Банковские услуги и условия их развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Сегодня банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, так как их деятельность взаимосвязана с потребностями воспроизводства. Так же банки являются связывающим звеном между такими отраслями, как промышленность, торговля, сельское хозяйство и населением.
Банки, осуществляя денежные расчеты, кредитуя хозяйство и выступая посредниками в перераспределении капиталов, увеличивают общую эффективность производства, а так же способствуют росту производительности общественного труда.

Файлы: 1 файл

Банковские услуги и условия их развития в России - на сдачу.docx

— 99.34 Кб (Скачать файл)

- небанковские институты  – к крупнейшим небанковским  институтам относятся дочерние  структуры «Дженерал Моторс», «Форд» и др.

- филиалы иностранных  банков – портфель услуг данных  учреждений формируется в зависимости  от стратегии центрального офиса. Создание филиала иностранного  банка в западноевропейской стране  обусловлено потребностью в проведении  маркетинговых исследований, а также  необходимостью обслуживания глобальных  клиентов в стране пребывания, и развитием отношений с крупнейшими  промышленными предприятиями и  финансовыми институтами, предложение  им более дешевых банковских  продуктов и услуг.

Американский рынок банковских услуг пошёл по другому пути развития. Основной целью американских банков в сфере услуг является возможность их предоставления в любой точке мира. Вследствие чего американский рынок банковских услуг обладает рядом специфических признаков [10, с.87-88]:

- развитой банковской  инфраструктурой;

- наличием большого количества  небанковских финансовых институтов;

- сращиванием промышленного  и банковского капитала;

- присутствием американских  ТНБ на мировых рынках капитала;

- передовыми позициями  США в области развития электронных  и компьютерных технологий, телекоммуникационных  сетей;

- ориентированностью американских  банков на предоставление услуг  в области обслуживания внешней  торговли (преимущественно экспорта) и электронных банковских услуг.

Основной особенностью рынка банковских услуг и операций США является переориентация банков с краткосрочных кредитов на инвестиционные услуги и целевое долгосрочное кредитование клиентов.

Российская классификация банковских услуг отличается от международной. В большей степени их отличает масштабность и качество предоставляемых услуг. В России достаточно быстро развиваются центры, города с высокой численностью населения, в остальных же происходит торможение.

В США действует около 10 тысяч коммерческих банков с общим количеством филиалов свыше 80 тысяч. В России по сравнению с США – банков меньше практически в 8 раз, а филиалов – почти в 25 раз. В пятнадцати странах – "старых" членах ЕС – количество банков на 100 тыс. человек составляет 1,6, в России – 1,16, а число банковских филиалов на 100 тыс. человек – 46, тогда как в России оно едва превышает 5. Однако на сегодняшний день количество отделений банков в стране развивается, в том числе и в депрессивных регионах.

По результатам опроса жителей городов с населением более 100 тыс. человек в 2012 году 63% жителей за последние полгода пользовались различными банковскими услугами, 36% – не пользовались. Большинство населения не знает о дополнительных услугах, которые ему может предоставить банк. Чаще всего горожане идут в банк, чтобы оплатить коммунальные услуги (32%).

На втором месте по распространенности среди услуг – пользование пластиковыми картами (зарплатными и дебетовыми). Вкладами пользуется 20% горожан, причем наиболее популярны среди них – рублевые вложения до востребования.

Однако кредитами за последние 6 месяцев пользовались больше половины населения. Россияне не слишком активны в финансовом плане: половина сегодняшних банковских клиентов пользуются только одной финансовой услугой. Активным пользователем банковских услуг – то есть, использует от 3-х и более продуктов одновременно – является лишь каждый пятый из тех, кто пользовался услугами банков за последние полгода.

Согласно оценкам аналитиков, число пользователей услуг дистанционного банковского обслуживания в мире в 2010 году превысило 200 млн. человек. По прогнозам Всемирного банка, эта цифра в 2012 году вырастет до 300 млн., и уровень проникновения услуги в экономически развитых странах превысит 90 %. Наиболее востребованный и распространенный на сегодняшний день вид ДБО в мире – интернет-банкинг.

В США практически все крупнейшие банки оказывают услуги интернет-банкинга, а количество пользователей насчитывает порядка 80 миллионов человек. В Европе число потребителей услуг интернет-банкинга в 2010 году насчитывало более 100 млн. человек, и ожидается, что к 2014 году этот показатель превысит отметку в 110 млн.

Второй по популярности вид услуг ДБО – мобильный банкинг, являющийся логическим продолжением интернет-банкинга. Это направление дистанционных банковских услуг весьма перспективно и несет в себе принципиально новое и важное качество – мобильность.

Поэтому банки США и Европы, продолжают инвестировать в развитие мобильных услуг, понимая, что в скором времени потребители, в особенности молодежь, будут рассматривать наличие мобильного банкинга как обязательный критерий выбора того или иного финансового института.

В России в настоящее время примерное число пользователей интернет-банкинга составляет 1,2 – 1,5 млн. человек, из них 90 % – физические лица. По итогам 2011 года число пользователей услуги выросло более чем в два раза, и большинство из них приходится на несколько крупных банков с развитой системой дистанционного обслуживания.

Мобильный банкинг у большинства российских банков пока что ограничен рассылкой SMS об операциях по счету и не позволяет дистанционно управлять счетами, но есть банки («ВТБ 24», «Альфа-банк», «Сбербанк», «Банк Москвы», «Росбанк»), позволяющие клиенту с помощью мобильного телефона производить различные платежи и переводить деньги со счета на счет.

Эксперты утверждают, что в ближайшие годы темпы роста российского рынка ДБО составят не менее 100 % в год. Уверенный рост рынка будет обусловлен как распространением банковских продуктов среди населения, так и развитием сервисов дистанционного обслуживания. На сегодняшний день, российские банки активно работают в сфере расширения функциональности систем ДБО, выходят на новые сегменты рынка, однако стимулированием продаж данных услуг всерьез занимаются только отдельные игроки. Как показало исследование, проведенное AnalyticResearchGroup, лишь несколько банков ведут активное продвижение услуг ДБО. Среди них можно выделить ВТБ 24, Альфа-банк, Росбанк, Сбербанк.

Рынок эксклюзивных банковских услуг в России оказался одним из наиболее устойчивых в условиях кризиса, получив на фоне сложной экономической ситуации в мире мощный стимул для дальнейшего развития. На сегодня его объем оценивается в 25 – 30 млрд. долларов, и предполагаемый ежегодный рост сегмента в ближайшие 5 лет составит минимум 10 – 15 %.

Таким образом, рынок банковских услуг, несомненно, является одной из важнейших составляющих современной рыночной экономики. Однако рынок банковских услуг России существенно отстает от рынков развитых зарубежных стран, можно сказать, что он только зародился и делает первые шаги.

Так же можно выделить, что сегодня в России возрастает интерес к различным аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении процесса диверсификации хозяйственной деятельности, но в то же самое время, являются носителями важной экономической и финансовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Проведем анализ основных показателей деятельности кредитных организаций по данным, представленным на официальном сайте Банка России [12]. Данные для анализа сгруппируем в таблицу 2.1.

Таблица 2.1

Динамика общих показателей банковской системы России, млрд. руб.

Наименование показателя

Период

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (на 1.12)

Количество филиалов на территории РФ, ед.

3 470

3 183

2 926

2 807

2 349

2 037

Объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств всего

19 884,8

19 847,1

22 140,2

28 699,2

33 960,1

40 473,4

из них: просроченная задолженность

422,0

1 014,736

1 035,9

1 133,0

1 257,4

1 453,7

в том числе предоставленных:

           

организациям

12 843,5

12 879,2

14 529,9

18 400,9

20 917,4

23 930,2

из них просроченная задолженность

271,9

769,6

749,0

836,9

939,1

1 000,6

физическим лицам

4 017,2

3 573,8

4 084,8

5 550,9

7 737,1

9 768,0

из них просроченная задолженность

148,6

243,0

282,3

291,1

313,0

440,1

кредитным организациям

2 501,2

2 725,9

2 921,1

3 958,0

4 230,4

5 414,9

из них просроченная задолженность

1,3

1,9

4,6

5,1

5,2

12,9

Объем вложений в долговые обязательства РФ и Банка России

270,6

1 051,0

1 766,0

1 496,3

945,1

965,4

Объем вложений в векселя

199,5

234,0

330,0

233,9

398,8

318,4

Объем вложений в акции и паи организаций-резидентов (кроме кредитных организаций)

114,9

187,9

313,4

550,6

583,4

566,4

Сумма средств организаций на счетах

3 521,0

3 857,4

4 845,1

5 326,7

5 706,6

6 114,8

Сумма бюджетных средств и средств внебюджетных фондов на счетах

29,8

34,1

44,7

44,8

40,1

46,1

Объем привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц

5 907,0

7 485,0

9 818,0

11 871,4

14 251,0

16 260,8

Объем выпущенных кредитными организациями облигаций и векселей, банковские акцепты

1 131,5

1 161,3

1 335,2

1 526,2

2 186,7

2 293,7

Собственные средства (капитал)

3 811,1

4 620,6

4 732,3

5 242,1

6 112,9

6 975,1

Всего активов

28 022,3

29 430,0

33 804,6

41 627,5

49 509,6

56 258,6


 

Изобразим динамику количества филиалов кредитных организаций на территории РФ за 2008-2013 годы на рисунке 2.1.

Рис. 2.1.Динамика количества филиалов кредитных организаций на территории РФ за 2008-2013 годы, ед.

 

По представленным в таблице 2.1 и на рисунке 2.1 данным видно, что количество филиалов действующих кредитных организаций в нашей стране постоянно сокращается на протяжении последних 6 лет. Так, если по состоянию на 1 января 2009 года было зарегистрировано 3 470филиалов кредитных организаций, то по состоянию на 1 января 2010 года данное значение снизилось до 3 183, а затем снижалось до 2 926, 2 807, 2 349 и 2 037 филиала кредитных организаций по состоянию на 1 января 2011, 2012, 2013 годов и на 1 декабря 2013года соответственно.

Далее представим на рисунке 2.2 динамику объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и другим кредитным организациям. По представленным данным видно, кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям и кредитным организациям постоянно увеличивались на протяжении всего периода исследования, а вот объем таких средств для физическим лиц уменьшался в 2009 году, но в последующие годы также возрастал.

Рис. 2.2. Динамика объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и другим кредитным организациям, млрд. руб.

 

Также по представленным данным видно, что объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, значительно выше объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных физическим лицам и другим кредитным организациям.

Общая сумма кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и другим кредитным организациям выросла за период  исследования с 19 884,8 до 40 473,4 млрд. руб. При этом просроченная задолженность возросла с 422 до 1 453,7 млрд. руб.

Далее рассмотрим динамику вложений по их видам, представленную на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Динамика вложений кредитных организаций РФ в 2008-2013 годах, млрд. руб.

 

По представленным данным видно, что больше всего вложений приходится на долговые обязательства РФ и Банка России, их стоимость увеличилась в 2008- 2010 годах с 270,6 до 1 766 млрд. руб., а затем снизилась к 2012 году до 945,1 млрд. руб. и незначительно увеличилась за 11 месяцев 2013 года до 965,4 млрд. руб.

Объем вложений в акции и паи организаций-резидентов увеличивался в первые пять лет исследования с 114,9 до 583,4 млрд. руб., а за 11 месяцев 2013 года составил 566,4 млрд. руб.

Объем вложений в векселя врос за исследуемый период с 199,5 до 318,4 млрд. руб., но в 2011 и 2013 годах происходило снижения объема данных вложений.

Не менее важным показателем, характеризующим банковскую систему с точки зрения предоставления услуг, является привлечение средств клиентов на депозиты и вклады. Динамику этих показателей представим на рисунке 2.4.

Рис. 2.3. Динамика вложений кредитных организаций РФ в 2008-2013 годах, млрд. руб.

 

По представленным данным видно, что сумма средств организаций на счетах кредитных организаций значительно ниже, чем сумма вкладов физических лиц, и рост объема привлеченных кредитными организациями депозитов населения происходит более интенсивно, чем рост вкладов юридических лиц. Так в 2008 году сумма вкладов юридических лиц равнялась 3 521 млрд. руб., а физических лиц – 5 907 млрд. руб., к концу же 2013 года данные показатели увеличились до 6 114,8 и 16 260,8 млрд. руб.

Далее рассмотрим динамику собственных средств кредитных организаций и общей стоимости активов, для наглядности представив соответствующие данные на рисунке 2.4.

Рис. 2.3. Динамика вложений кредитных организаций РФ в 2008-2013 годах, млрд. руб.

 

Собственные средства кредитных организаций выросли за исследуемый период с 3 811,1 до 6 975,1 млрд. руб. Общая стоимость активов всех кредитных организаций РФ выросла за исследуемый период с 28 022,3 до 56 258,6 млрд. руб.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о постоянном развитии банковской системы в России, а следовательно об увеличении объема оказываемых услуг.

 

 

Заключение

Банковская услуга – результат банковской операции, то есть итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.).

Характерными особенностями банковских услуг являются:

- длительный характер;

- наличие доверительных свойств;

- осуществление по стандартным (в соответствии с законодательством) или банковскими правилами.

На современном этапе коммерческие банки России предлагают следующий спектр услуг:

- вклады (депозиты);

- кредиты по соглашению  с заемщиком;

- расчеты по поручению  клиентов и банков-корреспондентов  и их кассовое обслуживание;

- открытие и ведение  счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

- выпуск, покупка, продажа  и хранение платежных документов  и ценных бумаг (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие  документы);

- покупка и продажа  наличной иностранной валюты;

- размещение драгоценных  металлов во вклады, осуществляют  иные операции с этими ценностями  в соответствии с международной  банковской практикой;

Информация о работе Банковские услуги и условия их развития в России