Банковский кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность в привлечения заемных средств, для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли. Наиболее распространенной формой привлечения средств является получение банковской ссуды по кредитному договору. Цель курсовой работы – исследование кредита как экономической категории в условиях рыночной экономики в зависимости от кредитора. В случае такой классификации кредиты подразделяются на банковские, государственные и коммерческие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Банковский кредит……………………………………………..4
1.1 Виды банковских кредитов
1.2 Современная система банковского кредитования
1.3 Принципы банковского кредитования
Глава 2. Государственный кредит………………………………………10
2.1 Классификация государственных займов
2.2 Управление государственным долгом
Глава 3. Коммерческий кредит………………………………………….17
3.1 Отличия коммерческого и банковского кредита
Заключение………………………………………………………………..20
Задача № 9…………………………………………………………………21
Задача № 19………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

курсовая по кредиту..docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

По  размерам ссуды бывают:

- мелкие (величиной менее 1% собственных  средств банка);

- средние (величиной от 1 до 5% собственных  средств банка);

- крупные (величиной более 5% от  собственных средств банка).

По  способу погашения различают  ссуды:

- погашаемые единовременно (на определенную даты, обычно в конце срока договора);

- погашаемые в рассрочку (частями,  долями - равномерными и неравномерными, в сроки, согласованные с банком).

 1.2 Современная система банковского кредитования

Отношения в сфере кредита строятся по определенной системе. Под системой банковского  кредитования понимается совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих организацию кредитного процессе и  его регулирование в соответствии с принципами кредитования и теорией  кредитного риска. В качестве составляющих элементов она включает в себя: объекты кредитования; порядок и степень участия собственных средств заемщиков в кредитуемой операции (сделке); способы регулирования ссудной задолженности; методы кредитования; формы ссудных счетов; банковский контроль в процессе кредитования

 1.3 Принципы банковского кредитования

Банковское  кредитования предприятий и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды  осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Банковским законодательством установлены три основных принципа кредитования: возвратность, срочность и платность. Возвратность как принцип кредитования означает, что банк может ссужать средства только на таких условиях и на такие цели, которые обеспечивают высвобождение ссуженной стоимости и ее обратный приток банк. Возвратность как принцип кредитования реально проявляется в определении конкретного источника погашения кредита.

 

 

 

Глава № 2. Государственный  кредит.

Основной признак —  участие государства или местных  органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется  за счет бюджетных средств.

Осуществляя функции кредитора, государство через центральный  банк производит кредитование:

  1. конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены вследствие действия факторов конъюнктурного характера;
  2. коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов;
  3. целевых программ международных отношений.

Государство выступает в  роли заемщика в процессе размещения государственных займов или при  осуществлении операций на рынке  государственных краткосрочных  ценных бумаг. Основной формой кредитных  отношений при государственном  кредите являются такие отношения, при которых государство выступает  заемщиком средств. Следует отметить, что в условиях переходного периода  он должен использоваться не только в  качестве источника привлечения  финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного  кредитного регулирования экономики.

Главным способом их получения  является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими  и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных  операций внутри страны государство  обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации -  кредиторами. Тем и менее  государство может оказаться  в роли кредитора. Такое явление  встречается  не только в сфере  межгосударственных отношений, но и  во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Государственный кредит –  одна из форм кредитных отношений, имеющая  следующие признаки кредита: наличие  кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной  сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций на принципах возвратности платности и срочности; возможность  использования госкредитных операций внутри страны и международных отношениях.

Отличие государственного кредита от банковского  и коммерческого заключается  в его обеспечении. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Являясь звеном системы государственных  финансов, государственный кредит обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, а именно государственного бюджета и внебюджетных фондов. В это реализуется его  фискальная функция.

Регулирующая  функция государственного кредита  проявляется в том, что, вступая  в кредитные отношения, государство  воздействует на состояние денежного  обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость.

Государство использует государственный кредит в качестве инструмента регулирования  экономики, с помощью которого оно  может проводить ту или иную государственную  политику.

Государственный кредит также отличается от банковского  тем, что средства, взятые в займы  государством, чаще всего не имеют  инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и  создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы  и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают бюджетные средств. Таким  образом, функционирование механизма  государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

2.1 Классификация государственных займов

Государственный кредит на практике реализуется посредством  государственных займов, которые  приводят к появлению государственного долга. Финансово-кредитный словарь  определяет государственный долг как  «сумму задолженности по выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные по ним  проценты)».

Таким образом, классификация государственных  займов представляет собой классификацию  всех элементов государственного долга. Однако широкое распространение  в российской экономике практики не исполненения государством своих финансовых обязательств перед субъектами экономики требует сформулировать расширенное понятие государственного долга как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. С учетом этой формулировки классификация государственных займов будет более полной.

Государственные займы, составляющие государственный  долг, могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По месту размещения займы  могут быть подразделены на  внешние и внутренние. Внешние  займы - это обязательства государства  перед нерезидентами, а внутренние - это обязательства государства  перед резидентами.

2. По способу обращения займы  подразделяются на рыночные и  нерыночные. Рыночные займы - это  займы, оформленные в такие  ценные бумаги, которые свободно  обращаются и перепродаются после  их первичного размещения на  рынке. Нерыночные государственные  займы - это займы, оформленные  в фондовые инструменты, не  имеющие вторичного фондового  рынка, т.е. они покупаются инвестором  у правительства и только ему  могут быть проданы. Основная  цель, которую преследует эмитент,  выпуская в обращение нерыночные  бумаги, -- привлечение в качестве  кредитных ресурсов мелких сбережений  населения.

3. По сроку заимствования средств  займы могут быть подразделены  на краткосрочные (со сроком  обращения бумаг продолжительностью  до 1 года), среднесрочные (со сроком  обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком  обращения бумаг свыше 5 лет).

4. По способу обеспечения возвратности  кредитных ресурсов займы делятся  на закладные и беззакладные. Закладные займы -- это займы,  возвратность которых обеспечивается  конкретным залогом (каким-либо  имуществом). Беззакладные займы  - займы, оформленные в облигации  и другие обязательства, не  имеющие конкретного имущественного  обеспечения. На практике государственный  кредит реализуется посредством  беззакладных займов, поскольку  государство априори считается  надежным заемщиком.

5. По уровню эмитента в трехуровневой  финансовой системе России государственные  займы могут быть подразделены  на федеральные, региональные  и местные.

6. По форме выплаты дохода государственные  займы можно разделить на следующие  виды:

- процентные займы, доход по  которым устанавливается в виде  фиксированного процента от номинала;

- дисконтные займы, доход по  которым инвестор получает за  счет приобретения долговых обязательств  с дисконтом и последующим  их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

- выигрышные займы, доход, по  которому осуществляется на основе  тиражей выигрыша;

- индексационные займы, доход по  которым выплачивается посредством  индексирования номинальной стоимости  первоначально приобретенных инвестором  ценных бумаг.

7. По принципу наличия обязанности  заемщика соблюдать сроки погашения  займа обязательства, эмитированные  заемщиком, можно разделить на  обязательства без права досрочного  погашения и обязательства с  правом досрочного погашения.  Выпуск обязательств с правом  досрочного погашения означает  наличие у заемщика прав на  досрочный выкуп своих долговых  обязательств. В случае если обязательства  были выпущены без права их  досрочного погашения, то при  снижении рыночной цены заимствований  эмитент не имеет возможности  выкупа своих долговых обязательств  и несет в связи с этим  обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную  выгоду.

8. По способу погашения задолженности  займы разделяют на две категории:  займы, подлежащие оплате единовременно,  и займы, подлежащие оплате  частями. При условии, что эмитированный  заем подлежит оплате частями,  заемное соглашение может предусматривать  следующие три варианта его  погашения: погашение равными  долями на протяжении оговоренного  срока; погашение увеличивающимися  долями на протяжении оговоренного  срока. Соответственно по мере  реализации инвестиционного проекта  идет и рост поступлений от  объекта и инвестиций, что упрощает  погашение обязательств): погашение  уменьшающимися долями на протяжении  оговоренного срока.

9. По способу определения предлагаемого  инвестору дохода эмитент может  предложить займы с постоянным  фиксированным уровнем дохода  и займы с переменным уровнем  дохода.

10. По направлениям использования  заемных средств займы могут  быть подразделены на целевые  и нецелевые. Средства, привлеченные  по целевым займам, должны быть  использованы только для финансирования  конкретных программ. Средства, полученные  от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие  текущих бюджетных расходов, на  рефинансирование текущей задолженности  или на другие нужды согласно  решению уполномоченных органов  власти и управления.

 

2.2 Управление государственным долгом

Внешний долг России условно можно разделить  на следующие составляющие: займы  международных организаций и  реструктурированный долг СССР; кредиты  и займы российских банков; кредиты  и займы российских компаний; валютные облигации внутреннего займа; еврооблигации  и субфедеральные внешние займы  и кредиты.

Сейчас  Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский  клуб; и коммерческими банками, или  их представителем - Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами  задолженности перед частными коммерческими  банками. Обязательства России перед  этим клубом составляют межбанковские  кредиты, предоставленные Внешэкономбанку  в советское время, а также  векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. К обязательствам России перед Парижским клубом относится  задолженность по кредитам, предоставленным  иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

Особенное значение в процессе управления приобретают  наши долговые отношения с клубами  кредиторов, членами которых мы являемся.

Разногласия по выплатам основного долга бывшего  СССР Парижскому клубу кредиторов указывают  на то, что угроза экономическому росту  в стране существует. Только оценивается  она представителями власти по-разному. Срок выплаты долгов Парижскому клубу  кредиторов растянули на 30 лет, но в  целом придется заплатить теперь 42 млрд. долл. (с учетом процентов) вместо 32,6 млрд. долл. В этом году наступил срок очередного платежа по графику. Россия должна нынче вернуть 3,5 млрд. долл. Германии, Великобритании, Японии, Италии, Австрии. Невыполнение этого  обязательства ставит Россию вне  рамок цивилизованного общества. Рассчитывать на приток инвестиций и  экономический рост в условиях изоляции невозможно.

Информация о работе Банковский кредит