Банковская система в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования перспектив развития банковского сектора определяется особой важностью данного компонента финансового сектора и рыночных основ функционирования экономики России. С ее помощью осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки. К ним также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими. Банковская система находится в центре любых экономических макропроектов государства, поэтому от ее состояния и динамики развития, политики государства в отношении банковской системы зависит судьба экономики страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России…………………………………………………………
1.1. Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России…………………………………………………………
1.2. Особенности функционирования банковской системы России..
1.3. Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы…………………………………………………………………..
Глава 2. Анализ развития банковской системы России…………….
Глава 3. Проблемы и перспективы банковской системы России…..
3.1. Актуальные проблемы российской банковской системы……..
3.2. Направления совершенствования банковской системы России..
Заключение………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Банковская система в России.docx

— 87.79 Кб (Скачать файл)

Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой  по представлению Председателя Банка  России, согласованному с Президентом  Российской Федерации. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России, лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также членами Правительства Российской Федерации. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно – политических и религиозных организациях.

Сам Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.

В организационном  плане структуру центрального аппарата Банка России представляют 25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций.

Департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм является структурным звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий кредитным организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основной задачей департамента является осуществление надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии регистрации и лицензирования.

Задачей департамента пруденциального (смысл регулирования которого состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков) банковского надзора является методическое и организационное обеспечение функций Банка России в сфере пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций.

Департамент инспектирования  занимается организацией инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка России, координацией их работы при подготовке и проведении инспекционных проверок. Кроме того, в задачи этого департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности подразделений инспектирования кредитных организаций в территориальных учреждениях Банка России.

Департамент исследований и информации выполняет следующие функции:

  • анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом;
  • прогнозирование хозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий;
  • создание информационной базы для проведения макроэкономических исследований.

Департамент исследований и  информации занимает одно из ведущих мест в структуре Банка России – результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития.

Коммерческие  банки – составное звено банковской системы. Они осуществляют активные и пассивные операции и оказывают комплекс услуг юридическим и физическим лицам. Функционирование банка как субъекта экономической деятельности определяется совокупностью внутренних и внешних макро- и микроэкономических факторов. Работая на рынке денег, кредита, ценных бумаг, банки действуют согласно законам спроса и предложения. В то же время значительное воздействие на поведение банков оказывает денежно-кредитная политика через систему государственного регулирования и контроля как со стороны Центрального Банка России, так и со стороны правительства.

В своей деятельности коммерческие банки руководствуются следующими принципами:

  1. Коммерческие банки могут осуществлять платежи в пользу других банков в пределах остатка средств на корреспондентских счетах. Коммерческие банки привлекают средства вкладчиков, так как, вкладывая свои ресурсы в долгосрочные вложения, они ставят под угрозу свою ликвидность (способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам).
  2. Полная экономическая самостоятельность, которая предполагает полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность подразумевает и свободу в привлечении ресурсов: свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, которые остаются после уплаты налогов.
  3. Взаимоотношения со своими клиентами банк строит на рыночной основе, т.е. он ориентируется не на общегосударственные интересы, а прежде всего на максимальные прибыли, минимизацию риска и сохранение ликвидности.
  4. Косвенные экономические методы, т.е. государство определяет правила игры для коммерческих банков, но не может отдавать приказы.

Для реализации своих функций  банк осуществляет разнообразные операции, использует различные финансовые инструменты, отличающиеся друг от друга условиями, формой, сферой применения, кругом участников и т.д. Функции коммерческого банка отражены на рисунке 2.










 

Рис. 2. Функции коммерческих банков

 

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Таким образом, основными  функциями Центрального Банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Коммерческие банки в свою очередь выполняют такие функции в экономической системе как посредничество в кредите, которое осуществляется путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц; стимулирование накоплений в хозяйстве; посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

 

1.3 Основные факторы,  влияющие на развитие банковской  системы

 

На процесс развития банковской системы влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним факторам следует  отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.

Совокупность экономических  факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.

К экономическим факторам следует отнести:

  • принципы исполнения федерального бюджета;
  • характер реализуемой денежно-кредитной политики;
  • сложившуюся систему налогообложения;
  • результаты проведения экономических реформ;

При экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

К политическим факторам относятся  те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: Центральным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

  • принципы денежно-кредитной политики;
  • заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
  • основные направления совершенствования налогообложения;
  • реализуемые на практике Принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.

В мировой практике страны ранжируются по критерию политического  риска. Чем выше этот показатель, тем  менее стабильна социально-экономическая  ситуация в стране. Странам с высоким  рейтингом политического риска, сокращается либо полностью прекращается кредитная поддержка со стороны международных банковских институтов, а также со стороны отдельных стран, располагающих свободными денежными средствами.

Формы и методы правового  регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности  оказывают существенное влияние  на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая.

Экономические, правовые и  политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов. К социально-психологическим факторам относятся:

  • уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований,
  • в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства,
  • в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей.

Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Классификация форс-мажорных обстоятельств, являющихся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, приведена на рис. 3.

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Форс-мажорные обстоятельства, которые приводят к сбоям в платежных системах

 

При этом как бы долго  ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т. п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему  не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным. Переход банков на новый план счетов, введение в действие Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы в целом.

Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого  целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами:

Информация о работе Банковская система в России: проблемы и перспективы развития