Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
В современных условиях основное место в операционном механизме денежно-кредитной политики центральных банков, включая ФРС США, занимают операции на открытом рынке с целью оказания прямого воздействия на ликвидность денежного рынка через ставку межбанковского кредита овернайт (overnight). В США эта ставка называется ставкой по федеральным фондам (federal funds rate). ФРС США, учитывая активную роль межбанковской процентной ставки как одного из важнейших каналов передачи экономике решений денежно-кредитной политики, официально формулирует целевую установку уровня этой ставки, вследствие чего federal funds rate получила название целевой ставки (target rate). Поэтому Комитет по операциям на открытом рынке действует таким образом, чтобы результаты операций соответствовали определённой целевой установке для ставки овернайт по федеральным фондам. После заседаний комитет немедленно делает заявления о том, имело ли место и в какой степени отклонение реально сложившейся процентной ставки от целевой.
При проведении политики дешевых денег (easy money), стимулировании инвестиционного и потребительского спроса ФРС снижает ставки по федеральным фондам. Операции на открытом рынке имеют ряд преимуществ перед другими инструментами денежно-кредитной политики.
1. Операции на открытом
рынке осуществляются по
2. Операции на открытом рынке гибки и довольно точны, их можно совершать в любых объёмах. Не имеет значения, сколь мало требуемое изменение величины резервов, - операции на открытом рынке могут сводиться к незначительным объёмам покупок или продаж ценных бумаг.
3. Операции на открытом рынке легко обратимы. Ошибку, допущенную при проведении операций на открытом рынке, ФРС может немедленно исправить, проведя обратную сделку. Если ФРС сочтёт, что предложение денег растёт слишком быстро, поскольку произведена чересчур крупная покупка на открытом рынке, она может немедленно исправить положение, осуществив продажу ценных бумаг.
4. Операции на открытом
рынке осуществляются быстро, они
не зависят от
Дисконтная политика
Учётная ставка (Discount rate) – это ставка процента, определяющая стоимость кредитов, предоставляемых ФРС коммерческим банкам. На практике эти операции проводятся через федеральные резервные банки. Кроме ставки кредитования каждый ФРБ может определять объём кредитования коммерческих банков, устанавливая так называемое дисконтное окно (Discount window). Смысл выражения «дисконтное окно» характеризует трудность получения кредита от ФРС: это не происходит автоматически, «через широко раскрытую дверь», а напротив – является сложной процедурой, которая поводится через «узкое окно» и во многих случаях может завершиться отказом. Банки не должны получать прибыль от рефинансирования, и ФРС устанавливает правила, которые исключают возможность частых заимствований по учётной ставке. В случае если банк пользуется дисконтным окном слишком часто, ФРС может в будущем отказать в кредитовании. Позиция ФРС такова: использование дисконтного окна – это привилегия, а не право. Банки сталкиваются с тремя видами издержек пользования дисконтным окном: процентные издержки, задаваемые учётной ставкой; издержки, связанные с изучением ФРС устойчивости банка при обращении последнего за кредитом; издержки, связанные с тем, что из-за слишком частого обращения к дисконтному окну в получении кредита в будущем может быть отказано. Установленные ФРС правила пользования дисконтным окном получили название воздействия убеждением.
Регулирование предложения денег через объёмы и стоимость рефинансирования носит название дисконтной политики, исторически сохранившееся со времён учёта и дисконтирования векселей коммерческих банков. В современных условиях значение учётной ставки ФРС воспринимается обществом не столько как цена кредита для коммерческих банков, сколько как заданный кредитной системе минимальный уровень ставки процента, которого ей следует придерживаться. Решения об изменении учётной ставки принимаются довольно часто – несколько раз в год обычно в связи с текущим состоянием экономической активности для её стимулирования или сдерживания. Учётная ставка является одним из основных показателей, характеризующих состояние экономики. Она стоит в ряду таких показателей как темпы роста ВВП, уровень инфляции, безработицы, сальдо федерального бюджета и платёжного баланса. Учётная ставка служит инструментом государственного влияния на динамику этих показателей. Изменение учётной ставки ФРС происходит обычно одновременно с изменением ставки по федеральным фондам или следует непосредственно после этого, как правило, остаётся неизменной аналогичный период времени.
Кредиты по учётной ставке ФРС для коммерческих банков бывают трёх видов: первичный кредит; вторичный кредит; сезонный кредит. Первичный кредит (primary credit) – наиболее общий вид кредитования, к которому прибегают банки для решения проблем ликвидности в краткосрочном периоде, возникших в результате временного уменьшения объёма депозитов. Он доступен на очёнь короткий срок и только для банков, не имеющих каких-либо серьёзных трудностей. Перед тем, как обратиться в окружной ФРБ за первичным кредитом коммерческий банк не обязан искать альтернативные источники займа. По предписанной программе 2003 года ФРБ устанавливают ставку по первичному кредиту, по крайней мере, каждые 14 дней после с её рассмотрения и утверждения в Совете управляющих ФРС. Вторичный кредит (secondary credit) выдаётся банкам, испытывающим серьёзные трудности с ликвидностью из-за нехватки депозитов и не имеющих право на получение первичного кредита. В большинстве случае банки, претендующие на его получение, имеют статус проблемных кредитных учреждений. Вторичные кредиты также выдаются на короткий срок, но, как правило, под больший процент, чем первичные. Сезонный кредит (seasonal credit) предоставляется по сезонной схеме в определенное время года ограниченному числу банков, сравнительно небольших по объёму депозитов и сталкивающихся с сезонными проблемами по формированию необходимых фондов (банки, работающие в сельскохозяйственных районах). Процент по сезонному кредиту сравнительно небольшой. С конца июня 2006 г. по март 2007 г. продолжают действовать одни и те же ставки по первичным и вторичным кредитам, которые составляют 6.25% и 6.75% соответственно. Сезонный кредит сейчас доступен по ставке 5.30%.
Политика обязательных резервов
До 1980 года требовалось, чтобы на счетах в Федеральных резервных банках держали свои резервы только банки-члены ФРС; остальные банки должны были удовлетворять резервным требованиям, предъявляемым штатами, которые, как правило, позволяли держать значительную часть резервов в виде приносящих доходы ценных бумаг. В связи с тем, что по средствам на счетах в ФРБ не выплачивался процент, становиться участником этой системы было невыгодно. В 1980 г. Конгрессом США был принят закон о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле, согласно которому все банки обязаны удовлетворять единым требованиям и держать собственные резервы в виде кассовой наличности в своём учреждении и в виде депозитов в ФРБ. В результате введения такого положения, сокращение числа банков-членов ФРС прекратилось и различия между ними и остальными банками уменьшились.
Изменение нормы обязательных
резервов служит самым кардинальным
методом регулирования. На практике
ФРС очень редко изменяет нормы
обязательных резервов, поскольку это
средство действует очень существенно
и может единовременно
Круг депозитов, на которые требуется обеспечить резервное требование, ограничен тремя типами:
· транзакционные счета (net transaction accounts). К ним относятся депозиты до востребования, все чековые депозиты, счета типа NOW и ATS (счета с автоматическим переводом средств) и др.
· неличные срочные депозиты (nonpersonal time deposits), то есть депозиты, принадлежащие не отдельному лицу, а учреждению.
· обязательства по счетам в евродолларах (еurocurrency liabilities)
По закону не существует требований к резервному обеспечению личных сбережений и срочных вкладов. Это стало возможным благодаря тому, что действующая в США система страхования кредитными учреждениями депозитов в Федеральной корпорации страхования депозитов показала свою надежность. В сочетании с другими мерами по защите прав вкладчиков и с учётом достигнутого уровня развития американской банковской системы положение личных сбережений и срочных депозитов стало достаточно прочным. Освобождение этих видов счетов от обязательного резервного покрытия в ФРС направлено на снижение издержек банков при работе с такими счетами, увеличение их доходности, и таким образом стимулируется рост личных сбережений.
Для трансакционных счетов установлены пределы от 0 до 14%. В этих рамках ФРС применяет норму резервных обязательств в размере 3% для трансакционных счетов определённой величины и 10% для более крупных счетов. Пределы резервных требований по неличным срочным счетам установлены от 0% до 9%, и в этих рамках ФРС может вносить изменения с учётом сроков их погашения. Ещё с 1990 года ФРС сделала равным 0% нормативы резервов по неличным и евродолларовым счетам, то есть не применяла по ним отчислений в резервы
Сравнение
Заключение
Итак, в данной курсовой работе была описана банковская система Российской Федерации – ее история и развитие, роль и функции, основы деятельности ЦБ, его функции, денежно-кредитная политика ЦБ. Рассмотрены организационно-правовые формы и виды коммерческих банков, операции, которые они могут выполнять; кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале. В 2009-2011 годах основными задачами будет работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения банковского сектора, оказывающего решающее влияние на устойчивость кредитных организаций.
Наряду с банковской системой РФ мы также изучили зарождение Федеральной резервной системы США, ее структуру, функции и роль в денежно-кредитной политике страны.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что практика банковского дела США представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение Американской практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.
Создание ФРС в США позволило произвести корректировку чекового обращения. В то же время с некоторыми фундаментальными недостатками национальной банковской системы, возникшими исторически и питаемыми гипертрофированным пристрастием к свободе в ущерб разумному централизму, ФРС так и не смогла ничего поделать; часть из них была несколько компенсирована развитием других финансовых институтов: страховых компаний, компаний, специализировавшихся на выпуске дорожных чеков и др., а другая – осталась без изменений.