Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
•Изучение причин, критериев, последствий и динамики бедности в России;
•Познание содержания государственных программ борьбы с бедностью;
•Выделение их результативности и неэффективности;
Введение
1.Бедность населения страны
1.1 Показатели уровня и качества населения
1.2 Критерии бедности
1.3 Классификация бедности
1.4 Причины бедности
2. Бедность в России
2.1 Концепции бедности в соответствии с уровнем удовлетворения потребностей
2.2 Дифференциация населения по доходам
2.3 Межрегиональная дифференциация
2.4 Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация
3. Проблемы, которые порождает бедность
3.1 Государственные программы по борьбе с бедностью
3.2 Стратегии борьбы с бедностью
3.3 Заключение
Список используемой литературы
Как видно
из приведенных в таблице 3 данных,
самая низкая дифференциация наблюдается
в депрессивных и кризисных регионах.
Это связано с тем, что здесь
в относительном выражении
В благополучных регионах бедность, хотя и представлена относительно малочисленной группой населения, но носит ярко выраженный характер на фоне образа жизни высокодоходной группы населения. Однако, сами представители малообеспеченных слоев, проживающие в благополучных регионах, четко осознают, что их положение еще не самое худшее. Ведь лучше быть бедным в окружении богатых в Москве или другом крупном городе или районном центре, чем бедным среди таких же бедных в неблагополучном регионе. Получается, что сама по себе высокая дифференциация населения в «богатых» регионах не является определяющей причиной роста социальной напряженности.
2.4 МЕЖОТРАСЛЕВАЯ И ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Основным
источником дохода трудоспособного
населения в России является заработная
плата. На долю оплаты труда в денежных
доходах населения в 2006 году пришлось,
по данным Росстата, 64,9%. Поэтому закономерно,
что очень высокая
Самую высокую среднемесячную заработную плату в 2004 году получали работники газовой (33 760 руб.) и нефтедобывающей (23 755 руб.) отраслей.
Для оценки
неравенства распределения
Поскольку традиционно для России большинство предприятий и организаций из вышеперечисленных отраслей состоят на бюджетном финансировании, то для оценочных расчетов подобная разбивка отраслей на бюджетные и небюджетные может быть принята за основу.
В 2006 году, по данным Росстата, соотношение между совокупной начисленной заработной платой работников отраслей, выделенных нами в качестве бюджетных, и всех работников прочих отраслей составляло 20/80. При этом, в бюджетных отраслях было занято примерно 25% от среднегодовой численности занятых во всей экономике.
Тот факт, что доля зарплат бюджетников составляет всего 20% от общих «зарплатных» доходов населения страны, заставляет по иному взглянуть на традиционные правительственные аргументы: резко повышать зарплату бюджетникам нельзя, потому что это спровоцирует инфляцию. Если принять такие аргументы, то получается, что повышение зарплаты для одних – это инфляция, а для других – нет. Понятно, что так не бывает, и доводы в пользу ограничения повышения зарплат бюджетникам в качестве антиинфляционной меры становятся не совсем убедительными.
Кроме высокой межотраслевой дифференциации в оплате труда в настоящее время сложился существенный разрыв в зарплатах работников внутри большинства отраслей. Например, по данным выборочного обследования организаций Росстатом в апреле 2006 года, самое высокое соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников было в металлургическом производстве – 31,4 раз. Самый низкий показатель – в электроэнергетике – «всего» 10,9 раза.
Помимо безусловного влияния на уровень внутриотраслевой дифференциации заработных плат объективных факторов, таких как общее состояние отрасли и отдельных предприятий, уровень производства, рентабельность и прибыльность, ориентированность на экспорт, инвестиционная привлекательность и пр., некоторую связь можно проследить между уровнем зарплат и активностью профсоюзных организаций.
В отличие от западных государств, в России взаимоотношения по поводу оплаты труда между государством, объединениями работодателей и профсоюзами являются достаточно формальными. Заключаемые коллективные договора и соглашения во многих случаях носят рекомендательный характер и зачастую так и остаются лишь на бумаге, в то время как в западных странах они считаются нормативными документами едва ли не на уровне закона. Создается впечатление, что трехсторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров в России (государство, работодатели, профсоюзы) носит необязательный и формальный характер, поскольку стороны не несут какой- либо ответственности за неисполнение рекомендаций, изложенных в соглашениях.
Бедность создает ограничения для развития экономики. Возникает порочный круг: низкая покупательная способность общества – низкий спрос на товары и услуги – сокращение внутреннего рынка – низкая покупательная способность населения. Разорвать его без увеличения доходов населения практически невозможно.
Бедное население (около трети граждан России) не может накапливать денежные средства. А именно накопления населения во всем мире являются основным источником инвестиций, давая толчок развитию экономики.
Бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции. В результате того, что население не может обеспечить себя материально, усиливается взаимное недоверие как между рыночными агентами, так и между людьми. Нынешнюю российскую экономику можно назвать «экономикой недоверия» - экономикой без кредита. В инвестициях в российской компании соотношение собственных и привлеченных средств достигает 12:1; в активах российских банков кредиты на срок более года не превышают 3-4%. Фондовый рынок практически не влияет на экономику – лишь 30-50 крупнейших компаний способны привлекать на нем средства.
Бедность понижает качество человеческих ресурсов. Бедность отражается на здоровье нации (смертность превышает рождаемость) и на качество образования (люди не всегда могут получить хорошее образование в тех местах, где живут).
Бедность негативно сказывается на мотивации к труду и социальной активности населения, без которых экономический рост страны не реален. Принадлежность к среднему классу дает людям ощущение свободы. Свобода бедняков (не имеющих средств, чтобы ею пользоваться) – по сути, иллюзорна.
Дифференциация заработной платы между рядовыми работниками и топ-менеджерами отечественных компаний 1:14-1:20. В мире же данное соотношение находится в границах 1:5-1:6. Неудивительно, что слой представителей среднего класса в России так тонок. Порог социальной безопасности уже перейден, а значит, нельзя исключать того, что нынешняя социальная апатия населения может трансформироваться в формы, чреватые неприятными последствиями.
Бедность населения сдерживает проведение необходимых социальных реформ. Мы постоянно находимся под угрозой того, что более активное проведение реформ (переход к 100%-ной оплате ЖКХ, введение частичной платности медицины и образования) может привести многих людей уже за грань бедности, а общество – к дестабилизации.
Бедность
препятствует вертикальной миграции населения.
Человеку из бедных слоев становится
труднее получить высшее образование
в столице, причем не только потому,
что в большинстве московских
вузов обучение фактически платное,
но и потому, что прожить на стипендию
здесь нельзя. Рассчитывать же на материальную
поддержку родителей
Бедность
лишает людей возможности
3.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПРОГРАММЫ ПО БОРЬБЕ С
Конституция РФ, принятая в 1993 г., провозгласила Россию социальным государством. В соответствии с Основным законом в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На деле же заработные платы и пенсии подавляющей части граждан остаются низкими. Даже в предкризисные годы, когда бюджеты верстались с профицитом в 1,5-2 трлн. руб., на социальные нужды выделялись жалкие проценты (при том, что более 100 млрд. долл. Было потрачено на покупку ипотечных облигаций США).
В 2008 г. совокупные
финансовые возможности государства,
включая золотовалютные резервы, Стабфонд
и доходную часть госбюджета, превышали
30 трлн. руб. Однако на все четыре нацпроекта
(«Образование», «Здоровье», «Доступное
и комфортное жилье – гражданам
России», «Развитие АПК») было направлено,
по подсчетам автора, менее 1%. И хотя
эти проекты названы «
Из-за скудного
финансирования жилищного строительства
более половины россиян не могут
реализовать свое конституционное
право на жилище. В ущерб социальным
программам сегодня сотни миллиардов
рублей выделяются на иные цели. Например,
на подготовку к саммиту АТЭС, по
утверждению губернатора
Не лучше
было бы огромные средства направить
на борьбу с бедностью, на поддержку
малоимущих россиян, пострадавших от кризиса?
А саммит АТЭС провести в великолепном
Константиновском дворце на берегу Финского
залива под Санкт-Петербургом. На его
реставрацию и богатое
Сегодня в России почти 25 млн. человек живут за чертой бедности. Эта цифра идентична населению Белоруссии, Молдовы, Дании и Швейцарии вместе взятых. Для сравнения: накануне радикальных реформ в нашей стране только 2,3 млн. человек (или 1,6%) официально считались бедными, то есть их количество за постсоветский период увеличилось в 20 раз! По данным социологов, малообеспеченных граждан с доходами 5 тыс. руб. составляют половину населения России.
Можно ли
считать достойную жизнь
Эти и множества других фактов убедительно свидетельствуют о том, что уровень эффективности социальной политики, проводимый в постсоветской России, оставляет желать лучшего. В богатой стране живут в основном бедные люди. По уровню доходов на душу населения, качеству жизни граждан Россия находится на конце первой сотни соответствующего рейтинга стран мира; по продолжительности жизни нам отводится незавидное 157-е место, по уровню медицинского обслуживания – 127-е.
Одно из противоречий пореформенной российской экономики состоит в том, что благосостояние подавляющего большинства россиян не зависит напрямую от ее роста, от нефтяной конъюнктуры и др. В самом деле: цены на нефть и газ до кризиса росли, а десятки миллионов людей по-прежнему прозябали в нищете, получая доходы ниже ПМ.
Причина
такого положения состоит в том,
что наше социальное государство
не справляется с одной из главных
своих функций –
На этом фоне более чем странно выгляди малоаргументированное списание советско-российских долгов. За последние десять лет Россия «простила» свыше 100 млрд. долл. Иностранных долгов. В переводе на рубли – это 3 трлн., то есть почти половина доходной части госбюджета – 2010.
Итак, главный
конституционный принцип