ  для себя или других лиц либо нанесения  вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан  или организаций либо охраняемым законом интересам общества или  государства.

Уголовная ответственность  предположительно может наступить:

- за несоблюдение профессиональной  тайны;

- преднамеренное сообщение  ложной информации;

- несообщение о фактах  правонарушений в случаях, предусмотренных  действующим законодательством;

- нарушения правил запрета  на занятие аудиторской деятельностью.

Кроме того, к физическим лицам, занимающимся аудиторской деятельностью  в составе аудиторской организации, применяется ответственность, предусмотренная  нормами Трудового кодекса [6].

Права, обязанности и ответственность  аудируемого лица, заказчика.

Аудируемое лицо, заказчик самостоятельно выбирают аудиторскую  организацию или аудитора — индивидуального  предпринимателя для оказания аудиторских  услуг, если иное не предусмотрено законодательством.

Аудируемое лицо, заказчик имеет право:

  • получать от аудиторской организации и (или) аудитора информацию об актах законодательства, на которых основываются
  • их замечания и выводы;
  • отказаться от услуг, оказываемых аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем, в
  • случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств либо потребовать от аудиторской организации замены аудитора;
  • сообщать о допущенных аудиторской организацией и (или) аудитором нарушениях законодательства об аудиторской деятельности и (или) условий договора оказания аудиторских услуг в Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и иные уполномоченные государственные органы;
  • осуществлять иные права, не противоречащие законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудируемое лицо, заказчик обязан:

  • создавать аудитору условия для своевременного и качественного проведения аудита, представлять ему все необходимые
  • документы;
  • давать по запросам аудитора разъяснении в устной и (или) письменной форме;
  • устранять выявленные аудитором нарушения законодательства, порядка ведения бухгалтерского и (или) налогового учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и вносить соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе с соблюдением сроков, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • своевременно оплачивать услуги аудиторов в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемого лица, заказчика, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
  • исполнять в соответствии с законодательством иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Выполнение требований аудитора, вытекающих из условий договора оказания аудиторских услуг, является обязательным для аудируемого лица, заказчика.

Аудируемому лицу, заказчику  запрещается вмешиваться в действия аудитора по вопросам, касающимся методологии  проведения аудита.

Аудируемое лицо, заказчик несут ответственность за полноту  и достоверность документов и  другой информации, представленных аудиторской  организации, аудитору - индивидуальному  предпринимателю на проверку.

Проведение аудита не освобождает  аудируемое лицо от ответственности  за нарушение порядка осуществления  хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства [6].

 

В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит – это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.

Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или  аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской  деятельностью на территории Республики Беларусь.

Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной  информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения  учета.

Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит  финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность  предприятия.

Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.

Цель внутреннего аудита — оказание помощи административному  аппарату субъекта хозяйствования в  организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.

Объектом внутреннего  аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].

Таким образом, аудит в современной экономике необходим практических для всех субъектов хозяйствования и их контрагентов, для установления достоверности финансовой информации, независимыми экспертами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такие услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Государственное  регулирование аудиторской деятельности

Государственное регулирование  аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» № 3373-XІІ, Правилами аудиторской деятельности и другими нормативно-правовыми актами (Постановления Совета Министров Республики Беларусь, нормативные правовые акты Министерства финансов, республиканские правила аудиторской деятельности).

Правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т. ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Правила аудиторской деятельности подразделяются:

  • республиканские правила аудиторской деятельности;
  • внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
  • правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.

Республиканские правила  аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций и аудиторов –  индивидуальных предпринимателей, а  также для аудируемых лиц.

В соответствии с действующим  законодательством государственное  регулирование аудиторской деятельности возлагается на Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями и компетенцией.

Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок  государственного регулирования аудиторской  деятельности. Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок  выдачи, продления срока действия, приостановления и прекращения  действия квалификационного аттестата  аудитора; ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских  организаций.

На Министерство финансов Республики Беларусь возлагаются обязанности  по разработке методологии аудита, принятию нормативных правовых актов  в области осуществления аудиторской  деятельности, аттестации аудиторов, ведению  Государственного реестра аудиторов  и аудиторских организаций, а  также контроль за соблюдением требований действующего законодательства республики. В структуре Министерства финансов в 1999 г. было создано Главное управление аудита, при котором с 2000 г. действует Методологический совет по аудиторской деятельности [1, c. 156].

Основными задачами Методологического совета являются:

  • определение основных направлений развития аудиторской деятельности в Республике Беларусь, подготовка предложений по совершенствованию и повышению эффективности этой деятельности;
  • координация работы по методологии аудита;
  • рассмотрение проектов нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • подготовка предложений по интеграции международного опыта в организацию аудиторской деятельности Республики Беларусь;
  • обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов, аудиторских организаций;
  • разработка рекомендаций по проведению аудиторских проверок, оказанию иных аудиторских услуг субъектам предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальным предпринимателям;
  • рассмотрение представлений правоохранительных и контролирующих органов о работе аудиторов, аудиторских организаций;
  • разработка предложений по устранению нарушений и недопущению их впредь.

В процессе реализации своих  задач Методологический совет взаимодействует  с заинтересованными министерствами, другими органами государственного управления, аудиторами, аудиторскими организациями, иными хозяйствующими субъектами. 

В соответствии с законом «Об  аудиторской деятельности» в  компетенцию Национального банка  Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности входят:

– определение порядка осуществления аудиторской деятельности;

– разработка методологии аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

– установление республиканских правил аудиторской деятельности;

– контроль над соблюдением порядка аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Аудиторская деятельность может регулироваться также международными договорами, за исключением случаев, когда из договора следует, что для применения его  норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

Таким образом, государственное регулирование  аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством законодательных и нормативных правовых актов. В соответствии с действующим законодательством государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, а также другие республиканские органы государственного управления.

 

2.2 Рынок аудиторских услуг в Республике Беларусь

 

Развитие рынка аудиторских  услуг в Республике Беларусь является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся  интеграции белорусских компаний в  мировую экономику требования, предъявляемые  компаниями к уровню и качеству аудиторских  услуг, растут.

Основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися  аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели  без образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия  аудиторской деятельностью, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов  и аудиторских организаций. Основным условием создания аудиторской организации является наличие не менее трех человек (включая руководителя) с лицензиями.

Функциями аудиторских организаций являются:

  • экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия;
  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • контроль достоверности бухгалтерского учёта и отчётности;
  • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиков в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства.

Информация о работе Аудиторский контроль