Банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В современном мире значение банков вышло за рамки денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики.

Содержание работы

Содержание…………………………………………………………............1
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Банковская система
1.1 Роль банковской системы в рыночной экономике………3
1.2 Банк как элемент банковской системы…...........................6
1.3 Банковская инфраструктура……………………………..19
1.4 Классификация банков……………………………….…..10
1.5 Коммерческий банк и его типы…………………………...13
Глава 2. Банковская система в России
2.1 Современная структура банковской системы РФ...........20
2.2 Центральный банк РФ (Банк России)……………………21
2.3 Взаимосвязи ЦБ и коммерческих банков…………………25
2.4 Статистические данные…………………………………...28
Заключение……………………………………………………..32
Список изученной литературы…………..………………………….….33
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.45 Кб (Скачать файл)

     В 1921 г. был создан Государственный  банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находящийся  в прямом подчинении Правительства.

     Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся  единым эмиссионным, кредитным, расчетным  и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, гак и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Госбанк СССР осуществлял монопольную эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.

     Центральный банк в Российской Федерации был  создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально  в виде Госбанка РСФСР, который в  декабре 1990 г. был переименован в  Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. — в Центральный  банк Российской Федерации (Банк России).

     Правовой  статус, функции, принципы организации  и деятельности Центрального банка  РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном  банке РСФСР (Банке России)», а  также Федеральным* законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

     Банк  России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое  лицо, не регистрируется в налоговых  органах, осуществляет свои расходы  за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство  не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

     В то же время ЦБ РФ тесно связан с  Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства  РФ. Председатель байка или один из его заместителей участвует в  заседаниях Правительства РФ. Министр  финансов и министр экономики  или их заместители участвуют  в заседаниях Совета директоров Банка  России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

     При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители  палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и  министр экономики, представители  кредитных организаций и эксперты.

     Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура банковской системы в приложении 2. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР.

     Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

     Основные  цели, функции и  операции ЦБ РФ. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. определяет три основные цели его деятельности. Их достижение осуществляется путем выполнения функций Банка России.

     Первая  цель — защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам.

     Вторая  цель деятельности Банка России —  развитие и укрепление банковской системы  страны.

     Третья  цель, стоящая перед Банком России, — обеспечение эффективного и  бесперебойного функционирования системы  расчетов. Являясь «банком банков», ЦБР выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы России. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в4 России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.

     Прибыль ЦБР после направления ее в  установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды  перечисляется в доход федерального бюджета.

     2.3 Взаимосвязь ЦБ с коммерческими банками.

     Центральный банк не имеет дела непосредственно предпринимателями и населением. Его главными  клиентами  являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Центральный банк хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

     Принимая  на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная ставка, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

     Экономические отношения между ЦБР и коммерческими  банками и регулирование деятельности последних могут возникать и  осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей  последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБР может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБР оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам.5

     Так, первоначально в 1992 г. ЦБР планировал темпы роста кредитов, предоставляемых  им коммерческим банкам. В частности, по состоянию на 1 апреля 1992 г. прирост задолженности по ссудам ЦБР коммерческим банкам не должен превышать 15% по сравнению с началом года, а процентная ставка по этим ссудам увеличивалась с уровня 6—9%, применявшегося в 1991 г., до 20% в 1992 г. Эти меры были призваны ограничивать объем кредитных вложений коммерческих банков в народное хозяйство и соответственно денежную массу в обращении, противодействовать развитию инфляции в экономике. Однако в дальнейшем выдержать такую жесткую политику не удалось.

     К этому ряду экономических мер  по регулированию деятельности коммерческих банков относятся операции ЦБР на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБР, продавая коммерческим банкам, ценные государственные бумаги и свободно конвертируемую валюту, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

     Рассматривая  все вышеуказанные методы регулирования  деятельности коммерческих банков, следует  сказать о том, что они могут  быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной  и финансовой политики. Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.

     Так, в частности, при крайне неблагоприятном  состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов  в экономике ЦБР в целях  улучшения положения в этой области  может проводить более жесткие  мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. ЦБР была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не сопровождалась рестрикционной кредитной политикой.

     При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБР может применять  к ним самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.6

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны ЦБР по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно  вынужденных мер.

 

     

     2.4 Статистические данные.

     1.Информация по заключаемым Банком России с кредитными организациями соглашениям о частичной компенсации убытков (расходов) по межбанковским операциям.

        В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" Банк России в период с 14.10.2008 по 31.12.2009 (включительно) вправе заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по совершенным в течение вышеуказанного периода сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций (далее – банки, Соглашения).

          Указанный период продлен Федеральным  законом от 25.11.2009 № 279-ФЗ до 31.12.2010 года.

          Решением Совета директоров Банка  России от 01.11.2008 были установлены  следующие требования к банкам, с которыми Банк России намеревался  заключать указанные Соглашения: величина собственных средств  (капитала) - не менее 30 млрд.руб., рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте на уровне не ниже "ВВ" по классификации рейтинговых агентств "Standard&Poor’s" или "Fitch Ratings", либо не ниже "Ва1" по классификации рейтингового агентства "Moody’s Investors Service". Указанным требованиям соответствовали 8 банков, которым Банк России и направил предложения о заключении Соглашений. В течение ноября 2008 года Соглашения были заключены со всеми указанными банками.

     За  период действия Соглашений с 14.10.2008 по 30.11.2010 банками проведено 39 059 компенсируемых сделок на общую сумму 9 029 млрд. руб. В течение указанного периода межбанковские кредиты в рамках Соглашений получили 225 кредитных организации. 7

       

     2. Ставка рефинансирования ЦБ РФ.

     В июне 2011 года продолжает действовать  ставка рефинансирования, установленная  еще 3 мая 2011 года в размере 8,25 %.

     Очередной Совет директоров Банка России, состоявшийся 30 мая 2011 года принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления ликвидности Банка России и повысить с 31 мая 2011 года процентные ставки по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта. Указанное решение принято с учетом сохранения высокого уровня инфляционных ожиданий и рисков для устойчивости экономического роста. При этом учитывалось, что в условиях некоторого профицита ликвидности в банковском секторе ключевое влияние на формирование ставок денежного рынка продолжат оказывать ставки по депозитным операциям Банка России. Кроме того, сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России будет способствовать снижению волатильности ставок денежного рынка и повышению действенности процентной политики. На 23 мая инфляция в годовом выражении составила 9,7% (9,6% в апреле). Увеличение годового темпа инфляции обусловлено превышением темпов роста цен в апреле-мае над более низкими значениями, наблюдавшимися в первой половине прошлого года на фоне послекризисного восстановления экономики. В то же время темпы роста потребительских цен за месяц остаются сравнительно невысокими. Наблюдаемое ускорение роста цен на бензин носит немонетарный характер, а замедление роста цен на ряд продовольственных товаров свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока внутренних цен на сельскохозяйственное сырье.

Информация о работе Банковская система