Банковская система Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Швейцария относится к числу наиболее респектабельных финансовых центров Европы. Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические институты обеспечили Швейцарии особое положение на политической карте мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет. Политическая стабильность и экономическое процветание обусловили привлекательность Швейцарии в глазах состоятельных людей других стран. Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы. Со всего мира сюда стекаются банковские вклады. Швейцария является транзитным пунктом международных финансовых потоков.

Файлы: 1 файл

БС Швейцарии.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)
  • Сфера деятельности.

Основой служит формирование правил проведения сделок с участниками  финансового рынка, операций с другими центральными банками и международными организациями, сделок от имени Конфедерации сделки, операций в свои собственных целях, а также способность участия в капитале и право членства.

Для исполнения своих задач Национальный банк может:

  • держать процентные и беспроцентные счета для банков и других участников финансового рынка, и принять под охрану активы;
  • открывать счета в банках и других участников финансового рынка;
  • покупать и продавать, на финансовых рынках, швейцарский франк или иностранную валюту, ценные бумаги, а также драгоценные металлы;
  • выпускать и выкупать собственные облигации (стоповые и форвардные), а также создавать производные ценных бумаг и драгоценных металлов;
  • участвовать в кредитных операциях банков и других участников финансового рынка при условии, что предоставляется достаточное обеспечение по кредитам;
  • держать и управлять активами, указанными в этой статье.

Национальный банк может вступать в отношения с иностранными центральными банками и международными организациями  и проводить с ними все виды банковских операций, в том числе  предоставлять кредиты в швейцарских  франках, иностранной валюте и международные  платежных средствах.

Национальный банк может предоставлять  банковские услуги Конфедерации. Услуги предоставляются бесплатно, если это  способствует реализации денежно-кредитной  политики. Национальный банк не может  кредитовать Конфедерацию на условиях овердрафта, а также не может разрешать  покупать государственные облигации  с нового выпуска.

В объеме, необходимом для выполнения своих задач, Национальный банк может  участвовать в капитале компаний и других юридических лиц и  приобретать права членства в  таких компаниях и организациях.

В дополнение к операциям, связанным  с его уставных задач, Национальный банк может осуществлять банковские операции своих сотрудников.

  • Полномочия в денежно-кредитной политике

Имеет 3 раздела: статистика, обязательный резерв, осуществление контроля платежных систем и расчетов по ценным бумагам.

В разделе «статистика» описаны  следующие положения:

  1. Для целей выполнения своих уставных задач и следить за развитием событий на финансовых рынках, Национальный банк осуществляет сбор необходимых статистических данных.
  2. Банки, биржи, дилеры по ценным бумагам, а также управления фондами компаний швейцарских инвестиционных фондов и представители иностранных инвестиционных фондов должны предоставлять в Национальный банк статистические данные, касающихся их деятельности.
  3. Национальный банк должен сохранять конфиденциальность по отношению к собранным данным. Он публикует собранные статистические  данные. В целях конфиденциальности, данные должны быть объединены.

В разделе «обязательный резерв»  описаны следующие положения:

  1. В целях содействия эффективному функционированию финансового рынка, банки должны держать обязательный резерв.
  2. Национальный банк устанавливает ставки обязательных резервов. Минимальные запасы должны состоять из швейцарского франка номинальных монет, банкнот и на депозитных счетах, которые банки держат в Национальном банке.
  3. Банки должны регулярно представлять доказательства в Национальный банк, что они держат необходимый уровень обязательных резервов.

В разделе «осуществление контроля платежных систем и расчетов по ценным бумагам» описаны следующие положения:

  1. В целях защиты стабильности финансовой системы, Национальный банк осуществляет надзор системы клиринга и расчетов платежей и операций с финансовыми инструментами, в частности, ценными бумагами (платежные системы, системы расчетов по ценным бумагам).
  2. В целях контроля платежных систем или расчетов по ценным бумагам, от которых возможен риск для стабильности финансовой системы, Национальный банк может сотрудничать с иностранными надзорными и запросить информацию и документы от этих властей.
  • Законное положение Национального банка Швейцарии

Имеет 2 раздела: структура акционерного общества, определение и распределение прибыли.

В них описаны следующие положения:

  1. Уставный капитал Национального банка составляет 25 млн. швейцарских франков. Он разделен на 100000 именных акций номинальной стоимостью 250 швейцарских франков каждая. Акции полностью оплачены.
  2. Вместо отдельных акций Национальный банк может выдавать сертификаты, охватывающие несколько акций.
  3. Годовой отчет Национального банка, состоящий из прибыли и убытков, баланс и приложения, должны быть составлены в соответствии с положениями закона об акционерных компаний и общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
  4. Одна треть любой чистой прибыли, оставшейся после распределения дивидендов, начисляются к Конфедерации, а также две третьих начисляются кантонам.
  5. Акционерное общество- Швейцарский национальный банк может быть ликвидирован на основе федерального закона. Этот закон определяет также процедуру ликвидации.
  6. В состав структуры Национального банка входят: общее собрание акционеров, банковский совет, совет управляющих и аудиторская группа.
  7. Общее собрание акционеров проводится ежегодно не позднее, чем в конце июня. Президент банковского совета созывает собрание акционеров в письменной форме не позднее чем за 20 дней до дня собрания.
  8. Банковский совет состоит из одиннадцати членов. Федеральный совет избирает шесть членов, собрание акционеров пять. Федеральный совет назначает президента и вице-президента. Срок полномочий составляет четыре года. Полный срок полномочий членов не должно превышать двенадцати лет.
  9. Совет управляющих состоит из трех членов. Члены Совета управляющих и их заместители назначаются Советом Федерации по представлению Банковского совета. Срок их полномочий составляет шесть лет. Переизбрание возможно.
  10. Собрание акционеров избирает аудиту совета. Она может состоять из одного или нескольких физических или юридических лиц. Аудиторы должны быть избраны на срок от одного года.

Таким образом, можно провести сравнительную характеристику между БС в целом и ЦБ, в частности, РФ и Швейцарии.

Признак сравнения

Российская Федерация

Швейцария

Образование первых банков

середина XVII в.

XIV в.

Структура банковской системы

2-уровневая

2-уровневая

Образование ЦБ

Центральный Банк России образован 31 мая 1860 года

Центральный банк Швейцарии (Swiss National Bank – SNB) образован в 6 октября 1905 года

Доля собственности государства  в капитале ЦБ

100%

47% капитала - государству  53%  капитала - кантонам

ОПФ ЦБ

Государственный

АО

Денежно-кредитная политика ЦБ: основные применяемые инструменты

Основными инструментами  реализации установок денежно-кредитной  политики, проводимой Центральным банком, являются:

-нормативы обязательных резервов;

-процентные ставки по операциям ЦБ;

-рефинансирование банков;

-операции банков на открытом рынке;

-валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы;

-прямые ограничения.

Основными инструментами  реализации установок денежно-кредитной  политики, проводимой Центральным банком Испании, являются:  
- нормативы обязательных резервов; 
- рефинансирование банков; 
- операции банков на открытом рынке; 
- установление ориентиров роста денежной массы; 
- прямые количественные ограничения.

Институт, выполняющий функции  пруденциального надзора и банковского регулирования.

ЦБ России

ЦБ Швейцарии

Ставка рефинансирования

8,25%

0,00%

Формы коммерческих банков, функционирующих в стране.

Только традиционные коммерческие банки

Гроссбанки

Кантональные банки

Региональные банки

Прочие


 

Процентные  ставки по вкладам и кредитам в  банках Швейцарии намного ниже, чем  в российских банках поэтому большинство клиентов отдают деньги под управление, где можно заработать до 15-20% годовых.

 

Процентные  ставки по вкладам

Валюта

1 неделя

1 месяц

6 месяцев

1 год

CHF

0.000 %

0.000 %

0.000 %

0.250 %


 

Особенностью рынка потребительского кредитования Швейцарии, по сравнению  с другими странами ЕС, являются достаточно большие проценты за пользование  кредитом (на 3,3% выше, чем в среднем  по ЕС).

Максимальная процентная ставка за пользование потребительским  кредитом была

установлена правительством Швейцарии и составляет 15%.

Ставка по ипотечному кредитованию в первом полугодии 2011г. колебалась в пределах 3,30 – 3,43 с тенденцией увеличения.

Плата за пользование кредитом составляет около 0,8%. 

Процентная ставка по кредиту  зависит от вида банка. Крупные банки  тратят гораздо меньше ресурсов на проверку платежеспособности клиента, поэтому могут предложить более  выгодный процент. Мелкие банки вынуждены  компенсировать высокую долю риска  и дорогостоящую проверку клиентов более высокими процентными ставками. Конкурентным преимуществом у них  являются более мелкие суммы кредитов и большая простота оформления.  

 
 

Швейцария и Россия

Швейцарии удалось завоевать главенствующее положение как в области международных финансов, так и в сфере индивидуального банковского обслуживания благодаря ряду обстоятельств:

  • политическая и финансовая стабильность;
  • сильная национальная валюта;
  • нейтралитет, делающий невозможным закрытие банковских счетов по политическим причинам и не допускающий таких мер, как исполнение Закона о вражеской собственности;
  • банковская секретность;
  • географически выгодное расположение (в центре Европы);
  • правовая система, организованная проще, чем, например, в США;
  • хорошо подготовленные работники (владеют несколькими языками). 

Перечисленные факторы характерны для многих стран, однако мало где  они проявляют себя с такой  полнотой. 

Экономика Швейцарии никогда не была настолько обширной, чтобы естественным образом сделать страну центром  международной торговли и финансов (Площадь Швейцарии насчитывает 41 285 кв.км., общее население страны насчитывает 7,7 миллиона человек). Между тем фундаментальные политические и экономические факторы, а именно: высокий ВВП, низкая инфляция, активный внешнеторговый баланс, стабильное государство и универсальная банковская система – сделали Швейцарию наиболее привлекательным из мировых финансовых рынков. Существует достаточно государств, в чьей экономике и политике проявляются схожие черты. Однако только Швейцария так долго сохраняет всю их совокупность. 

Активность внешнеторгового баланса  не является основной причиной превращения  страны в международный финансовый центр, хотя отчасти ускоряет этот процесс. Экспорт швейцарского капитала оказался возможен, поскольку внутренние сбережения превышали средства, необходимые  для обслуживания национальных нужд. По сравнению с прочими индустриальными  государствами Швейцария всегда отличалась более высокой накопительной  способностью.

Прошло уже более ста  лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Сотрудничество этих стран очень продуктивно. Можно выделить три основных направления экономического сотрудничества, которые наиболее важны для швейцарской стороны. Первое – это машиностроение: 30% нашего экспорта в Россию составляют именно машины. Второе – фармацевтика: приблизительно 17% экспорта. И третье – часы. Их экспорт занимает около 15%. Есть еще два сектора в сфере услуг. Их составляющие на рынке значительно меньше, но они также имеют большое значение для Швейцарии. Это туризм и финансовые услуги.

Финансовые услуги – один из самых  важных секторов экономики Швейцарии. Развит он несоизмеримо больше, чем  того требуют экономика и территория страны. Поэтому Швейцария, являясь  мировым финансовым центром, оказывает  финансовые услуги практически всем странам. В России мы предоставляем  услуги тем швейцарским компаниям, которые здесь работают, и российским компаниям, которые работают по всему  миру. В настоящее время высокие  темпы роста российской экономики  способствуют расширению нашего сотрудничества в сфере финансовых услуг.

Любая национальная экономика нуждается  в своей собственной системе. Опыт Швейцарии может оказаться полезным для России. Но обязательно нужно принимать во внимание экономические и политические особенности страны. Например, говоря о контроле финансовых услуг, следует напомнить, что в Швейцарии действует система саморегулирования.

В других странах мира есть иные модели. В некоторых странах власти пришли к выводу, что лучше, когда существует одна централизованная структура, которая  занимается контролем банковской сферы. Допускаю, что в тех странах, где  сектор финансовых услуг еще молод, его должно контролировать государство. Но каждое правительство, в том числе  российское, само должно решать, что  подходит для его страны.

Несмотря на установление финансовых и экономических связей 2-х стран швейцарские компании сталкиваются с рядом проблем при выходе на российский рынок:

Первая проблема – это не слишком четкие формулировки российских законов, наличие в них пробелов, что позволяет порой по-разному интерпретировать отдельные их положения. Во многих областях законодательство России очень молодо. Это, естественно, создает определенные сложности. Крупные швейцарские компании, давно работающие в России, хорошо знают о данных проблемах, знакомы с ситуацией и могут правильно на нее реагировать. Маленькие компании в такой ситуации оказываются впервые.  

Информация о работе Банковская система Швейцарии