Банковские информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

В основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информации должны иметь максимальную защищенность от несанкционированного доступа.

Содержание работы

Введение 2
1. Возникновение и развитие банковских информационных систем 3
2. Функциональные характеристики банковских информационных систем 8
Выводы 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Банковские иформ.системы (ИС в экономике).docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение 2

1. Возникновение и развитие банковских информационных систем 3

2. Функциональные  характеристики банковских информационных  систем 8

Выводы 23

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономика немыслима  без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, биржевые котировки, миллиарды рублей, реестры акционеров - все эти информационные потоки нужно оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.

Современный специалист-экономист  должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными  знаниями, такими как основы менеджмента, банковское дело, административное управление, основы внешнеэкономической деятельности, налогообложение, он должен владеть информацией по построению информационных систем.

Сегодня обработка экономической  информации стала самостоятельным  научно-техническим направлением с  большим разнообразием идей и  методов. Отдельные компоненты процесса обработки данных достигли высокой  степени организации и взаимосвязи, что позволяет объединить все  средства обработки информации, на конкретном экономическом объекте  понятием «информационная система» (ИС).

В условиях информатизации всех общественно-экономических процессов, банкам необходимо постоянно поддерживать, а лучше, повышать уровень используемых ИТ, чтобы наращивать свою производительность, оптимизировать управленческие процессы и не терять клиентов. Для этого нужно постоянно исследовать рынок ИТ, анализировать уровень банковских технологий конкурентов, содействовать научным исследованием этой проблематики и осуществлять соответствующие инвестиции. И хотя уровень развития российских банковских технологий выше, чем в других отечественных институтах, однако остается менее эффективным по сравнению с мировым, что в принципе, вызвано меньшим размером банковских операций относительно развитых стран, поэтому требует усиления внимания со стороны государства, законодательства и науки. С изложенного следует, что развитие научных исследований, повышение уровня информированности и оптимизации управления в сфере информационных банковских технологий является актуальной проблемой российской экономики.

  1. Возникновение и развитие банковских информационных систем

 

Для более глубокого понимания, приведем сначала определение ИТ. Итак, информационная технология - это определенная совокупность технических и программных средств, с помощью которых можно выполнять различные операции по обработке информации.

Очевидно, что ИТ не сразу приобрели вид персональных компьютеров, мобильных телефонов, видеокамер и др., а прошли ряд прогрессивных изменений. До второй половины XIX в. главными ИТ были счеты, перо, чернило и бухгалтерская книга (так называемые "ручные" ИТ). Следующим этапом развития ИТ стал "механический" в конце XIX в. Именно в это время появляются такие ИТ, как пишущая машинка, телефон, диктофон, что позволило увеличить эффективность информационного обработки. Использование во второй половине 60-х годов XX в. (Этап "электронной" технологии) мощных электронных вычислительных машин (ЭВМ) позволило больше внимания уделять содержанию документов, а не форме, как это было на прошлых этапах1.

В 1973 г. в США был разработан первый персональный компьютер (ПК), начало новый этап развития ИТ. Первоначально  основными преимуществами были распределение вычислительного потенциала и децентрализация управления, а с наращиванием мощности ПК и развитием программного обеспечения (ПО) усиливается внимание к аналитической обработки информации. Аналитика - это основа интеллектуальной, логико-мыслительной деятельности, направлена ​​на решение конкретных практических задач. В ее основе лежит не столько принцип констатации фактов, а принцип "опережения событий", что позволяет прогнозировать будущее состояние объекта анализа. Аналитические расчеты сложно осуществлять без мощных ПК и соответствующего ПО, поэтому современные ИТ часто называют информационно-аналитическими. С другой стороны, и сами изготовители ПО ориентируются на аналитическую составляющую ИТ как залог повышения эффективности их программных продуктов.

Для третьего этапа (80-е - начало 90-х годов.)  характерно распределение сетевой обработки, основанной на массовом переходе пользователей с больших ЭВМ и миником-пьютеров на ПК.  Начавшись с применения одноранговых вычислите-льных сетей,  этот этап развивался в направлении создания двухуровне-вых систем, использующих в больших масштабах LWIX-серве-ры и рабочие станции.  В результате такого рода развития были созданы ИС предпри-ятий и подразделений основанных на иерархиче-ской модели клиент-сервер.  В то же время децентрали-зация ИС привела к недопустимо высоким расходам по их эксплу-атации.

Четвертый этап развития ИС характе-ризуется концентрацией ресурсов при сохранении достиж-ений распределенной обработки с переходом от локальных сетей рабочих станций-клиентов на сети серверов.  У четвертого поколения появляются двухуровневые сети.

Базовая сеть,  связывающая  информ-ационные узлы концентрации (information hub), объедин-яющая аппаратные и програ-ммные средства поддержки работы поль-зователей и локальные сети,  обеспечив-ающие пользов-ателям взаимный обмен данными и доступ к корпоративным ресурсам. Главный узел конце-нтрации ИС обеспечивает связь локальных серверов с центр-альным компьютером.

Пятый этап эво-люции ИС,  характери-зуется появлением сетей общего пользования, наиболее характерным предст-авителем,  которых являе-тся сеть Internet.  С этим этапом свя-зано и появление так называе-мых интрасетей (Intranet),  в которых предприятия исполь-зуют программы просмотра страниц системы WWW (World Wide Web –Всемирная Паутина) в качестве внешнего интерфе-йса своих частных сетей. Быстрое распрос-транение такого рода систем в последнее время объясн-яется, не в последнюю очередь, и тем, что использование Internet  в качестве корпор-ативной сети обеспечивает существенную экономию (от 23% для сетей низшего приоритета до 50% для сетей высшего приоритета) средств по сравнению с использованием традиционных сетей на базе выде-ленных линий.

Современные ИС предполагают значите-льное использование средств групповой и коллек-тивной работы,  таких,  как электронная почта,   управление докуме-нтами, видеоконфе-ренции  средства доступа к БД,  программное обеспе-чение коллективного пользования (WorkFlow, GroupWare, WorkGroup Software) и т.п.

До третьего этапа ра-звития ИС банковские информ-ационные системы практиче-ски не отличались одна от другой и копирова-ли системы,  существовавшие для автома-тизации предприятий различного профиля.  С появлением персон-альных компьютеров большинс-тво банков начало вкладывать деньги в разра-ботку своих уникальных ИС. И до настоящего времени,  в завис-имости от конкре-тного банка,  информ-ационные системы очень сильно различа-ться по своим функциям,  архите-ктуре,  реализации.  Однако при наличии функцион-альных и архитектурных отличий,  специфику ИС определяет предме-тная область банковского бизнеса.  В первую очередь в банковском бизнесе не требуются массивные расчеты,  а основной проблемой всегда явл-яются объемы информ-ации,  которые необходимо собирать,  наде-жно хранить и оперативно обрабатывать2

Поэтому в основе автом-атизации банковской систе-мы лежит среда хранения и дос-тупа к данным.  Среда должна обеспечивать уровень надежности хране-ния и эффективность доступа.  Соотве-тствующие области информации долж-ны иметь максима-льную защищенность от несанкционированного доступа.

Пользовате-лями систем являются банковские служ-ащие.  Для них терминал, персона-льный     компьютер     или     рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности.  Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия.

Эффективность использования  системы зависит от качества интерфейса.

Существенной составляющей банковской информационной системы  является информация, которая долго накапливается и утрата которой невосполнима. Поскольку в банках планируется долговременное накопление ценной информации,  то должны существовать надежные способы ее долговременного хранения.

Создание и выбор банковских информационных систем основывается на планировании всех систем, связанных с функционированием полной инфраструктуры банка, построенной на информационных технологиях. В банковской инфраструктуру выделяют функциональные и поддерживающие подсистемы. Функциональные реализуют банковские услуги, бизнес-процессы и комплексы задач по банковской деятельности. К поддерживающих подсистем относятся: информационное обеспечения; техническое оснащение, системы связи; коммуникационные системы; программные средства, системы безопасности, защиты и надежности3.

Основным звеном ИТ в банке выступает автоматизированная банковская система (АБС), от выбора которой главным образом зависит дальнейшая конкурентоспособность банка. Такая система предусматривает комплексную автоматизацию операционной, учетной и управленческой банковской деятельности и должна быть интегрированной со всеми банковскими технологиями и, при необходимости, с другими АБС, легко обновляться и масштабироваться (работать как в малых так и крупных банках), обеспечивать автоматизацию формирования и предоставления отчетности, владеть службой поддержки (в основном со стороны поставщика АБС), включать методы интеллектуального анализа данных для построения аналитических отчетов и прогнозов деятельности банка и др. По сути АБС - это информационная среда банка.

Информационная банковская система (ИБС) –  программно-технический  комплекс, обеспечивающий с использованием специализированных банковских технологий автоматизацию обработки банковской информации, отражающей различные стороны  деятельности банков.

Информационная банковская технология (ИБТ) – процесс преобразования банковской информации на основе методов сбора, регистрации, передачи, хранения    и обработки данных в целях обеспечения подготовки, принятия и реализации управленческого решения с использованием средств вычислительной техники.

ИБТ способствуют качественному  выполнению банковских функций, повышая уровень управления банковской системой. ИБС предназначены для автоматизации задач банковского бизнеса – сбора, регистрации, передачи, хранения и обработки информации, используемой в финансово-кредитной деятельности банков4.

Структурно    ИБС  состоят из множества элементов, выделенных по определенным признакам:

• функциональным, соответствующим предназначению каждого из блоков ИБС;

• объектным, определяемым разветвленной структурой банка;

• модульным, исходящим из технологии разработки программного обеспечения ИБС;

• информационным, устанавливающим правила использования (доступа, характера и режима обработки) информационных массивов ИБС и др.

2. Функциональные  характеристики банковских информационных  систем

Автоматизированная банковская система должна быть интегрированной. Интегрированная - это такая система, построенная на общих системных принципах и охватывает не фрагментарную совокупность банковских задач, а решает вопросы автоматизации комплексно с учетом информационных и функциональных связей. Как любая система, АБС может быть представлена ​​в виде определенной совокупности подсистем.

В состав АБС входягь обеспечивающие и функциональные подсистемы.

Обеспечивающие подсистемы обьединяют в себе все виды ресурсов, которые необходимы для функционирования системы. К их составу относятся следующие подсистемы: информационного, программного, математического, технического, лингвистического и организационно-правового обеспечения.

Информационное обеспечение - это совокупность унифицированных форм первичных документов, систем классификации и кодирования и методов их применения в банковской деятельности, а также файлы данных, хранящихся в базе данных и используются для автоматизированного решения функциональных задач.

Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, который включает в свой состав вычислительную технику и средства сбора и передачи данных, для информационного обмена как внутри банка так и при взаимодействии с другими банками и клиентами.

Математическое обеспечение - совокупность алгоритмов и экономико-математических моделей, характеризуют процедуры обработки данных и формирования бухгалтерской и статистической отчетности.

Организационно-правовое обеспечение - это совокупность нормативно-правовых документов и инструктивных и методических материалов, регламентирующие права и обязанности специалистов и определяют технологический порядок функционирования АБС.

Лингвистическое обеспечение включает в свой состав языковые средства, используемые в системе: языки программирования, информационно-поисковые языки, языки описания метаданных, языка запросов и общения пользователей с системой и другие языковые средства.

Информация о работе Банковские информационные системы в экономике