Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:40, реферат
Первые правильные объяснения решения столь сложных и серьезных вопросов были представлены в работах Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса и в трудах представителей австрийской школы после Менгера. Эти работы произвели переворот, впоследствии получивший название «субъективной» революции, или революции «предельной полезности», в экономической теории. И сейчас я преследую цель: подробнее остановиться именно на теории маржинализма, а точнее его австрийской школе. Изучить ее особенности и значение.
Введение
1. Определение и понятие маржинализма..........................................................4
а) Методологические принципы маржинализма...............................................6
б) Маржинальная революция………………………………………..………….7
2. Становление и развитие учения австрийской школы маржинализма........9
а)Основные представители австрийской школы маржинализма…………....10
б)Особенности австрийской школы маржинализма.........................................17
Заключение
Список использованных ресурсов
Достаточно указать на
структуру книги, в которой автор
выделяет две части: теорию субъективной
ценности и теорию объективной меновой
ценности. Рассуждая об иерархической
шкале потребностей, он усиливает
ее реалистичность тем, что делает в
таблице пропуски, поскольку некоторые
потребности могут
Стараясь приблизить теорию
субъективной ценности к условиям «развитых
меновых отношений», Бем-Баверк привлекает
для объяснения отдельных трудных
случаев понятие
То же самое можно сказать и о зависимости у Бем-Баверка ценности от «отношения между спросом и предложением», богатства или бедности человека.
Главный вклад Бем-Баверка
в мировую науку − идея о
том, что постоянно существующая
разность между ценностью продукта
и определяемых ее величиной полных
издержек производства (т. е. прибыль) зависит
от продолжительности
Большой интерес представляет
также попытка Бем-Баверка
Бем-Баверк рассматривает ситуацию развитого товарного обмена, опосредуемого деньгами, он включает в рассмотрение субъективную ценность денег для покупателей, различающихся по уровню состоятельности (относительно имеющихся у них потребностей). Две заключительные главы работы Бем-Баверка посвящены весьма изобретательным попыткам встроить в австрийскую теорию субъективной ценности другие, альтернативные объяснения этого же феномена: «закон предложения и спроса» и «закон издержек производства». Бем-Баверк вносит полезные уточнения в понятия спроса и предложения: классическая теория понимала их как простые количества товаров, он же считает необходимым корректировать эти количества, учитывая интенсивность желания купить товар даже за высокую цену и желания его продать даже по низкой цене.
Карл Ме́нгер (нем. Carl Menger; 23 февраля 1840, Нёй-Сандец, Галиция, Австрийская империя (ныне Новы-Сонч, Польша) — 27 февраля 1921, Вена, Австрия) — австрийский экономист, основатель австрийской школы.
Карл Менгер внёс вклад в экономическую теорию, методологию экономических исследований и политическую философию.
Карла Менгера заслуженно
считают основателем
Основной работой по экономической теории являются «Основания политической экономии» (нем. «Grundsätze der Volkswirtschaftslehre», 1871).
Менгер наряду с Уильямом
Стенли Джевонсом и Леоном Вальрасом
считается творцом
Книга К. Менгера «Основания
политической экономии» состоят
из трех больших разделов. Первый из
них (главы первая − третья) посвящен
краеугольному камню
Глава третья − центральная во всей книге, она содержит теорию субъективной ценности. В отличие от других маржиналистов Менгер определял ценность благ не по количеству приносимой ими пользы, а по важности удовлетворяемых ими потребностей. Это, казалось бы, незначительное различие на самом деле играет важную роль. Оно свидетельствует о том, что Менгер: 1) разрабатывает теорию, которая позднее получила название ординалистской версии маржинализма: нужность каждого блага не имеет абсолютной величины, а выражается лишь в сравнении с полезностью другого блага (цифры в его таблицах носят условный характер и выражают не величину, а иерархию потребностей); 2) не связывает в отличие от Джевонса свою теорию ценности с гедонистическим толкованием природы человека, восходящим к Бентаму (за это маржиналистам, претендовавшим на объяснение «психологии» хозяйствующего субъекта, сильно досталось от современников-психологов.
В своей теории ценности производительных благ Менгер делает еще один смелый шаг − отказывается от разграничения трех основных факторов производства: земли, труда и капитала. Эту давнюю традицию он нарушает на том основании, что ценность всех видов благ, включая землю и труд, определяется на основе одного и того же сформулированного им принципа − ценности их продуктов.
Второй раздел «Оснований...» включает главы четвертую и пятую. Его содержание − переход от субъективной ценности к цене, т.е. к меновой пропорции благ.
Основная часть главы пятой посвящена образованию цен в различных условиях − при изолированном обмене, монополии продавца и конкуренции покупателей и, наконец, при двусторонней конкуренции. Менгеровскую теорию цены от всех прочих вариантов маржинализма отличает отсутствие в ней понятия однозначно определяемой равновесной цены: рыночная цена у Менгера может колебаться между оценками единицы блага наименее сильным из вступивших в обмен конкурентов и наиболее сильным из тех, кто так и не смог этого сделать. Чем больше конкурентов, тем уже пространство для колебания цен, но все равно какая-то часть цены в каждом случае объясняется не фактором субъективной ценности, а умением торговаться.
Исходным пунктом
а) существование некоей человеческой потребности;
б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
в) знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
г) обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.
При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном случае - когда вещь является редкой - она представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар - разные категории. «Товар - это экономическое благо, предназначенное для продажи»
Особенности австрийской школы маржинализма.
Австрийская школа маржинализма
в значительной мере отличается от
других течений маржинализма. Это
отличие обусловлено следующими
особенностями австрийской
а) Больший акцент - по сравнению с другими школами маржинализма - на субъективизме и психологизме.
Все категории экономической
науки австрийцы стремятся
б) Больший акцент на сфере
потребления и большее
в) Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.
г) Качественный характер экономического анализа.
При этом представители австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа. Дело в том, что применение в теории ценности дифференциального исчисления требует, чтобы исследователь принял некоторые дополнительные допущения. Во-первых, оцениваемое благо должно быть бесконечно делимым, или, что то же самое, функция полезности должна быть непрерывной, а не дискретной. Эта функция должна быть, во-вторых, дифференцируемой, т. е. иметь касательную в каждой точке, и, в-третьих, выпуклой, для того чтобы производная в каждой точке была конечной. Все три дополнительных условия вводятся для удобства вычисления и сужают круг явлений, объясняемых маржиналистской теорией. Что же касается бесконечной делимости, то это свойство настолько нехарактерно для большинства благ, что Джевонсу и Маршаллу приходится делать оговорку, что функция полезности относится скорее ко всей их совокупности, а не к одному субъекту. Но ведь для совокупности потребителей теряют смысл субъективные оценки и предпочтения. Поскольку австрийцы избегают употребления математического анализа, это позволяет им не только охватить своей теорией более широкий круг явлений, но и сохранить ее непротиворечивость и остаться в рамках несколько более реалистичной модели человеческого поведения.
д) Трактовка экономических
феноменов как результатов
Особый акцент, который австрийцы делают на неопределенности будущего и возможности ошибок, огромное значение, придаваемое ими, особенно Менгером, знаниям экономического субъекта, имеющейся в его распоряжении информации, резко выделяют их на фоне других маржиналистов и делают их теории особенно важными в наши дни, когда проблема поиска и обработки информации находится на переднем плане экономических исследований.
е) Отказ от трактовки
рыночного хозяйства как
Важную роль в австрийской
теории занимает фактор времени. Меньше
всех других маржиналистов австрийцы
заслужили упрек в чисто
ё) Методологический индивидуализм.
Все экономические проблемы
австрийцы рассматривают и
Заключение.
В современном мире в большинстве стран уже сложились устойчивые рыночные отношения. Именно в них развивается конкуренция, как один из решающих факторов установления и изменения цены на товар. Именно рыночные отношения обеспечивают уже привычное нам разнообразие продукта. А закон спроса и предложения регулирует как количество того или иного товара на рынке, так и его рыночную цену. Но всё же установить справедливую стоимость не так уж просто, и из чего она складывается я и изложила в данном материале.
Я старалась проследить взгляды маржиналистов по этому вопросу, а именно их представителей австрийской школы, изучив основные особенности и направления их учения, выделить характерные для них критерии формирования стоимости.
Маржиналистские взгляды носят специфический характер. В свою очередь каждая школа маржинализма имеет свои особенности. Для ответа на вопрос какую же позицию отстаивала австрийская школа маржинализма, нужно прежде всего выделить основные ее черты, такие как: австрийская школа ставила:
а) Больший акцент по сравнению с другими школами маржинализма на субъективизме и психологизме.
б) Больший акцент на сфере
потребления и большее
в) Следование «принципу исходной категории», характерному для классической политической экономии.
г) Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.
д) Качественный характер экономического анализа. При этом представители австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа.
е) Трактовка экономических
феноменов как результатов
ж) Отказ от трактовки
рыночного хозяйства как
Информация о работе Австрийская школа маржинализма. Менгер, Ф. Везер, Э. Бем-Баверк