Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 08:09, курсовая работа
Основными задачами представленной работы являются:
1. выявление сущности и функций банков;
2. определение признаков и элементов банковской системы;
3. рассмотрение центральных банков и денежно-кредитного регулирования
4. оценить денежно-кредитную политики ЦБ РФ на 2010 год
5. рассмотреть перспективы развития денежно-кредитной политики РФ на среднесрочный период.
Целью курсового проекта является изучение литературы по данной теме и анализ нынешнего состояния банковского сектора РФ.
Введение…………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы изучения банковской системы……...6
1.1 Банковская система: понятия, признаки и элементы……………...6
1.2 Сущность и функции центральных банков………………………...12
1.3 Центральные банки и денежно-кредитное регулирование………..17
Глава 2. Анализ деятельности ЦБ РФ…………………………………..26
2.1 Оценка денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2010 год……….26
2.2 Цели и перспективы денежно-кредитной политики РФ на
среднесрочный период…………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы …………………………………..
Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В России существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.
Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставило перед банками задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в России действуют три закона, прямо относящихся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном банке РФ» (1995 г.), «О банках и банковской деятельности» (1996 г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1999 г.). Международная практика показывает, что законы о банковских институтах должны быть дополнены законами о специальных банках, о банковских холдингах, объединениях и консорциумах, кредитной кооперации и других институтах мелкого кредита. Помимо этого в систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. В системе банковского законодательства выделяются одновременно законы всеобщего действия (Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе»), а также законы, обеспечивающие регулирование параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. В данной группе законов в ряде стран действуют законы о бирже, акциях и ценных бумагах, об ипотеке, трасте и трастовых операциях, о финансово-промышленных компаниях, инвестиционных фондах и др.
Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом[1,c. 295-297].
1.2 Сущность и функции центральных банков
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссий и банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству[1, c. 298].
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странах
действует несколько законов, в
которых сформулированы и закреплены
задачи и функции центрального банка,
а также определены инструменты
и методы их осуществления. В некоторых
государствах главная задача центрального
банка излагается в конституции.
Как правило, основным правовым актом,
регулирующим деятельность национального
банка, служит закон о центральном
банке страны; он устанавливает организационно-
Наряду с законом о
центральном банке
Центральные банки развитых
стран классифицируются по степени
их независимости в решении
К субъективным факторам относятся
сложившиеся взаимоотношения
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
- участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
- процедура назначения (выбора) руководства банка;
-степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
-права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
-правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны[3, c.312-315].
Центральные банки являются
регулирующим звеном в банковской системе,
поэтому их деятельность связана
с укреплением денежного
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
-эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
-банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
-банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
-главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
-органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством.
В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями[4, c. 96-99].
Важную роль в функционировании
банковской системы страны играет характер
осуществления надзора
При решении пяти задач
центральный банк выполняет три
основные функции: регулирующую, контролирующую
и информационно-
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам
присуща информационно-
Центральный банк, имея, анализируя
и публикуя объективную информацию
о ситуации в денежно-кредитной
сфере, может оперативно реагировать
на глобальные и локальные экономические
процессы. От верности оценки информации
зависит выбор направлений
Информационно-
Функции Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:
-во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
-монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
-быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
-устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
-устанавливать правила проведения банковских операций;
-проводить государственную регистрацию кредитных организаций;
-осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
-регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;
-выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций;
-регулировать прохождение валюты;
-организовывать и производить валютный контроль;
-принимать участие в разработке прогноза платежного баланса;
-в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики;
осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Детальный перечень функций
Центрального банка Российской Федерации
не противоречит международной практике
работы центральных банков. Так же
как и центральные банки других
стран, Центральный банк Российской
Федерации прежде всего выполняет
функцию денежно-кредитного регулирования
экономики и эмиссионную
1.3 Сущность денежно-кредитное регулирование
Центральный банк регулирует
экономику не прямо, а через денежно-кредитную
систему. Воздействуя на кредитные
институты, он создает определенные
условия для их функционирования.
От этих условий в известной мере
зависит направление
Инструменты регулирования. Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика.
Одним из основных принципов
определения стратегии
Рисунок 1.1 - Стратегия центрального банка
Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса.
Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).
В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы, либо по сдерживанию ее увеличения.
Информация о работе Банки и банковская система в рыночной экономике