Банковские информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

В основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информации должны иметь максимальную защищенность от несанкционированного доступа.

Содержание работы

Введение 2
1. Возникновение и развитие банковских информационных систем 3
2. Функциональные характеристики банковских информационных систем 8
Выводы 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Банковские иформ.системы (ИС в экономике).docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

Функциональные подсистемы объединяют блоки, комплексы и отдельные задачи, которые реализуют определенные банковские функции. Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части обязательные и вспомогательные. К первым следует отнести те функции, которые имеют место в любом коммерческом банке, набор вспомогательных функций зависит от специализации банка.

Функциональные подсистемы выделяются исходя из каких-то признаков управления. Учитывая многоаспектность банковских задач возникает проблема декомпозиции АБС на функциональные подсистемы. Функциональная подсистема - это некоторая часть общей системы управления, которая выделена в соответствии с общностью функциональных признаков управления. Основой для функциональной декомпозиции могут быть характеристики: функция, период и объект управления5.

На современном этапе  информационные технологии распространяются на все аспекты банковского бизнеса, обеспечивая:

    • клиринговые операции;
    • торговые и маркетинговые операции;
    • управление наличными средствами;
    • кредитные и депозитные операции;
    • операции с валютой;
    • использование электронных денег и банкоматов;
    • банковские операции по телефону и обслуживание дома;
    • использование электронной почты и канцелярии;
    • беспрерывный документооборот внутри банка и при взаимодействии центр-филиал и банк-клиент;
    • фондовый рынок и операции с ценными бумагами;
    • анализ инвестиций и финансового рынка;
    • автоматизация расчетов в торговых учреждениях с использованием пластиковых карт;
    • международные межбанковские телекоммуникационные системы (SWIFT, SHAPS и др.)

Понятно, что автоматизация  этих процессов должна дополнять  друг друга и быть взаимосвязанными и, что автоматизация каждого из них имеет свою специфику и особенности и достаточно сложной проблемой с высоким уровнем автономности.

Сосредоточьте внимание на автоматизации внутрибанковской деятельности на уровне коммерческих банков.

Обзор АБС показал, что  они отличаются друг от друга как по структуре, так и по набору функциональных задач. Сейчас не имеет типовой структуры АБС, какой бы руководствовались банки при разработке своих систем, практически отсутствуют элементы стандартизации и унификации банковских технологий. Изучение структур различных банковских систем и проведено определенное их обобщения, позволяет выделить следующие основные функциональные подсистемы АБС: операционный день банка (ОДБ), управления кредитными ресурсами (Кредиты), управление валютными операциями (Валютные операции), управления депозитам (Депозиты), управление ценными бумагами (Ценные бумаги), управление кассой (Касса), внутрибанковского учета (Внутренний учет), управления расчетами с использованием пластиковых карт (Карточные операции), отчетность, анализ деятельности банка (Анализ).

АБС - это технологическая  система, обеспечивающая функционирование банковского учреждения. Ядром АБС является подсистема ОДБ, которая информационно связана с другими функциональными подсистемами.

Кроме внутренних информационных связей АБС характеризуется большим  спектром информационных связей с внешней средой, в качестве которого выступают клиенты банка, другие банки, финансовые и государственные органы.

Охарактеризуем вкратце каждую из перечисленных подсистемы.

Подсистема «Операционный  день банка». Базовой подсистемой, должен обязательно функционировать в каждом коммерческом банке есть «Операционный день банка» (ОДБ). Основные функции этой подсистемы следующие:

  • ввод и обработка клиентских платежных документов. Создание и ведение лицевых счетов клиентов и массивов нормативно-справочной информации.
  • работа с картотеками.
  • обработка личных и балансовых счетов.
  • ведение аналитического и синтетического учета, формирования баланса за каждый банковский день и соответствующих исходных форм.

Сервисные функции: открытие, закрытие и протоколирование банковского  дня, установление лимитов, бизнес-правил для филиалов банка и т.п.

Подсистема «Управление  кредитными ресурсами банка». В рамках подсистемы «Управление кредитными ресурсами банка» работники кредитного отдела банка имеют возможность выполнять следующие основные функции:

  • анализ финансового состояния заемщика, определение его кредитоспособности и оценка риска при кредитовании;
  • формирование и учет кредитных договоров;
  • ведение и корректировка распоряжений на оплату кредитов;
  • ведение и корректировка срочных обязательств на погашение кредита;
  • ведение и корректировки процентных ставок и графиков оплаты процентов по кредитному договора;
  • начисление процентов по кредиту и учет их уплаты;
  • учет и контроль погашения кредитной задолженности;
  • анализ кредитного портфеля, классификация кредитов и определения размера резервирования.

Подсистема «Управление  кредитными ресурсами» должна быть интегрирована  с другими функциональными подсистемами банка, в частности с ОДБ, в которой выполняют бухгалтерские проводки при предоставлении кредита и при погашении суммы основного долга и процентов по нему.

Подсистема «Управление  валютными операциями». В коммерческих банках, получивших разрешение на выполнение операций с иностранной валютой должна функционировать подсистема «Управление валютными операциями)). В рамках этой подсистемы обязательно должен функционировать комплекс задач «Валютный операционный день», обеспечивающего ввод и обработку валютных платежных документов, открытие и закрытие валютных счетов, конвертацию валют, ведение счетов покрытия, формирования баланса и другие операции с иностранной валютой.

«Валютный операционный день» - обязательно реализуется отдельным  программным комплексом.

Операции с валютой  могут быть автоматизированными  комплексным мультивалютным ОДБ, который  может работать как с национальной да и с любой другой валютой.

Кроме комплекса задач  «Валютный операционный день» в  коммерческом банке, могут быть автоматизированы такие задачи:

  • прогнозирования курсов валют;
  • учет биржевых валютных операций;
  • учет дилинговых операций и оценка дилинговых контрактов. Для проведения дилинговых операций банком может использоваться системы международной финансовой информации, например система Reuters Dealing;
  • работа с системой SWIFT, если банк является участником этой международной межбанковской телекоммуникационной сети передачи банковских сообщений. Использование SWIFT позволяет обмена финансовыми сообщениями с банками нерезидентами и другими международными финансовыми учреждениями6.

Подсистема «Управление  депозитами». Эта подсистема должна обеспечивать автоматизацию работ  по обслуживанию физических и юридических лиц, открывших депозитные (вкладные) счета в банке.

В подсистеме должны вестись  депозитные (вкладные) счета клиентов банка. Основными задачами подсистемы являются: учет операций с наличными, учет безналичных операций, учет ценных бланков, начисление процентов по депозитным счетам, а также формирование отчетных форм для работы с вкладам.

Существуют два подхода  к автоматизации работ в данной подсистеме. Первый традиционный, когда вкладчику выдается бумажная сберегательная книжка, которая отражает все операции по счету. Второй направление - вкладчику вместо сберегательной книжки выдается пластиковая карточка с магнитной полосой, на которой помещается номер счета, дату его открытия, срок, на который открыт счет, и сумму средств на счете. В этом случае владельцу пластиковой карты также предоставляется персональный идентификационный код, который является средством доступа к депозитному счету.

В некоторых АБС «Управление  депозитами» не выделяется в отдельную  функциональную подсистему, а интегрируется комплекс, который носит название «Управление кредитно-депозитным операциям».

Подсистема «Управление  ценными бумагами». Коммерческие банки  могут выполнять следующие операции с ценными бумагами:

  • выпускать и продавать собственные акции;
  • покупать, продавать и хранить ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.п.);
  • проводить операции с ценными бумагами по поручению клиентов. В подсистеме «Управление ценными бумагами »выделяются следующие основные направления автоматизации работ:

1. Автоматизация учета  операций с собственными акциями  банка.

2. Автоматизация учета  операций с государственными  ценными бумагами.

3. Автоматизация учета  операций с другими ценными  бумагами (акциями предприятий, векселями, сертификатами и т.п.).

4. Автоматизация депозитарной  и регистраторской деятельности.

5. Автоматизация управления портфелем ценных бумаг, моделирования и прогнозирования состояния фондового рынка.

Подсистема «Управление  кассой». Подсистема необходима для  учета наличных и организации  работы обменных пунктов. Эта подсистема представляет собой мини-банк, имеет свой баланс, счета и документацию, в которой отражаются наличные средства. В подсистеме выполняются следующие основные функции:

Ведение справочника кассовых символов. Ввод и обработка приходных  кассовых документов. Ввод и обработка расходных кассовых документов. Формирование и ведение кассовых журналов. Формирование отчетных форм по учету работы кассы. Подсистема может работать в одной локальной сети с подсистемой «Операционный день банка» или может быть территориальное отдаленной и взаимодействовать с банком по электронной почте.

Подсистема «Касса» коммерческого  банка технологически может состоять из следующих АРМ:

• задачи формирования кассового  плана (АРМ бухгалтера-экономиста кассы);

• задачи учета поступления  средств в кассу (АРМ кассира по учету поступлений);

• задачи учета расхода  средств из кассы (АРМ кассира  с учета расходов);

• задачи инкассации средств в банке (АРМ ночного кассира и бухгалтера по инкассации);

• задачи учета работы обменных валютных пунктов (АРМ-сотрудника по контролю и надзору за работой обменных валютных пунктов);

• задачи учета наличия  средств в кассе банка (АРМ заведующего кассой).

Подсистема «Внутрибанковкий учет». Подсистема «внутрибанковского учета» включает в свой состав задачи, связанные с учетом в самом банке. К этой подсистеме относятся такие основные задачи: учет труда и начисления заработной платы работникам банка, учет собственных основных средств банка, учет нематериальных активов, учет амортизации основных средств и нематериальных активов, учет хозяйственных и эксплуатационных расходов.

Подсистема «Отчетность  банка». В подсистеме «Отчетность  банка» формируется бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность о деятельности коммерческого банка. Источником информации для данной подсистемы является база данных, сформированная в ОДБ. В каждом коммерческом банке установлено АРМ - Статотчетность, которая является программным продуктом Центрального банка. С помощью этого АРМ формируется вся статистическая отчетность коммерческих банков в виде отдельных файлов показателей и передается в репозитарий статистической отчетности в Центральный банк, где эти показатели обрабатываются и формируются необходимые отчетные формы.

Подсистема «Управление  расчетами с использованием пластиковых  карточек». Целью функционирования этой подсистемы является автоматизация безналичных расчетов с физическими лицами использованием пластиковых карт. Основными направлениями работ в подсистеме являются следующие:

• обслуживание локальных  платежных карточных систем;

• обслуживание международных  платежных карточных систем;

• обслуживание национальных платежных карточных систем.

 В подавляющем большинстве это системы построены на карточках с магнитной полосой, которые используются для выплаты заработной платы сотрудникам банка через банкомат, для оплаты услуг сотрудников банков в «своих» столовых и магазинах. Также карточки с магнитной полосой используются как эквивалент сберегательной книжки при открытии депозитных (сберегательных) счетов.

Подсистема «Анализ деятельности банка». Подсистема «Анализ деятельности банка» аккумулирует в своем составе аналитические задачи, которые относятся к классу OLAP. К основным аналитическим задачам подсистемы можно отнести:

• анализ баланса (агрегированного  и в разрезе классов, разделов, групп и балансовых счетов);

• анализ пассивов банка (структура  пассивов, структура собственных  средств, структура привлеченных средств);

• анализ активов банка (структура  активов, структура кредитного портфеля);

Информация о работе Банковские информационные системы в экономике