Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:45, реферат
Швейцария относится к числу наиболее респектабельных финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет. Политическая стабильность и экономическое процветание обусловили привлекательность Швейцарии в глазах состоятельных людей других стран. Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы. Со всего мира сюда стекаются банковские вклады. Швейцария является транзитным пунктом международных финансовых потоков.
3.3. Иностранные банки
Более половины прочих банков находится под иностранным контролем. Наличие иностранного контроля предполагается в том случае, когда иностранцам принадлежит такая доля, которая превышает половину акционерного капитала или половину прав голоса, или когда иностранцы каким-либо иным способом оказывают решающее влияние на банк. Термин "иностранец" применяется к лицам, не являющимся швейцарскими гражданами и не имеющим разрешения на постоянное пребывание в Швейцарии, а также к юридическим лицам и конкретным членам товарищества (партнерства), которые имеют свой зарегистрированный офис за рубежом или - если их зарегистрированный офис находится в Швейцарии - работают под контролем лиц-нерезидентов. Определение понятия иностранного контроля означает признание того факта, что существуют швейцарские банки, которые контролируются иностранцами, имеющими право на постоянное местожительство в Швейцарии, но их количество ограничено.
Иностранные банки открывают свои офисы в Швейцарии не только из соображений представительства и престижа, но и для того, чтобы:
3.4.Прочие банки
Относящиеся к данной группе банки занимаются различного рода деятельностью, такой как: учреждения, специализирующиеся на фондовой бирже, ценных бумагах и управлением активами; коммерческие банки: как правило, они представляют собой банки универсального типа, большую долю в деятельности которых занимает ипотечное кредитование, а, кроме того, коммерческие ссуды в сферах торговли, промышленности и коммерции; и потребительские кредитные учреждения: занимаются выдачей небольших ссуд (частным лицам и промышленным предприятиям).
Рассмотрение лишь банковской системы Швейцарии не дает полного представления о своеобразии и широких возможностях приложения капитала в этой стране. В кредитную систему Швейцарии органично входят также финансовые компании. Они делятся на:
Швейцарское банковское дело - явление относительно недавнее: лишь в середине XIX в. оно встало на ноги, достигло уровня международного стандарта и ныне по своей деловой активности и эффективности занимает ведущее место в мире.
Некоторые исследователи выделяют три сферы спроса на банковское обслуживание, которые объясняют весьма позднее становление Швейцарии как мирового финансового центра:
Анализируя тенденции развития
Швейцарии как финансового
Так, кредитная система Швейцарии развивалась по тем же законам, что и в других странах, экономические кризисы приводили к исчезновению мелких, средних и ряда крупных банков и к увеличению концентрации и централизации банковского капитала.
Таким образом, в настоящее время в стране сложилась кредитная система, которая характеризуется чрезвычайно разветвленной сетью. Она включает в себя кантональные банки, гроссбанки, региональные банки и прочие финансовые институты (Таблица 2).
Таблица 2
Структура кредитной системы Швейцарии
Вид банков |
Число |
Активы |
% | ||
Кантональные банки |
24 |
10,7 |
Гроссбанки |
2 |
68,8 |
Региональные банки |
78 |
2,7 |
Прочие |
226 |
17,8 |
Особенности банковской системы Швейцарии:
1. Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. После второй мировой войны в Швейцарии не было ни одного случая банкротства. Контроль за банками имеет трехступенчатую структуру и осуществляется Федеральной банковской комиссией, Национальным Банком и Швейцарской банковской ассоциацией.
Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение Закона - защита интересов клиента.
Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией только в том случае, если банк отвечает всем требованиям Закона. Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения Закона, выданная лицензия может быть немедленно отозвана
2. Еще одна черта, определяющая высокий рейтинг швейцарских банков, - банковская секретность/тайна. Тайна вкладов защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права. Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии, а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на срок до шести месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская информация может быть открыта правительственным органам только в том случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовному преступлению. При этом уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не считается. Также банковская тайна не может быть запрошена другой страной напрямую у банка – для этого нужна ратификация Парламента Швейцарии.
Благодаря наличию банковской тайны, Швейцария заняла 1 место в глобальном рейтинге юрисдикций, обеспечивающих максимальную безопасность финансовой информации (в рейтинге участвовали 72 страны). С 1934г. в стране действует закон, требующий от банкиров соблюдения абсолютной секретности банковских вкладов. По данным 2010г., в них хранилось около 2 трлн. долларов, почти 1/3 всех банковских вкладов в мире.
Но в 2009г. впервые были нарушены вековые традиции Швейцарского законодательства – крупнейший банк UBS согласился передать данные о счетах 4450 американских клиентов, подозреваемых в уклонениях от уплаты налогов и заплатить 780 млн. долл. под угрозой предъявления исков со стороны налоговой службы США.
Нарушение валютного регулирования других стран также не подпадает по швейцарскому уголовному праву в разряд преступлений.
3. К особенностям банковской системы Швейцарии следует отнести также функционирование Банковского комитета.
Банковский комитет - это независимый орган, не подчиняющийся ни правительству, ни Национальному банку. Комитет контролирует соблюдение банками Закона о банковской деятельности, свода правил и установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты, высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают большое значение. Решения банковского комитета обязательны для выполнения.
4.Уникальной особенностью швейцарских частных банков является то, что они практически никогда не зарабатывают на разнице между доходом от использования вложенных клиентом средств и выплаченной ему ставкой процента. В то же время они не гарантируют вкладчикам получения процентов по счету. Швейцарский частный банк только управляет деньгами в интересах клиента в соответствии с его указаниями и за это получает от него вознаграждение (management free). Управление счетом означает, что клиенту принадлежит абсолютно все, что банк смог заработать на его деньги (за вычетом management free).Швейцарские банки крайне редко дают кредиты третьим лицам, основной доход они имеют от операций с различными валютами и ценными бумагами. Швейцарский банк никогда не примет деньги от клиента, заранее не оговорив, с какой степенью риска он должен ими управлять.
Если клиент не хочет ни малейшего риска, его деньги будут вкладывать только в стабильные валютные депозиты в самых стабильных банках. Именно поэтому швейцарские банки практически не могут обанкротиться: они не обещают гарантированный доход и, соответственно, не ищут высокодоходных (более рискованных) объектов вложения денег.
Общая характеристика
20 марта1903 года национальный советник Шеррер-Фуллер предложил законопроект о создании центрального банка. Федеральный закон о Национальном банке Швейцарии был принят 6 октября 1905 года. С 20 июня 1907 года Национальный банк Швейцарии начал свою работу в Базеле, Берне, Женеве, Санкт-Галлене и Цюрихе. Впоследствии в других городах Швейцарии были открыты отделения банка. В 1907 году центральный банк Швейцарии начал выпуск банкнот швейцарских франков.
Деятельность банка определена статьей 99 Конституции Швейцарии:
Более подробно деятельность банка описана в Федеральном законе о Национальном банке Швейцарии от 3 октября 2003 года с поправками, внесенными 1 января 2009 года.
Основные положения ФЗ о Национальном банке Швейцарии:
Центральный банк Швейцарии является акционерным обществом с особым статусом.
Банк имеет две штаб-квартиры: одна находится в Берне, вторая — в Цюрихе; филиал банка находится в Женеве, представительства — в Базеле, Лозанне, Лугано, Люцерне и Санкт-Галлене.
Национальный банк Швейцарии выпускает банкноты швейцарских франков (монеты выпускает Монетный двор Швейцарии).
Национальный банк должен проводит кредитно-денежную политику, служащую интересам страны в целом. Он должен обеспечивать стабильность цен. При этом он должен учитывать развитие экономики.
Не допускается запрашивать или принимать указания либо из Совета Федерации или Федерального Собрания или любого другого органа.
Во-первых, Национальный банк должен регулярно обсуждать с Федеральным Советом экономическую ситуацию, денежно-кредитную политику и актуальные вопросы федеральной экономической политики. Федеральный совет и Национальный банк должны информировать друг друга о своих намерениях, прежде чем принимать важнейшие решения по экономическим вопросам и вопросам денежно-кредитной политики. Годовой отчет Национального банка, годовой бухгалтерской отчетности должны быть представлены в федеральный совет для рассмотрения до их утверждения на общем собрании акционеров.
Во-вторых, Национальный банк должен отчитываться о выполнении своих задач в соответствии со статьей 5 Федеральному Собранию ежегодно в форме доклада. В-третьих, публикует свой ежегодный доклад. Кроме того, он публикует ежеквартальные отчеты о развитии реального сектора экономики и денежной ситуации, он также публикует данные по денежно-кредитной политике на еженедельной основе.
Национальный банк освобождается от прямых федеральных налогов.