Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:32, контрольная работа
В основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информации должны иметь максимальную защищенность от несанкционированного доступа.
Введение 2
1. Возникновение и развитие банковских информационных систем 3
2. Функциональные характеристики банковских информационных систем 8
Выводы 23
Список литературы 24
Функциональные подсистемы объединяют блоки, комплексы и отдельные задачи, которые реализуют определенные банковские функции. Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части обязательные и вспомогательные. К первым следует отнести те функции, которые имеют место в любом коммерческом банке, набор вспомогательных функций зависит от специализации банка.
Функциональные подсистемы выделяются исходя из каких-то признаков управления. Учитывая многоаспектность банковских задач возникает проблема декомпозиции АБС на функциональные подсистемы. Функциональная подсистема - это некоторая часть общей системы управления, которая выделена в соответствии с общностью функциональных признаков управления. Основой для функциональной декомпозиции могут быть характеристики: функция, период и объект управления5.
На современном этапе
информационные технологии распространяются
на все аспекты банковского
Понятно, что автоматизация этих процессов должна дополнять друг друга и быть взаимосвязанными и, что автоматизация каждого из них имеет свою специфику и особенности и достаточно сложной проблемой с высоким уровнем автономности.
Сосредоточьте внимание на автоматизации внутрибанковской деятельности на уровне коммерческих банков.
Обзор АБС показал, что они отличаются друг от друга как по структуре, так и по набору функциональных задач. Сейчас не имеет типовой структуры АБС, какой бы руководствовались банки при разработке своих систем, практически отсутствуют элементы стандартизации и унификации банковских технологий. Изучение структур различных банковских систем и проведено определенное их обобщения, позволяет выделить следующие основные функциональные подсистемы АБС: операционный день банка (ОДБ), управления кредитными ресурсами (Кредиты), управление валютными операциями (Валютные операции), управления депозитам (Депозиты), управление ценными бумагами (Ценные бумаги), управление кассой (Касса), внутрибанковского учета (Внутренний учет), управления расчетами с использованием пластиковых карт (Карточные операции), отчетность, анализ деятельности банка (Анализ).
АБС - это технологическая система, обеспечивающая функционирование банковского учреждения. Ядром АБС является подсистема ОДБ, которая информационно связана с другими функциональными подсистемами.
Кроме внутренних информационных связей АБС характеризуется большим спектром информационных связей с внешней средой, в качестве которого выступают клиенты банка, другие банки, финансовые и государственные органы.
Охарактеризуем вкратце каждую из перечисленных подсистемы.
Подсистема «Операционный день банка». Базовой подсистемой, должен обязательно функционировать в каждом коммерческом банке есть «Операционный день банка» (ОДБ). Основные функции этой подсистемы следующие:
Сервисные функции: открытие, закрытие и протоколирование банковского дня, установление лимитов, бизнес-правил для филиалов банка и т.п.
Подсистема «Управление кредитными ресурсами банка». В рамках подсистемы «Управление кредитными ресурсами банка» работники кредитного отдела банка имеют возможность выполнять следующие основные функции:
Подсистема «Управление кредитными ресурсами» должна быть интегрирована с другими функциональными подсистемами банка, в частности с ОДБ, в которой выполняют бухгалтерские проводки при предоставлении кредита и при погашении суммы основного долга и процентов по нему.
Подсистема «Управление валютными операциями». В коммерческих банках, получивших разрешение на выполнение операций с иностранной валютой должна функционировать подсистема «Управление валютными операциями)). В рамках этой подсистемы обязательно должен функционировать комплекс задач «Валютный операционный день», обеспечивающего ввод и обработку валютных платежных документов, открытие и закрытие валютных счетов, конвертацию валют, ведение счетов покрытия, формирования баланса и другие операции с иностранной валютой.
«Валютный операционный день»
- обязательно реализуется
Операции с валютой могут быть автоматизированными комплексным мультивалютным ОДБ, который может работать как с национальной да и с любой другой валютой.
Кроме комплекса задач «Валютный операционный день» в коммерческом банке, могут быть автоматизированы такие задачи:
Подсистема «Управление депозитами». Эта подсистема должна обеспечивать автоматизацию работ по обслуживанию физических и юридических лиц, открывших депозитные (вкладные) счета в банке.
В подсистеме должны вестись депозитные (вкладные) счета клиентов банка. Основными задачами подсистемы являются: учет операций с наличными, учет безналичных операций, учет ценных бланков, начисление процентов по депозитным счетам, а также формирование отчетных форм для работы с вкладам.
Существуют два подхода к автоматизации работ в данной подсистеме. Первый традиционный, когда вкладчику выдается бумажная сберегательная книжка, которая отражает все операции по счету. Второй направление - вкладчику вместо сберегательной книжки выдается пластиковая карточка с магнитной полосой, на которой помещается номер счета, дату его открытия, срок, на который открыт счет, и сумму средств на счете. В этом случае владельцу пластиковой карты также предоставляется персональный идентификационный код, который является средством доступа к депозитному счету.
В некоторых АБС «Управление депозитами» не выделяется в отдельную функциональную подсистему, а интегрируется комплекс, который носит название «Управление кредитно-депозитным операциям».
Подсистема «Управление ценными бумагами». Коммерческие банки могут выполнять следующие операции с ценными бумагами:
1. Автоматизация учета
операций с собственными
2. Автоматизация учета операций с государственными ценными бумагами.
3. Автоматизация учета
операций с другими ценными
бумагами (акциями предприятий,
4. Автоматизация депозитарной
и регистраторской
5. Автоматизация управления портфелем ценных бумаг, моделирования и прогнозирования состояния фондового рынка.
Подсистема «Управление кассой». Подсистема необходима для учета наличных и организации работы обменных пунктов. Эта подсистема представляет собой мини-банк, имеет свой баланс, счета и документацию, в которой отражаются наличные средства. В подсистеме выполняются следующие основные функции:
Ведение справочника кассовых символов. Ввод и обработка приходных кассовых документов. Ввод и обработка расходных кассовых документов. Формирование и ведение кассовых журналов. Формирование отчетных форм по учету работы кассы. Подсистема может работать в одной локальной сети с подсистемой «Операционный день банка» или может быть территориальное отдаленной и взаимодействовать с банком по электронной почте.
Подсистема «Касса»
• задачи формирования кассового плана (АРМ бухгалтера-экономиста кассы);
• задачи учета поступления средств в кассу (АРМ кассира по учету поступлений);
• задачи учета расхода средств из кассы (АРМ кассира с учета расходов);
• задачи инкассации средств в банке (АРМ ночного кассира и бухгалтера по инкассации);
• задачи учета работы обменных валютных пунктов (АРМ-сотрудника по контролю и надзору за работой обменных валютных пунктов);
• задачи учета наличия средств в кассе банка (АРМ заведующего кассой).
Подсистема «Внутрибанковкий учет». Подсистема «внутрибанковского учета» включает в свой состав задачи, связанные с учетом в самом банке. К этой подсистеме относятся такие основные задачи: учет труда и начисления заработной платы работникам банка, учет собственных основных средств банка, учет нематериальных активов, учет амортизации основных средств и нематериальных активов, учет хозяйственных и эксплуатационных расходов.
Подсистема «Отчетность банка». В подсистеме «Отчетность банка» формируется бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность о деятельности коммерческого банка. Источником информации для данной подсистемы является база данных, сформированная в ОДБ. В каждом коммерческом банке установлено АРМ - Статотчетность, которая является программным продуктом Центрального банка. С помощью этого АРМ формируется вся статистическая отчетность коммерческих банков в виде отдельных файлов показателей и передается в репозитарий статистической отчетности в Центральный банк, где эти показатели обрабатываются и формируются необходимые отчетные формы.
Подсистема «Управление расчетами с использованием пластиковых карточек». Целью функционирования этой подсистемы является автоматизация безналичных расчетов с физическими лицами использованием пластиковых карт. Основными направлениями работ в подсистеме являются следующие:
• обслуживание локальных платежных карточных систем;
• обслуживание международных платежных карточных систем;
• обслуживание национальных платежных карточных систем.
В подавляющем большинстве это системы построены на карточках с магнитной полосой, которые используются для выплаты заработной платы сотрудникам банка через банкомат, для оплаты услуг сотрудников банков в «своих» столовых и магазинах. Также карточки с магнитной полосой используются как эквивалент сберегательной книжки при открытии депозитных (сберегательных) счетов.
Подсистема «Анализ
• анализ баланса (агрегированного и в разрезе классов, разделов, групп и балансовых счетов);
• анализ пассивов банка (структура пассивов, структура собственных средств, структура привлеченных средств);
• анализ активов банка (структура активов, структура кредитного портфеля);
Информация о работе Банковские информационные системы в экономике