Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории. И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.

Содержание работы

Введение
1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4
а) Методологические принципы маржинализма...............................................6
б) Маржинальная революция………………………………………..………….7
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17
Заключение
Список использованных ресурсов

Файлы: 1 файл

Bolshoy.docx

— 47.17 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ И ЭКОНОМИКИ

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

"Австрийская школа маржинализма.

Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк"

 

 

 

 

Руководитель: Малахова Анна Андреевна

                                                                                                              Разработал:

                       Студент 1-го курса гр. УБ13-14

Специальности 080101.65

Соколова Валентина Александровна

 

Красноярск 2013

Содержание:

Введение

1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4

а) Методологические принципы маржинализма...............................................6

б) Маржинальная революция………………………………………..………….7

2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9

а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10

б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17

Заключение

Список использованных ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях современных рыночных отношений сложился большой поток  товаров. Людям предоставляется  огромный выбор различной продукции, между ними складываются устойчивые отношения взаимообмена. Благодаря  этому сбываются ожидания значительного  количества участвующих субъектов  и подтверждаются ценностные представления, которыми они руководствовались  в своей деятельности.

Множество различных человеческих целей складываются в общую и  единообразную шкалу промежуточной  ценности материальных средств, которые  и приходится распределять между  этими конкурирующими целями. Поскольку  большую часть материальных средств  можно использовать для достижения множества различных целей той  или иной степени важности, а разные средства нередко могут заменять друг друга, конечная ценность целей  оказывается отраженной в единой шкале ценности средств – то есть в ценах, – зависящей от относительной  редкости этих средств и возможностей обмена среди их владельцев.

Первые правильные объяснения решения  столь сложных и серьезных  вопросов были представлены в работах  Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера  и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы  после Менгера. Эти работы произвели  переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории.

И сейчас я  преследую  цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его  австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение и понятие маржинализма.

 

Для того чтобы рассуждать об австрийской школе маржинализма, нужно сперва ответить на вопрос, что  же такое маржинализм и каково его определение. МАРЖИНАЛИЗМ (от франц. marginal - предельный) - экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа, при котором ведущая роль отводится использованию понятия пределов. Это такие категории, как предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность и пр.

Основной причиной возникновения  маржинализма считается необходимость  поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом  между конкурирующими направлениями  использования.  Это была обусловлена  бурным развитием промышленности и  прикладных наук.

Центральным моментом в теории предельной полезности является утверждение  о том, что сведение стоимости  к затратам (труда или всех «трех  первичных факторов» – труда, земли и капитала) неприемлемо. Ценность (стоимость) определяется степенью полезного  эффекта, т.е. представителями теории предельной полезности была сделана  попытка анализа экономических  процессов с точки зрения потребителей.

Акцент в экономическом  анализе был перемещен с издержек и затрат на конечный результат. Для  этого было введено само понятие  предельной полезности, обосновывалось утверждение о том, что производственные ресурсы получают свою ценность от конечного продукта, а не наоборот. Иначе говоря, если товар приобретается  на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда  на производство товара как общественно  необходимые, а потому, что данные товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом, и только поэтому  покупатель ценит этот товар.

Создатели теории предельной полезности, предлагая различные  определения товара с учетом его  полезности и редкости, указывают, что  в ходе постепенного насыщения потребностей полезность вещи уменьшается с увеличением  запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность каждой следующей единицы  блага. Если имеется некоторый запас  блага (продукта), то величина этого  запаса будет определять его редкость, способность удовлетворить потребность  – определять полезность.

Если благо имеется  в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна  нулю, и, поскольку безразлично, какую  именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой  единицы. Такое благо, в терминах К. Менгера, будет неэкономическим (или  свободным) благом.

Наоборот, даже если совокупная полезность всего количества блага (например, бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица  ценится достаточно высоко, и это  благо приобретает экономический  характер и ценность (стоимость).

Бем-Баверк для иллюстрации  концепции маржинализма приводит пример поселенца, живущего одиноко в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления (на прокорм), второй – для улучшения  питания (на откорм), третий – для  откорма домашней птицы, четвертый  – для изготовления водки, пятый  – для кормления попугая, служащего  ему для забавы. Стоимость зерна  будет определяться именно полезностью  пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности.

Далее он предполагает, что  некто приходит к этому поселенцу  и просит продать один мешок. Какую  цену поселенец за него потребует? Как  рационально мыслящий экономический  субъект он потребует ту цену, по которой он оценивает мешок для  кормления попугая. Конечно, отдать он может любой мешок из пяти имеющихся, но этот любой мешок стоит столько, сколько стоит последний мешок.

Отсюда делается вывод: чем  больше благ (товаров), т.е. чем менее  они редки, тем меньше их полезность для покупателя и ниже стоимость.

В итоге было доказано, что  для построения стройной теории полезность может служить исходным пунктом  анализа, по крайней мере, не менее  плодотворным, чем труд.

В развитие теории предельной полезности представителем американской школы Дж. Б. Кларком (1847-1938) была предложена теория предельной производительности факторов производства (капитала, труда, земли).

Утверждение об убывающей  производительности применительно  к земле высказывалось Т. Мальтусом, об убывающей производительности капитала и труда писал Иоганн Генрих фон  Тюнен (представитель экономико-математического  направления). В данном случае возникает  проблема взаимозаменяемости факторов производства , т.е. предпринимателю  нужно решить, какие факторы и  в какой пропорции использовать (с учетом их цен). Новое, что внес Дж. Б. Кларк – это сведение вознаграждения, которое должен получать каждый фактор, к величине его предельного продукта.

Таким образом, согласно теории предельной производительности все  факторы производства нанимаются в  том количестве, которое обеспечивает равенство их вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости (конечного  продукта). При этом вся произведенная  стоимость готового продукта вменяется  тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом.

 

К маржиналистской школе  политэкономии относятся экономисты австрийской школы К.Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк, которые использовали категорию предельной полезности для  определения величины стоимости  товара.

Представители неоклассической  теории У. Джевонс, Л. Варес, В.Парето в  своей теории рыночного равновесия использовали предельные величины при  анализе зависимости между спросом  и предложением и ценами при построении кривых спроса и предложения. Дж. Б  Кларк объединил маржиналистские  концепции, создав теорию предельной производительности.

Маржиналистская теория позволила  применить к исследованию экономических  процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке  математический аппарат; позволила  создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить  проблему оптимума.

Маржиналисты признают принцип  снижающейся предельной полезности   фундаментальным элементом теории стоимости.

 

Методологические принципы маржинализма.

 

1.Методологический индивидуализм. Маржиналисты объясняли общественно-экономические явления поведением отдельных индивидов. Общество в целом представлялось как совокупность атомистических индивидов.

2. Статический подход. Важно  не то, как изменяется экономика,  а то, как она устроена. Изменение  и динамика в этой теоретической  системе трактовались как последовательность  дискретных статических состояний  (сравнительная статика).

3. Равновесный подход. Маржиналисты  стремились исследовать не просто  статическое, а именно равновесное  состояние, устойчивое к краткосрочным  изменениям экономических переменных.

4. Экономическая рациональность - предпосылкой маржиналистской  теории является рациональное  поведение хозяйственных субъектов.

5. Предельный анализ, который  занимал центральное место в  аналитическом арсенале маржинализма. С помощью предельных величин  конкретизировался принцип максимизации  целевой функции, описывающей  оптимальное и равновесное состояние  потребленного или произведенного  блага.

6. Гедонизм хозяйствующих  субъектов. Человек рассматривался  маржиналистами как рациональное  существо, целью которого является  максимизация собственного удовлетворения.

7. Ликвидация приоритета  сферы производства, характерного  для экономического анализа классиков.

 

 

Маржинальная  революция (Этапы становления Маржинализма).

 

Направление маржинализм  возникло в 70-е гг. XIX века в форме «маржинальной революции». Маржинальная революция – это переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).

Один из представителей школы  маржиналистов – Блауг приводит следующие четыре объяснения марджиналистской революции:

(1) автономное интеллектуальное  развитие в рамках экономической  науки;

(2) плод философских течений;

(3) результат определенных  институциональных изменений в  экономике;

(4) протест против социализма, в особенности марксизма.

Блауг считает, что первое объяснение из этого списка – наиболее правдоподобное (если искать единственную причину) и наиболее широкое. Оно  указывает на банкротство и распад классической экономической теории в 50-60-х годах XIX в., на фактический отказ от трудовой теории ценности в «Принципах» Милля, и в особенности на его отречение от доктрины рабочего фонда в конце 60-х годов. В ходе полемики против доктрины рабочего фонда Торнтон и Лондж обратили внимание на возможность искажения функций спроса и предложения на рынке труда.

 

В свершении «маржинальной  революции» в экономической литературе выделяют обычно два этапа.

Первый этап маржинализма (70 – 80 годы XIX века) связан с именами Уильяма Стенли Джевонса (1835 – 1882) – основателя математической школы, Карла Менгера (1840 – 1921) – основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834 – 1910) – основателя лозаннской школы.

Этот этап получил название «субъективного направления» к политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее  трактовалось с позиции конкретного  потребителя на психологическом  уровне.

К недостаткам этого этапа  относят следующее:

• категория полезности товара рассматривалась как независимая  от количества других товаров;

• оптимальное распределение  ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам  XIX века.

Информация о работе Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк