Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль. И только последние два года начали играть видную роль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. 5
1.1 История возникновения и роль банковской системы. 5
1.2 Понятие, принципы и структура банковской системы РФ. 8
1.3 Особенности развития банковской системы России. 13

ГЛАВА 2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. 16

Текущие тенденции развития российской банковской системы. 16
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ 29
СИСТЕМЫ РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

План курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.

 Правительство  и Центральный банк Российской  Федерации приняли «Стратегию  развития банковского сектора  РФ». Впервые за 12-летнюю историю  современной российской банковской  сферы появился системный программный  документ денежных властей. В названной «Стратегии...» были определены основные цели дальнейшего развития банковской системы: укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов,

30

кредиторов  и вкладчиков, в первую очередь  населения; усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности. Очевидно, эти цели являются абсолютно универсальными и применимы ко всем банковским системам мира. «Стратегия...» не выделила особенности проблем банковской сферы России и причины их возникновения, поэтому все ее многочисленные установки и рекомендации -- это, в основном, технические меры развития собственно банковской деятельности, а не банковской системы в целом.

Определить  реальное состояние развития российского  банковского сектора, выявить болезненные  проблемы и разработать необходимые  решения была призвана рабочая группа Госсовета при Президенте России, активно работавшая в течение 2002 года. Однако подготовленный рабочей группой проект «Основ государственной политики развития российской банковской системы» до сих пор публично не рассмотрен и не доложен Президенту РФ (возможно, потому, что проект предлагал укрепление национальной банковской системы и ее развитие на конкурентной основе).

На сегодняшний  день не существует ни одного официального документа, в котором давалась бы объективная оценка состояния банковской системы, назывались подлинные причины  существующих проблем и предлагались адекватные решения.

Основные  системные банковские проблемы, их причины и возможные пути решения:

  1. Банковский сектор России развивается, в основном, как сфера обслуживания других секторов экономики, являясь ведомым, а не ведущим, системообразующим элементом российской экономики.

Экономический рост, исполнение бюджета, платежеспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются, главным образом, за счет энерго-сырьевого  экспорта, а не путем существенного  увеличения доли валового внутреннего  продукта (ВВП), потребляемого внутри страны, или развития экспорта продукции глубокого передела, высоких технологий и интеллектуальных продуктов.

31

Это обстоятельство вынуждает Правительство заниматься, прежде всего, проблемами развития энерго-сырьевых отраслей экономики, ибо, во-первых, его благополучие напрямую зависит от успешного функционирования этих отраслей (кризис в этом секторе повлечет безусловную смену Правительства), а во-вторых, проблемы восстановления, подъема и развития иных отраслей экономики требуют огромных финансовых, организационных и интеллектуальных затрат без уверенности в успехе (резкое падение мировых цен на энергоносители и сырье сведет на нет любые усилия Правительства по структурной перестройке экономики).

При этом энерго-сырьевые экспортные отрасли не требуют от Правительства развития национального банковского сектора, так как они, используя свои «карманные» банки и возможности государственных банков, уже «успешно» прошли период первичного накопления финансового капитала, его преобразования в промышленный капитал и создания последнему условий для непосредственного выхода на западные рынки капитала. Именно поэтому крупнейшие экспортные финансово-промышленные группы (ФПГ) заявляют о желании избавиться от собственных кредитных организаций и требуют от Правительства полной отмены ограничений на внешние операции с капиталом и банковские трансграничные операции.

В силу названных  причин банковский сектор в России не формирует экономику, а лишь формируется  экономикой, ее основными хозяйствующими субъектами - государством и энерго-сырьевыми ФПГ.

Ни Правительство, ни Банк России не ставят перед собой  задачи создания банковской системы  как самостоятельной рыночной отрасли  экономики, которая в целях собственного развития стремилась бы к развитию экономики и, прежде всего, тех ее секторов, которые, в свою очередь, были бы заинтересованы в развитии национальной банковской системы, так как именно она будет активно, целенаправленно формировать внутренний рынок, производственный сектор (в том числе работающий на экспорт) и сферу услуг.

32

Более того, Центральный  банк РФ открыто и убежденно заявляет, что он не решает и не должен решать задачу обеспечения экономического роста, используя инструменты денежно-кредитной  политики и кредитные механизмы. К сожалению, Банк России сосредоточился сегодня исключительно на борьбе с инфляцией и укреплении рубля, превратив это в самоцель своей деятельности, возможно, в силу того, что за отрицательные показатели в этой сфере его жестко критикуют, а за неучастие в решении задач экономического роста даже не журят (почему-то считается, что это правильно).

В подтверждение  сказанного достаточно привести статистические данные самого Центрального банка РФ.

Оказывается, сумма ежегодного прироста полной национальной денежной базы практически соответствует (даже несколько ниже) сумме ежегодного прироста валютных резервов Банка России. Это означает лишь одно: наш Центральный банк проводит жесткую политику валютного управления. Такая политика позволяет эффективно бороться с инфляцией и укреплять рубль. Но если эта политика превращается в самоцель, то в конечном итоге она становится тормозом экономического роста и развития национальной банковской системы.

2) Теперь о втором уровне банковской системы - кредитных организациях. Они, конечно же, должны отличаться по форме: банковские и небанковские; универсальные и специализированные; крупные, средние и малые; централизованные или с широкой филиальной сетью и т.п. Но при этом абсолютно все кредитные организации должны иметь подлинно равноправные, основанные только на законе возможности осуществления банковского бизнеса. Все коммерческие банки должны быть в абсолютно одинаковых взаимоотношениях с регулирующими органами - Банком России и Правительством РФ.

Следует четко  понимать, что мы не сможем сформировать нормальную, эффективную коммерческую банковскую систему до тех пор, пока будут существовать государственные коммерческие банки. Государство никогда не сможет одинаково равно относиться к своим собственным банкам и ко всем остальным (налицо конфликт

33

интересов). И никакого значения не имеет, в чьей именно собственности -- Банка России или Правительства -- эти банки будут находиться. И в том, и в другом случае они будут пользоваться гарантиями государства, будут обеспечиваться его бесплатными ресурсами, будут иметь массу иных преференций.

Государство может (а в определенные периоды -- обязано) иметь собственные специализированные кредитные организации (кредитные  агентства) для обеспечения реализации государственных программ финансирования приоритетных отраслей экономики. Но эти государственные кредитные организации никогда не должны превращаться в универсальные коммерческие банки и заниматься самостоятельным банковским бизнесом. В противном случае государство через свои банки начинает конкурировать с коммерческой банковской системой, следовательно - ограничивать ее развитие. Совершенно очевидно, кто выиграет в этой «конкурентной» борьбе. Нынешняя банковская система - яркий тому пример.

3) Необходимо  преобразовать Сбербанк в специализированную  стопроцентную государственную кредитно-сберегательную организацию по комплексному обслуживанию физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сбербанк должен стать институциональным инвестором в сфере сбережений населения и не подавлять, а финансировать коммерческие банки.

4) Уровень  монополизации банковской сферы  достиг сегодня критической черты  -- 20 крупнейших банков (в основном, государственные и олигархические  банки), составляющие 1,5% от количества  всех кредитных организаций, располагают  2/3 активов всей банковской системы.

Вся банковская «конкуренция» - это борьба за бюджетные и подобные ресурсы, уполномоченность государственных органов и компаний. Печально, что само государство активно препятствует развитию нормальной банковской конкуренции, допуская в те или иные сектора банковских услуг только крупнейшие (монопольные) кредитные организации, вводя при выборе уполномоченных банков ограничения по их размеру.

34

Необходимо  также отметить, что, несмотря на самую жесткую регламентацию банковской деятельности по сравнению с другими видами финансовой деятельности, кредитные организации по совершенно непонятным причинам ограничены в праве работы на ряде сегментов денежного и фондового рынков (управление активами, размещение пенсионных и страховых фондов, операции с недвижимостью и т.п.}. Кроме того, в России в массовом порядке осуществляется псеводобанковская деятельность, когда компании, не имеющие соответствующих лицензий, активно ведут кредитно-депозитную работу и занимаются иными финансовыми операциями, часто теми, которые банки вести не могут именно в силу регулирования их деятельности. Абсурдность ситуации очевидна.

Названные системно-структурные  проблемы банковского сектора сохраняются, а в некоторых аспектах и усугубляются не только потому, что государство  всерьез не занимается построением рыночной, конкурентной банковской системы, но еще и потому, что само банковское сообщество, будучи разобщенным на различные, порой враждебные классы кредитных организаций, не может четко сформулировать свои общие интересы и потребовать у денежных властей их учета и обеспечения на взаимовыгодной основе. К сожалению, до сих пор банковское сообщество не имеет ни единой саморегулируемой организации, ни своего представителя в Национальном банковском совете.

1) Совокупный  капитал (собственные средства) российских банков (на 1 января 2003 года -- 780,7 млрд. руб. или $24,6 млрд.) меньше капитала любого из ведущих мировых банков. Если при этом учесть, что Банк России считает значительную часть названного капитала «нарисованной» (с этим нельзя не согласиться), то ситуация выглядит еще более плачевной. Можно сказать, что российский банковский сектор по капиталу находится за «чертой бедности».

В чем причина? Почему многолетние призывы к  увеличению капитализации кредитных  организаций ни к чему не привели? Есть ли в России внутренние ресурсы, которые могут быть инвестированы в банковскую систему? Если есть, то почему они не поступают в капитал банков? Попробуем разобраться.

35

Как известно, общий уровень сбережений в России составляет лишь около 18%, что примерно на 10 процентных пунктов ниже, чем в развитых странах. Кроме того, объем всех инвестиций в российскую экономику в последние годы существенно падает -с 17,4% в 2000 году до 8,7% в 2001 году и около 3% в 2002 году. Это говорит о том, что свободного, избыточного капитала в целом в российской экономике нет (накопленный в энерго-сырьевых ФПГ свободный капитал в несколько млрд. долларов, даже если он весь будет инвестирован в другие отрасли экономики, существенных изменений не принесет).

Из сказанного следует: капитал в России является большим дефицитом, и вкладываться он будет только в те сферы бизнеса, которые принесут наибольший доход. К сожалению, банковская деятельность сегодня в силу излишней зарегулированности, высокой стоимости ресурсов и значительных накладных расходов является низкорентабельной. По итогам работы в 2002 году кредитные организации впервые после дефолта 1998 года получили прибыль -- 27,8 млрд. руб., что составляет 3,6% от объема их капитала или 0,7% от суммы всех банковских активов. При таком уровне годовой рентабельности российские банки не могут представлять интереса для нормального инвестора, в том числе зарубежного.

То же самое  можно сказать и о сбережениях  населения. Если размер дивидендов по акциям (паям) банков (которые зачастую и не выплачиваются) в несколько раз ниже, чем проценты по вкладам, то с какой стати граждане начнут вкладывать свои деньги в банковский капитал. При этом недоверие к банкам и неразвитость фондового рынка не играют здесь первостепенной роли. Недоверие иностранных инвесторов к российским нефинансовым хозяйствующим субъектам не может быть меньше, чем к нашим кредитным организациям, однако в банковский сектор сейчас вкладывается лишь 1% от общего объема иностранных инвестиций в капитал, поступающих в Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

Список использованной литературы

 

  1. ГК РФ

  1. ФЗ «О банках и банковской деятельности».

  1. ФЗ «о ЦБ РФ»

  1. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е издание, Д34 перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002г.

  1. Деньги, кредит, банки / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова - М: ЮНИТИ, 2005

  1. Кураков Л.П., Тимирясов В.Г., Кураков В.Л. Современные банковские системы: Учебное пособие.-3-е издание.- М.: Гелиос АРВ, 2000г.

  1. Шестаков А.В. Банковская система РФ: Учебное пособие –М: МГИУ, 2006г.

  1. С.М.Ильясов устойчивость банковской системы: механизмы управления, региональные особенности: Учебное пособие-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001г.

  1. Жуков П.Е. Финансовый кризис в российской банковской системе и меры его определения, №4 2008г.

  1. Бобин С.С. Развитие банковской системы в России/Бобин С.С.//Финансы и кредит.-2010.-№7

  1. Финансовая аналитика//Аналитический обзор «Текущие тенденции развития российской банковской системы»,№12 2009г.

Информация о работе Банковская система РФ