Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
С целью искоренения подобных недостатков в работе банков, регистрируемых штатами (банки штатов), Закон о национальных банках от 1863 г. (и последующие дополнения к нему) установил новую систему банков, регистрируемых на федеральном уровне (национальные банки) и руководимых Управлением Контролера денежного обращения — департаментом Казначейства США. Изначально целью этого закона было перекрыть источники финансирования банков штатов, установив непомерно высокий налог на их банкноты и не обложив этим налогом банкноты федеральных банков. Банки штатов умело избежали вымирания, переключившись на формирование средств за счет привлечения депозитов. В результате сегодня в США существует двойственная банковская система, в которой бок о бок функционируют банки, подчиняющиеся федеральному правительству, и банки, подчиняющиеся властям штатов.
Существование института центрального банка в США не возобновлялось до учреждения в 1913 г. Федеральной Резервной Системы (ФРС), которая была создана для обеспечения еще большей надежности банковской системы. Все национальные банки были обязаны стать членами ФРС и подчиняться нормативам, устанавливаемым ею. Банки штатов могли по собственному выбору (но непринудительно) стать членами системы, однако большинство из них не сделало этого, поскольку издержки такого членства, в виде нормативов ФРС, были довольно высоки.
В годы Великой депрессии 1930-1933 гг. около 9000 банков обанкротились и лишили сбережений многих вкладчиков, хранивших их в коммерческих банках. Во избежание потерь вкладчиков от подобных банкротств в будущем банковским законодательством 1933 г. была учреждена Федеральная корпорация по страхованию депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC), обеспечивавшая федеральное страхование банковских вкладов. Банки—члены ФРС были обязаны страховать средства своих вкладчиков в FDIC, а коммерческие банки — не члены ФРС могли — по своему выбору — оформлять или не оформлять страхование (почти все они делали это). Приобретение страховки FDIC подчинило банки еще одному набору нормативов — установленных FDIC.
Считалось, что к банкротствам коммерческие банки привела их инвестиционная деятельность. Поэтому законом о банках от 1933 г. (известным под названием закон Гласса—Стиголла, Glass-Steagall Act) коммерческим банкам были запрещены андеррайтинг и работа с корпоративными ценными бумагами (однако коммерческим банкам позволялось продавать новые выпуски государственных ценных бумаг). Банковская деятельность была сведена к покупке долговых обязательств, одобренных органами банковского надзора. Одновременно инвестиционным банкам было запрещено заниматься видами деятельности, свойственными коммерческим банкам. В результате законом Гласса—Стиголла деятельность коммерческих банков была отделена от видов деятельности, распространенных в секторе ценных бумаг.
По условиям закона Гласса—Стиголла коммерческим банкам пришлось ликвидировать все свои инвестиционные операции. Например, Первый Национальный банк Бостона (First National Bank of Boston) перевел все свои инвестиционные операции в Первую корпорацию Бостона (First Boston Corporation) — ныне один из крупнейших инвестиционных банков США. Фирмы, которые занимались деятельностью, свойственной инвестиционным банкам, обычно прекращали предоставление депозитных услуг. Так, компания J. P.Morgan прекратила операции инвестиционного банка и реорганизовалась в коммерческий банк; однако некоторые руководители J. P.Morgan основали компанию Morgan Stanley, и сегодня она относится к числу крупнейших инвестиционных банков.
Таким образом, хронология центральных банков США состоит из 6 этапов:
2.2 Структура и функции ФРС США
Ядром современной централизованной банковской системы США стала Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит:
1) из 12 федеральных резервных банков;
2) из большого количества банков-членов.
Структура федеральной резервной системы представлена на рис.3:
Рисунок.3 Структура ФРС США
12 федеральных резервных банков — обеспечивают банковские услуги для депозитных учреждений и для федерального правительства. Они обслуживают счета депозитарных институтов и обеспечивают различный сервис выплат, включая инкассацию чеков, электронный перевод денежных средств, занимаются распределением и сбором наличных денежных средств (банкнот и монет). Для федерального правительства резервные банки действуют в качестве фискальных агентов (учреждение, осуществляющее управление денежными фондами государства, в том числе: управляющее счетами государства, выделенными для отражения налоговых и иных поступлений в бюджет, а также для осуществления государственных расходов; хранящее официальные государственные резервы; управляющее внешним и внутренним государственным долгом, в частности, организующее размещение государственных облигаций и иных подобных государственных ценных бумаг; роль такого агента выполняет центральный банк страны).
Совет управляющих ФРС — федеральный орган власти состоящий из 7 человек, которые назначаются президентом США и утверждаются сенатом на 14-летний срок с правом переназначения. Одного из семи управляющих президент назначает председателем ФРС.Несмотря на то что Совет управляющих раз в год отчитывается перед спикером палаты представителей конгресса, функционирует он фактически самостоятельно: ни одна инстанция не имеет права накладывать вето на решения Совета управляющих.
Совет управляющих осуществляет контроль над деятельностью 12 резервных банков, формирующих «тело» ФРС (рис.4). Они являются непосредственными рычагами, через которые Совет управляющих реализует финансовую политику. Через них ФРС осуществляет вливание эмитированных долларов и ценных бумаг в экономику.
Рисунок 4. Структура федеральных резервных банков
Банки-члены ФРС — юридически обязаны подписаться на акции их региональных федеральных резервных банков в размере 6 процентов от их капитала, причём 3 процента должны быть выплачены сразу, а ещё 3 должны быть выплачены по первому требованию совета управляющих. Согласно закону, за эти акции они ежегодно получают фиксированные дивиденды в размере 6 процентов, и также имеют право принимать участие в выборе членов (класс А и класс В) совета директоров резервных банков.
Национальные банки — банки, которые получают чартер (право на осуществление банковской деятельности) от федерального правительства. На 19 января 2012 года общее количество составляет 1933 банка. Эти банки по закону являются членами ФРС.
Банки штатов — банки, зарегистрированные властями штата и ведущие операции в его пределах. На 19 января 2012 года общее количество составляет 5430 банков штатов, из них членами ФРС являются 829 банков.
Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) — одна из важнейших структур в составе ФРС (рис. 5). Его непосредственной функцией является выработка политики в сфере операций с ценными бумагами и определение размера процентной ставки, под которую банки могут кредитовать друг друга. В состав комитета входит двенадцать человек — семь членов Совета управляющих и пять президентов резервных банков.
Рисунок 5.Состав FOMC
Комитет принимает решение о реализации на рынке ценных бумаг государственных казначейских обязательств США. Он же регулирует размер их оборота, выкупая их при необходимости за счет эмиссии долларов. Таким образом, наряду с 12 резервными банками, выдающими ссуды эмитированными долларами, Комитет по операциям на открытом рынке является главным инструментом по насыщению экономики США денежной массой. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC) включает несколько консультационных советов и рабочих комитетов. Три из них напрямую консультируют совет управляющих. Первые два установлены законом, третий был создан непосредственно советом управляющих (потребительский консультативный совет , консультативный совет общества депозитарных институтов Федеральный консультационный совет ).
Президент может отправлять
в отставку управляющих «в случае,
если имеются достаточные основания»
Текущие функции ФРС:
Основной функцией ФРС является ведение монетарной политики США, то есть определение, сколько должны стоить деньги с экономической точки зрения. За выполнение этой функции отвечает Совет Управляющих в содействии с комитетом по операциям на открытом рынке. Монетарная политика ведётся посредству резервной ставки (в США называется “ставка по федеральным фондам (Fed Funds Rate)”) и учётной ставки (дисконтная ставка). Но по большей части за счёт первой ставки – ставки по федеральным фондам. Стоит заметить, что дисконтная ставка обычно выше, чем процентная ставка, по которой банки выдают друг другу кредиты (иначе говоря рыночная ставка) и это всегда так, потому что цель дисконтной ставки предоставлять кредит банкам США в случае, когда им срочно нужны средства и они не могут их нигде взять. Тем самым ФРС спасает этот банк от больших проблем. Поэтому здесь выделяется вторая функция ФРС – банк банков (собственно любой известный мне ЦБ выполняет эту функцию).
Дополнительной к первой функции, является сбор экономических данных для дальнейшего анализа и на основе полученных результатов ведение монетарной политики. Этим занимаются Федеральные Резервные Банки.
Третья функция, Федеральной резервной системы это кредитование правительства по средствам обмена долгосрочных бондов (T-Bonds), среднесрочных нот (T-Notes) и биллей (T-Bills) на доллар США. Хотя это конечно не является тем же самым, что вы получаете кредит в банке.
Четвёртая функция, является надзирательной – надзор и регулирование банковского сектора США, за выполнение этой функции так же отвечает Совет Управляющих.
2.3 Роль ФРС США в проведении денежно – кредитной политики
Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, Центральный Банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым уменьшая или увеличивая ее отклонение от рыночного курса.
Если Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом, увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым, уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции на открытом рынке включают в себя три главных направления:
1. Установление ставки
по федеральным фондам. Это ставки
по межбанковским кредитам, которые
коммерческие банки могут
2. Проведение временных
краткосрочных операций на
3. Проведение постоянных
операций по покупке и продаже
долгосрочных ценных бумаг с
целью долговременного