Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:40, реферат
Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории. И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.
Введение
1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4
а) Методологические принципы маржинализма...............................................6
б) Маржинальная революция………………………………………..………….7
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17
Заключение
Список использованных ресурсов
С этого времени маржинализм становится популярным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма. В результате представителей маржинальных идей стали считать преемниками классической политэкономии и называть неоклассиками, а их теория соответственно получила название «неоклассической».
Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 1924) – профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейс Кларк (1847 – 1938) – профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.
Заслугой маржиналистов является обоснование совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а классики отдавали приоритет проблемам производства).
Они сформулировали двухкритериальную теорию стоимости, базой которой явились как предельные издержки, так и предельная полезность.
Для достижения равновесного состояния экономики на микроуровне ими применялось математическое моделирование процессов.
Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма.
Долгое время австрийская
школа рассматривалась в
Сильное влияние различные идеи австрийской школы оказали на англичан Л. Роббинса, Дж. Хикса и Дж. Шэкла, шведа К. Викселля, голландца Пирсона, итальянца М. Панталеони, американцев Р. Эли, С. Паттена и др. Разумеется, австрийская исследовательская традиция у различных ее представителей проявлялась в разных формах и в разной степени, но во всех случаях проследить ее влияние можно.
Согласно определениям, содержащимся
в словарях и энциклопедиях Австрийская
школа в экономике - это одно
из основных направлений маржинализма,
созданное в Венском
Более точные, но менее распространенные названия этой школы:
- Венская школа экономики (что точнее указывает место ее возникновения);
- Субъективно-психологическая
или просто субъективная
Данная школа возникла в 70-е годы XIX века на кафедре политэкономии факультета юридических и политических наук Венского университета. В этот период там преподавал Карл Менгер. Его лекции привлекли слушателей-учеников и дали толчок ярким публикациям целой плеяды плодовитых и красноречивых последователей. Началом массированного проникновения идей австрийской школы в экономическую литературу принято считать середину 80-х годов XIX века, когда были опубликованы получившие широкую известность книги Фридриха фон Визера и Эйгена фон Бём-Баверка.
Первым изложением экономической теории австрийской школы считается опубликованная в 1871 году книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)».
По рассказам самого Менгера ход его мыслей, приведший к открытию «теории предельной полезности», был примерно следующим.
Как-то, размышляя о положительном всемирно-историческом влиянии человеческой «корысти», он усомнился в правильности концепции Аристотеля и его последователей, считавших, будто товары, обмениваемые друг на друга, имеют одинаковую ценность. «Нет! – сказал себе Менгер. – Каждый желает обмениваться с выгодой, то есть получить при обмене нечто большее или лучшее (то есть более ценное!), чем отдает сам. Так для господина, покупающего коробку сигар за один талер, талер – дешевле коробки, а для хозяина табачной лавки – наоборот: сигары – дешевле полученных денег. Без такого различия в оценках – никакой обмен невозможен, как невозможно движение тока без разницы потенциалов на разных полюсах батареи».
И тут же пришло в голову то, что принято называть «решающим влиянием предельной полезности». Дескать, всякая корысть имеет свои пределы: высший и нижний. А именно: блага, имеющиеся в избытке, ценятся предельно низко, а самые редкие, предельно недоступные блага – максимально высоко. А между этими пределами наблюдается следующая закономерность: люди склонны сбывать дешевле то, что ближе к нижнему пределу, и дороже – приближающееся к верхнему.
Следовательно, покупатель
за каждую новую единицу одного того
же товара склонен платить все
меньше и меньше, а продавец по мере
истощения товарных запасов ценит
каждую единицу продаваемого товара
все дороже и дороже. Когда оценка
покупателя снижается, а оценка продавца
повышается до одного и того же уровня
- обмен прекращается, поскольку
меняться без выгоды – пустая морока.
Вот так постепенно сближаясь, два
предела могут дать равновесие -
приблизительное равенство
Основные представители австрийской школы маржинализма.
Австрийская школа маржинализма получила большое признание, но наиболее яркими и выдающимися ее представителями являются: Карл Менгер (1840-1921), Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926). На них и их достижениях я остановлюсь подробнее.
Фри́дрих Ви́зер (нем. Friedrich von Wieser; 10 июля 1851, Вена — 22 июля 1926, Бруннвинкель (англ.)русск.) — экономист, представитель австрийской школы в политической экономии.
С 1903 профессор политэкономии в Венском университете. Совместно с К. Менгером и Э. Бём-Баверком разрабатывал теорию предельной полезности и ввёл этот термин. Опровергал марксистскую теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости. Создал теорию вменения, согласно которой каждому из трёх факторов производства — труду, земле и капиталу — вменяется определённая часть ценности созданного ими продукта. Выдвинул теорию денег, определяя их ценность в зависимости от соотношения денежных и реальных доходов.
Описал теорию альтернотивных издержек в монографии «Теория общественного хозяйства» 1914 года.
«Теория общественного хозяйства»
Ф. фон Визера (1914) занимает в истории
австрийской школы примерно такое
же место, как «Основы политической
экономии» Дж. С. Милля в истории
английской классической политэкономии.
Это «завершение системы», упорядочивание
различных идей разных авторов, эклектическое
стремление к компромиссам, максимальное
расширение объекта исследования, иногда
за счет меньшей глубины исследования
(особенно по сравнению с менгеровскими
«Основаниями»). Все достижения Визера
идут по линии приближения абстрактного
менгеровского анализа к
Согласно с «Теорией общественного хозяйства»:
• производительные блага представляют собой будущее. Их ценность зависит от ценности конечного продукта
• ограниченность ресурсов определяет конкурентность и альтернативность способов их использования
• издержки производства имеют субъективный характер и зависят от альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать при производстве некоего блага
• действительная стоимость (полезность) любой вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произведены с помощью других ресурсов, истраченных на производство данной вещи. Данное положение известно также как закон Визера
• вменение осуществляется на основе альтернативных издержек — издержек утраченных возможностей
Вклад теории альтернативных издержек фон Визера в экономическую науку состоит в том, что она является первым описанием принципов эффективного производства.
В последние годы жизни
Визер занялся изучением
Наиболее существенным вкладом
Визера в экономическую теорию австрийской
школы является его решение проблемы
распределения доходов. Для того
чтобы разрешить эту проблему,
Визер создает теорию вменения. Она
заключется в том, что мы должны найти
несколько родственных
Большое внимание Визер уделяет также разделению производительных благ на общие и специфические и различным правилам вменения в каждом из этих случаев: специфическому производительному благу доход вменяется по остаточному принципу.
Эта идея Визера получила дальнейшее
развитие в современных теориях
прав собственности, в которых понятие
собственности на предприятие и,
соответственно, права на остаточный
доход связывается именно с правом
распоряжаться специфическим
Ойген фон Бём-Ба́верк (1851—1914) — представитель австрийской школы маржинализма. Родился в Брюнне (в прошлом Австрия, ныне г. Брно, Чехия).
В возрасте тридцати лет Б.-Б. становится профессором университета в Инсбруке. В 1882 входит в налоговую администрацию, позднее он станет экспертом министра финансов по реализации проекта реформ прямого налога (1889). Можно сказать, что Б.-Б. является одним из создателей современного подоходного налога. Трижды он занимал пост министра финансов — в 1895, 1900 и 1905, где подтвердил высокую квалификацию в государственном управлении налоговыми процессами. С 1905 Б.-Б. вновь занимает кафедру в университете в Вене.
Два аспекта отличают теорию Б.-Б. С одной стороны, это критика работ К. Маркса. Он анализирует марксистскую теорию труда как единственного источника прибыли и капитала. Полемизируя с Марксом, Б.-Б. показывает, что лишь полезность служит основой стоимости.
С другой стороны, Б.-Б. разрабатывает теорию дохода и капитала в маржиналистской теории. В двух своих основных трудах — «Критическая история теорий дохода с капитала» (1884) и особенно в «Позитивная теория капитала» (1889) — Б.-Б. стремится доказать прежде всего, что «капиталистическое производство» (производство с участием капитала) позволяет достичь большей производительности, но что оно требует бол ьших затрат времени. Понятие «средний период производства» является ключевым в концепции Б.-Б. Оно дает возможность определить длительность производственного цикла. И наконец, в этой книге содержится фундаментальная идея, согласно которой капитал не является фактором производства, но возникает в результате накопления и производства. «Все, что мы получаем в процессе производства, является результатом двух — и только двух — основополагающих производительных сил: природы и труда».
Работа Е. Бем-Баверка «Основы теории ценности хозяйственных благ» впервые была опубликована в 1886 г. в немецком журнале «Conrads Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik». С первых же страниц хорошо заметно стремление Бем-Баверка навести более прочные мосты между теорией субъективной ценности Менгера-Визера и объективными ценовыми пропорциями, складывающимися на рынке. Для этого Бем-Баверк называет меновую ценность объективной ценностью, присущей самим материальным благам.
Информация о работе Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк