Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:40, реферат
Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории. И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.
Введение
1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4
а) Методологические принципы маржинализма...............................................6
б) Маржинальная революция………………………………………..………….7
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17
Заключение
Список использованных ресурсов
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ И ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
"Австрийская школа маржинализма.
Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк"
Руководитель: Малахова Анна Андреевна
Студент 1-го курса гр. УБ13-14
Специальности 080101.65
Соколова Валентина Александровна
Красноярск 2013
Содержание:
Введение
1. Определение и понятие маржинализма..................
а) Методологические принципы
маржинализма..................
б) Маржинальная революция………………………………………..…………
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской
школы маржинализма..................
Заключение
Список использованных ресурсов
Введение.
В условиях современных рыночных отношений сложился большой поток товаров. Людям предоставляется огромный выбор различной продукции, между ними складываются устойчивые отношения взаимообмена. Благодаря этому сбываются ожидания значительного количества участвующих субъектов и подтверждаются ценностные представления, которыми они руководствовались в своей деятельности.
Множество различных человеческих
целей складываются в общую и
единообразную шкалу
Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории.
И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.
Определение и понятие маржинализма.
Для того чтобы рассуждать
об австрийской школе
Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Это была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.
Центральным моментом в теории предельной полезности является утверждение о том, что сведение стоимости к затратам (труда или всех «трех первичных факторов» – труда, земли и капитала) неприемлемо. Ценность (стоимость) определяется степенью полезного эффекта, т.е. представителями теории предельной полезности была сделана попытка анализа экономических процессов с точки зрения потребителей.
Акцент в экономическом
анализе был перемещен с
Создатели теории предельной
полезности, предлагая различные
определения товара с учетом его
полезности и редкости, указывают, что
в ходе постепенного насыщения потребностей
полезность вещи уменьшается с увеличением
запасов благ. Чем больше запасы,
тем ниже полезность, а, следовательно,
и ценность каждой следующей единицы
блага. Если имеется некоторый запас
блага (продукта), то величина этого
запаса будет определять его редкость,
способность удовлетворить
Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Такое благо, в терминах К. Менгера, будет неэкономическим (или свободным) благом.
Наоборот, даже если совокупная
полезность всего количества блага
(например, бриллиантов) не столь велика,
то ограниченность их количества приводит
к тому, что последняя единица
ценится достаточно высоко, и это
благо приобретает
Бем-Баверк для иллюстрации
концепции маржинализма приводит пример
поселенца, живущего одиноко в лесу
с пятью мешками зерна. Первый
мешок нужен ему для
Далее он предполагает, что некто приходит к этому поселенцу и просит продать один мешок. Какую цену поселенец за него потребует? Как рационально мыслящий экономический субъект он потребует ту цену, по которой он оценивает мешок для кормления попугая. Конечно, отдать он может любой мешок из пяти имеющихся, но этот любой мешок стоит столько, сколько стоит последний мешок.
Отсюда делается вывод: чем больше благ (товаров), т.е. чем менее они редки, тем меньше их полезность для покупателя и ниже стоимость.
В итоге было доказано, что для построения стройной теории полезность может служить исходным пунктом анализа, по крайней мере, не менее плодотворным, чем труд.
В развитие теории предельной полезности представителем американской школы Дж. Б. Кларком (1847-1938) была предложена теория предельной производительности факторов производства (капитала, труда, земли).
Утверждение об убывающей
производительности применительно
к земле высказывалось Т. Мальтусом,
об убывающей производительности капитала
и труда писал Иоганн Генрих фон
Тюнен (представитель экономико-
Таким образом, согласно теории
предельной производительности все
факторы производства нанимаются в
том количестве, которое обеспечивает
равенство их вознаграждения с предельным
вкладом в создание стоимости (конечного
продукта). При этом вся произведенная
стоимость готового продукта вменяется
тому или иному фактору в
К маржиналистской школе
политэкономии относятся
Представители неоклассической
теории У. Джевонс, Л. Варес, В.Парето в
своей теории рыночного равновесия
использовали предельные величины при
анализе зависимости между
Маржиналистская теория позволила применить к исследованию экономических процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат; позволила создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить проблему оптимума.
Маржиналисты признают принцип
снижающейся предельной полезности
фундаментальным элементом
Методологические принципы маржинализма.
1.Методологический индивидуализм. Маржиналисты объясняли общественно-экономические явления поведением отдельных индивидов. Общество в целом представлялось как совокупность атомистических индивидов.
2. Статический подход. Важно
не то, как изменяется экономика,
а то, как она устроена. Изменение
и динамика в этой
3. Равновесный подход. Маржиналисты
стремились исследовать не
4. Экономическая рациональность
- предпосылкой маржиналистской
теории является рациональное
поведение хозяйственных
5. Предельный анализ, который
занимал центральное место в
аналитическом арсенале
6. Гедонизм хозяйствующих
субъектов. Человек
7. Ликвидация приоритета
сферы производства, характерного
для экономического анализа
Маржинальная революция (Этапы становления Маржинализма).
Направление маржинализм возникло в 70-е гг. XIX века в форме «маржинальной революции». Маржинальная революция – это переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).
Один из представителей школы маржиналистов – Блауг приводит следующие четыре объяснения марджиналистской революции:
(1) автономное интеллектуальное
развитие в рамках
(2) плод философских течений;
(3) результат определенных институциональных изменений в экономике;
(4) протест против социализма, в особенности марксизма.
Блауг считает, что первое объяснение из этого списка – наиболее правдоподобное (если искать единственную причину) и наиболее широкое. Оно указывает на банкротство и распад классической экономической теории в 50-60-х годах XIX в., на фактический отказ от трудовой теории ценности в «Принципах» Милля, и в особенности на его отречение от доктрины рабочего фонда в конце 60-х годов. В ходе полемики против доктрины рабочего фонда Торнтон и Лондж обратили внимание на возможность искажения функций спроса и предложения на рынке труда.
В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.
Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835 – 1882) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840 – 1921) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834 – 1910) – основателя лозаннской школы.
Этот этап получил название «субъективного направления» к политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.
К недостаткам этого этапа относят следующее:
• категория полезности
товара рассматривалась как
• оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.
Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века.
Информация о работе Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк