Банковская система рф и фрс сравнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Файлы: 1 файл

Курсач222222 БЛЯТТТЬЬЬЬ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Центральный банк РФ ежегодно представляет в Государственную Думу свой годовой отчет, который включает в годовую финансовую отчетность.

Центральный банк представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят:

  • центральный аппарат;
  • территориальные учреждения;
  • расчетно-кассовые центры;
  • вычислительные центры;
  • полевые учреждения;
  • учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Функциональная структура  предполагает существование в банке  обособленных подразделений (Департаменты, управления), реализующих функции  Банка России в соответствии с  делением его деятельности на отдельные  направления.

Центральный банк по существу является посредником между государством и экономикой. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом.

Центральный банк РФ, совместно  с кредитными организациями, является участником банковских правоотношений (рис. 2.).

Он регулирует эти  правоотношения, одновременно как взаимодействуя с органами высшей законодательной и исполнительной власти, так и с кредитными учреждениями, защищая при этом интересы клиентов последних.

Рисунок. 2 - Банковские правоотношения

В целом российская банковская система структурно аналогична банковским системам других стран. Она имеет два уровня, ведущую роль в ней играет центральный банк, который является важнейшим участником и регулятором экономических и финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Коммерческие банки

На втором уровне банковской системе ведущую роль играют коммерческие банки.

Современные коммерческие банки — это банки, обслуживающие  организации, а также население  — своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки представляют собой самостоятельные субъекты экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Согласно банковскому законодательству банк — это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (или должны осуществлять), комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В соответствии со своими функциями как банка коммерческий банк осуществляет:

  • аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты;
  • их размещение;
  • расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Коммерческие банки  выступают, прежде всего, как специфические  кредитные институты, которые, с  одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства, с другой стороны, удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности организаций и населения.

Экономическую основу деятельности по аккумуляции и размещению кредитных  ресурсов составляет движение денежных средств — объективный процесс, оказывающий влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.

В период перестройки  в России считалось, что коммерческие банки — это банки, основной целью  которых является получение максимальной прибыли. Данный тезис был продекларирован  даже в Законе «О банках и банковской деятельности». Однако дальнейшее развитие банковской системы показало, что в условиях рыночной экономики банки, как уже отмечалось, должны не только стремиться к получению максимально возможных доходов, но и минимизировать риски, обеспечить ликвидность, надежность и стабильность функционирования, планировать свою деятельность с учетом интересов всего общества, в том числе участвовать в реализации социально ориентированных проектов и программ, поддерживать свой имидж, развивать филиальную сеть, предоставлять более широкий спектр услуг большему числу клиентов.

Коммерческие банки  играют важную роль в реализации политики центрального банка, обеспечивающей соответствие количества денег в обращении  задачам поддержания стабильности денежного обращения в стране, управления инфляцией и курсом рубля, поддержания нормальных темпов экономического роста и высокого уровня занятости населения.

Коммерческие банки, концентрируя на своих счетах временно свободные  денежные средства клиентов, имеют  возможность предоставлять их в  ссуду субъектам экономики, испытывающим недостаток средств для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом, банки регулируют общую ликвидность экономики. Никакие другие институты финансового рынка, поскольку они не ведут расчетных и текущих счетов, не могут выполнять аналогичные функции.

Особое значение имеет  деятельность банка в области  окончательного урегулирования расчетов между субъектами экономики. Действительно, одно из важнейших направлений деятельности банка — осуществление платежей и расчетов. Другие финансово-кредитные институты (кроме банков) эту задачу фактически не выполняют. Исключением являются лишь клиринговые палаты и расчетно-кассовые центры. Но последние либо входят в состав банка (например, центрального, как РКЦ Банка России), либо, являясь частными (акционерными) организациями, выполняют лишь операции по взаимозачету, предоставляя право окончательного урегулирования задолженности (выполнения платежных операций) банку.

Существуют и иные признаки, отличающие банки от небанковских финансово-кредитных институтов:

- для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые действуют на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств;

- банки принимают на себя безусловные обязательства кредитного характера (по активам и пассивам) перед юридическими и физическими лицами в основном с фиксированной суммой долга, например, при помещении средств клиентов на счета по вкладам, при выпуске финансовых векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Этим банки отличаются от инвестиционных фондов, которые мобилизуют ресурсы на основе выпуска собственных акций;

- банки — это кредитные институты универсального типа, выполняющие широкий спектр операций и услуг финансового характера.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключаемых тенденций: универсализации и специализации банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации.

Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или  иными операциями коммерческие банки  вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого  банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определяется наряду с содержанием его операций степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

В настоящее время  коммерческие банки большинства  западных стран выполняют различные  операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов сотни видов операций и услуг, например, ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдачу разнообразных кредитов, покупку-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранению ценностей в сейфах. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.

Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения присущих им операций и услуг. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.

По российскому законодательству к числу основных видов банковских операций относят следующие:

  • привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до -востребования и на определенный срок;
  • предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
  • открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;
  • управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
  • покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
  • выдача банковских гарантий.

В Законе «О банках и банковской деятельности» подчеркивается, что небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 9 этого Закона. Допустимые сочетания иных банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством  коммерческие банки помимо перечисленных  выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих           исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;
  • оказание консультационных и информационных услуг;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции.

Кредитная организация  также вправе проводить иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России — и в  иностранной валюте (валютные операции). Кредитной организации, в том числе коммерческому банку, запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти операции следует отнести к числу небанковских.

В отечественной экономической  литературе нередко не делают различий между понятиями «операции банка» и «услуги банка». Распространено определение банковских услуг как «массовых операций». Однако из такого определения не ясно, чем услуги отличаются от банковских операций. Между тем о банковских услугах речь может идти лишь в рамках взаимоотношений «клиент — банк». Именно наличие клиента и позволяет говорить об операции банка в качестве его услуги.

Услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента  в его пользу за определенную плату.

Основные характеристики банковской услуги:

  • банковская услуга носит нематериальный характер;
  • продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
  • проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
  • автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
  • система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.

Кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставного капитала кредитных организаций, а так же заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоречить антимонопольным правилам.

 

2 Федеральная резервная  система США

2.1 Зарождение Федеральной резервной системы США

 

Зарождение современной  системы коммерческих банков в США связано с основанием в 1782 г. в Филадельфии Банка Северной Америки (Bank of North America), успех которого способствовал открытию других банков. Таким образом, заработала банковская система.

Основным предметом  спора, связанного с банковским сектором на ранней стадии его развития, был вопрос о том, кто должен выдавать лицензию на осуществление банковской деятельности — федеральное правительство или власти штатов. Федералисты, в частности Александр Гамильтон (Alexander Hamilton), выступали за централизованный контроль над банками и регистрацию банков на федеральном уровне. Их усилия привели к созданию в 1791 г. Банка США (Bank of the United States), которому были присущи черты как частного, так и центрального банка — государственного учреждения, отвечающего за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых в экономике в целом. Однако представители аграрного сектора и других кругов довольно подозрительно относились к централизованной власти и потому выступали за регистрацию банков на уровне штатов. Более того, их недоверие к финансовым кругам в крупных городах стимулировало политическое давление, направленное на ликвидацию Банка США, и в 1811 г. их усилия увенчались успехом — его лицензия не была продлена. Вследствие злоупотреблений, допускавшихся банками штатов, и ввиду явной потребности в центральном банке, который помог бы федеральному правительству привлекать средства во время войны 1812 г., на Конгресс было оказано давление, в результате чего в 1816 г. был основан Второй Банк США (Second Bank of the United States). Борьба между сторонниками и противниками централизации банковской власти велась непрерывно в период, когда предпринималась вторая попытка организации центрального банка в США. С избранием Эндрю Джексона (Andrew Jackson), ярого защитника прав штатов, судьба Второго Банка была предрешена. В 1832 г. после избрания президентом Джексон наложил вето на продление лицензии Второго Банка США как национального банка, и в 1836 г. банк прекратил свое существование.

До 1863 г. каждый коммерческий банк США регистрировался банковской комиссией того штата, в котором  он осуществлял свою деятельность. Национальной валюты не существовало, и свои средства банки формировали в основном за счет выпуска банкнот (наличных денег, выпускавшихся в обращение банком и обменивавшихся на золото). Во многих штатах банковская деятельность регулировалась очень слабо, поэтому банки регулярно банкротились либо из-за мошенничества, либо из-за недостаточности собственного капитала; в таких случаях банкноты этих банков становились недействительными.

Информация о работе Банковская система рф и фрс сравнение