Банковские услуги и условия их развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Сегодня банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, так как их деятельность взаимосвязана с потребностями воспроизводства. Так же банки являются связывающим звеном между такими отраслями, как промышленность, торговля, сельское хозяйство и населением.
Банки, осуществляя денежные расчеты, кредитуя хозяйство и выступая посредниками в перераспределении капиталов, увеличивают общую эффективность производства, а так же способствуют росту производительности общественного труда.

Файлы: 1 файл

Банковские услуги и условия их развития в России - на сдачу.docx

— 99.34 Кб (Скачать файл)

Так же выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов.

Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.

В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на [6, с.42-43]:

- услуги, связанные с его движением:

- чистые услуги.

Одной из наиболее распространенных банковских услуг является лизинг. Под лизингом понимается аренда оборудования, которая в зависимости от срока аренды делится на три вида: краткосрочная аренда от одного дня до одного года – рейтинг; среднесрочная аренда от одного года до трех лет- хайринг и долгосрочная аренда от 3 до 20 лет – собственно лизинг.

Еще одной банковской услугой является траст, которая получила широкое распространение в настоящее время. Трастовые услуги носят посреднический характер и всегда конкретны, это операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах их доверенного лица.

Сущность трастовых операций заключается в передаче клиентами – банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках, с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату, в виде банковской комиссии. Трастовыми операциями в банке занимаются трастовые отделы или отдельные трастовые компании. Трастовые услуги могут выполняться банком в пользу физических (персональные трастовые услуги) и юридических лиц (институциональные трастовые услуги).

Среди электронных банковских услуг выделяют следующие:

- пластиковые карты;

- системы дистанционного банковского  обслуживания (ДБО);

- банковское обслуживание электронной  коммерции.

Банковская пластиковая карта является одной из разновидностей финансовых карт, а так же персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств в банках и банкоматах.

Банковские карты делятся на:

- дебетовые – позволяющие их  держателю распоряжаться средствами, находящимися на счете и/или  получать наличные;

- кредитные – карты, которые  позволяют их держателям оплачивать  товары и услуги или получать  наличные в размере предоставленной  банком кредитной линии.

Внедрение банковских карт способствовало [11, с.52-53]:

- повышению доступности банковских  услуг для потребителей;

- расширению банками своей сбытовой  сети;

- значительной экономии для  банков путем внедрения различных  систем дистанционного банковского  обслуживания (ДБО).

Таким образом, банки предоставляют своим клиентам обширный перечень банковских услуг. Услуги могут быть платными и бесплатными, а так же охватывать активные и пассивные операции. Различные банковские услуги имеют свои преимущества и предоставляют пользователям данных услуг большой спектр возможностей, увеличивая тем самым рейтинг банка.

 

 

1.2 Основные направления развития рынка банковских услуг в России

В России деятельность банковских учреждений многообразна и их сущность достаточно неопределенная. На сегодня в России банки занимаются самыми разнообразными видами операций и подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные банки осуществляют почти все виды банковских операций (прием вкладов всех видов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых форм собственности и любых отраслей и населения.

Специализированные же банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. Однако современная банковская деятельность становится все более универсальной. Это обусловлено такой степенью развития банковского дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции концентрируются в одном центре.

Зарубежные банки предоставляют своим клиентам до трехсот различных услуг, однако российские коммерческие банки – не более ста услуг.

Характерной особенностью российского рынка банковских услуг является то, что не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (международные расчеты, трастовые операции), но есть определенный перечень операций, без которых банк не может существовать и нормально функционировать. К ним относятся прием депозитов, осуществление денежных расчетов и платежей, выдача кредитов.

В настоящее время круг банковских операций растет, и все больше стирается грань между традиционными банковскими и нетрадиционными операциями.

В России универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. Однако, одновременно другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

На современном этапе коммерческие банки России предлагают следующий спектр услуг [5]:

- вклады (депозиты);

- кредиты по соглашению  с заемщиком;

- расчеты по поручению  клиентов и банков-корреспондентов  и их кассовое обслуживание;

- открытие и ведение  счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

- выпуск, покупка, продажа  и хранение платежных документов  и ценных бумаг (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие  документы);

- покупка и продажа  наличной иностранной валюты;

- размещение драгоценных  металлов во вклады, осуществляют  иные операции с этими ценностями  в соответствии с международной  банковской практикой;

- привлечение и размещение  средств и управление ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые), операции);

- брокерские и консультационные  услуги, лизинговые операции; депозитарные  услуги и другие.

В Российской практике «вклад» и «депозит» являются словами-синонимами, а именно [6, с.48-49]:

- депозит (вклад) – это  денежная сумма, вверяемая банку  для хранения или использования. Отличительной чертой привлечения  денежных средств физических  и юридических лиц во вклады  является то, что по денежным  вкладам банк выплачивает процент.

- вклад (депозит) до востребования – денежные средства, вносимые в банк на неопределенный срок. Клиент вправе распоряжаться ими (пополнять, изымать без предварительного уведомления) в любой момент. Этот вид вклада может быть открыт не только на определенное лицо, но и на предъявителя. Движение средств по этому вкладу может оформляться наличными деньгами, чеком, переводом, иными расчетными документами.

- срочный вклад (депозит) – денежные средства, помещаемые в банке на определенный срок и приносящий доход в виде фиксированного процента, обычно зависящего от срока, суммы вклада и выполнения вкладчиком условий договора. Чем дольше срок и (или) больше сумма вклада, тем больше размер вознаграждения.

В российских банках кредитная услуга является основой их деятельности – в общей сумме активов банка, основной удельный вес составляют кредитные услуги, которые являются основным направлением размещения средств банка. Именно за счет кредитования клиентов банк получает большую часть дохода.

Так же в нашей стране широко развита услуга кредитования юридических и физических лиц на условиях платности, срочности, возвратности. Основными видами кредитов являются коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, международный и другие кредиты.

В России значительные темпы развития кредитования объясняются в основном тем, что оно началось практически с нуля и в настоящее время потенциал данного рынка в России все равно остается огромным.

Последние изменения в банковских системах стран с развитой рыночной экономикой, реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привели к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операций, усиление конкуренции с иностранными банками, появление у банков конкурентов в лице небанковских учреждений, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг.

В России в банковскую сферу активно проникают страховые, брокерские, сберегательные, трастовые и другие компании, пенсионные фонды, торгово-промышленные и финансовые корпорации.

В результате стали характерными снижение доходности коммерческих банков и усиление рисков их операций. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, банкам предстоит осваивать новые формы бизнеса, не только выдвигать на первое место интересы акционеров, но и бороться за каждого клиента. В изменившейся ситуации банковский маркетинг выступает как сочетание конкретных технических приемов с новым мышлением банковских служащих.

В настоящее время особенностью развития рынка банковских услуг является первоочередная ориентация банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры. То есть происходит тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Банковский служащий сегодня – это продавец финансовых продуктов.

В целом рынок банковских услуг в России определяется как поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных возможностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

Содержание и цели рынка банковских услуг существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.

Рынок банковских услуг в России имеет характерные особенности [8]:

- исторически небольшой  срок существования российских  банков и в связи с этим  отсутствие у них значимого  опыта и традиций;

- небольшие размеры собственных  капиталов банков в сравнении  с ведущими рыночными странами;

- отсутствие современных  технических средств коммуникации  и небольшая степень оснащенности  ими банков, так как для многих  банков это очень затратно;

- низкий уровень профессиональной  подготовки руководителей и персонала  банков;

- наличие неблагоприятных  условий, которые сопровождают работу  банков;

- кризисы (экономический, бюджетный, платежный и т.д.), делающие большинство  клиентов банков неплатежеспособными  и не способными возвращать  кредиты;

- отсутствие конкретных  перспектив, ожидающих экономику  в целом, в том числе и банковский  сектор;

- наличие у практически  всех клиентов банков положительной  достоверной кредитной истории;

- отсутствие должного  уровня доверия у населения  по отношению к финансовым  институтам, в том числе и к  банкам.

Составными элементами российского рынка банковских услуг являются:

- регулирование и регламентация  рыночных отношений на рынке  банковских услуг нормами международного  права и внутренним законодательством;

- наличие портфеля разнообразных  услуг;

- рыночное ценообразование  на банковские продукты и услуги;

- сочетание рыночного  и государственного регулирования  рынка банковских услуг в целях  поддержания его относительной  стабильности;

- прозрачность информации  о состоянии и тенденциях развития  рынка банковских услуг, его участниках;

- неограниченное число  участников.

Конъюнктура рынка банковских услуг зависит от совокупности экономических условий макро- и микроэкономического характера.

Структура российского рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:

- рынок платежных или  корреспондентских услуг;

- услуги на рынке ссудных  капиталов;

- рынок коммерческих услуг  корпоративным клиентам;

- рынок услуг частным  клиентам;

- рынок услуг по банковскому  обслуживанию внутренней и внешней  торговли;

- рынок электронных банковских  услуг;

- рынок услуг по доверительному  управлению активами.

Рынок банковских услуг не является чем-то единым, а представляет, как это показано выше, множество частных рынков или сегментов рынка, иногда тесно связанных, а подчас и обособленных друг от друга. Поэтому количество выбранных сегментов зависит от избранного критерия (или критериев) сегментации.

Банки России, наряду с другими направлениями своей деятельности, так же занимаются выпуском, выдачей и обслуживанием пластиковых банковских карт. Такая деятельность является одной из основных и востребованных среди населения страны. Целый ряд проектов работает для клиентов, получающих свою заработную плату через карту банка. Удобство таких карт состоит в том, что они экономят время.

Очень популярны у населения овердрафтовые карты. Они позволяют владельцу ежемесячно занимать средства банка в долг, не обращаясь в офис банка. Сумма, которую должен заемщик банку в пределах кредитного лимита, автоматически погашается из последующих перечислений заработной платы на карту. Еще одна возможность для владельцев зарплатных карт – это перечисление на неё денег с вкладов и депозитов, которые клиент имеет в банке.

Информация о работе Банковские услуги и условия их развития в России