Бедность населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы бедности в России. Достижение этой цели требует выделения следующих задач:
•Изучение причин, критериев, последствий и динамики бедности в России;
•Познание содержания государственных программ борьбы с бедностью;
•Выделение их результативности и неэффективности;

Содержание работы

Введение
1.Бедность населения страны
1.1 Показатели уровня и качества населения
1.2 Критерии бедности
1.3 Классификация бедности
1.4 Причины бедности
2. Бедность в России
2.1 Концепции бедности в соответствии с уровнем удовлетворения потребностей
2.2 Дифференциация населения по доходам
2.3 Межрегиональная дифференциация
2.4 Межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация
3. Проблемы, которые порождает бедность
3.1 Государственные программы по борьбе с бедностью
3.2 Стратегии борьбы с бедностью
3.3 Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

 

Как видно  из приведенных в таблице 3 данных, самая низкая дифференциация наблюдается  в депрессивных и кризисных регионах. Это связано с тем, что здесь  в относительном выражении бедных гораздо больше, а богатых –  гораздо меньше, чем в благополучных  регионах. В этих регионах практически  все население – одинаково  бедное. Самая высокая дифференциация населения по доходам наблюдается  в наиболее благополучных регионах – в Москве и Тюмени. С другой стороны, как раз в благополучных  регионах самая низкая доля населения  с доходами ниже величины прожиточного минимума. Это объясняется концентрацией  в этих центрах наиболее обеспеченных слоев населения и нефтегазовой элиты.

В благополучных  регионах бедность, хотя и представлена относительно малочисленной группой  населения, но носит ярко выраженный характер на фоне образа жизни высокодоходной группы населения. Однако, сами представители  малообеспеченных слоев, проживающие  в благополучных регионах, четко  осознают, что их положение еще  не самое худшее. Ведь лучше быть бедным в окружении богатых в  Москве или другом крупном городе или районном центре, чем бедным среди таких же бедных в неблагополучном  регионе. Получается, что сама по себе высокая дифференциация населения  в «богатых» регионах не является определяющей причиной роста социальной напряженности.

 

 

2.4 МЕЖОТРАСЛЕВАЯ И ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

 

Основным  источником дохода трудоспособного  населения в России является заработная плата. На долю оплаты труда в денежных доходах населения в 2006 году пришлось, по данным Росстата, 64,9%. Поэтому закономерно, что очень высокая дифференциация населения по доходам в целом  в большей мере обусловлена значительными  различиями в оплате труда. Традиционно  для России наиболее высокие заработки  концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере  финансов, кредитования и страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. . По данным Росстата, самая низкая среднемесячная заработная плата в 2006году была зафиксирована  в сельском хозяйстве - в среднем 4568,7 руб. и легкой промышленности –4964,3 руб.

Самую высокую  среднемесячную заработную плату в 2004 году получали работники газовой (33 760 руб.) и нефтедобывающей (23 755 руб.) отраслей.

Для оценки неравенства распределения заработных плат между работниками бюджетных  и небюджетных отраслей к бюджетным  отраслям экономики отнесем здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, управление. Все прочие отрасли будем  считать небюджетными.

Поскольку традиционно для России большинство  предприятий и организаций из вышеперечисленных отраслей состоят  на бюджетном финансировании, то для  оценочных расчетов подобная разбивка отраслей на бюджетные и небюджетные  может быть принята за основу.

В 2006 году, по данным Росстата, соотношение между совокупной начисленной заработной платой работников отраслей, выделенных нами в качестве бюджетных, и всех работников прочих отраслей составляло 20/80. При этом, в бюджетных отраслях было занято примерно 25% от среднегодовой численности занятых во всей экономике.

Тот факт, что доля зарплат бюджетников  составляет всего 20% от общих «зарплатных» доходов населения страны, заставляет по иному взглянуть на традиционные правительственные аргументы: резко  повышать зарплату бюджетникам нельзя, потому что это спровоцирует инфляцию. Если принять такие аргументы, то получается, что повышение зарплаты для одних – это инфляция, а  для других – нет. Понятно, что  так не бывает, и доводы в пользу ограничения повышения зарплат  бюджетникам в качестве антиинфляционной меры становятся не совсем убедительными.

Кроме высокой  межотраслевой дифференциации в  оплате труда в настоящее время  сложился существенный разрыв в зарплатах  работников внутри большинства отраслей. Например, по данным выборочного обследования организаций Росстатом в апреле 2006 года, самое высокое соотношение  размеров средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых работников было в металлургическом производстве – 31,4 раз. Самый низкий показатель – в электроэнергетике  – «всего» 10,9 раза.

Помимо  безусловного влияния на уровень  внутриотраслевой дифференциации заработных плат объективных факторов, таких  как общее состояние отрасли  и отдельных предприятий, уровень  производства, рентабельность и прибыльность, ориентированность на экспорт, инвестиционная привлекательность и пр., некоторую  связь можно проследить между  уровнем зарплат и активностью  профсоюзных организаций.

В отличие  от западных государств, в России взаимоотношения  по поводу оплаты труда между государством, объединениями работодателей и  профсоюзами являются достаточно формальными. Заключаемые коллективные договора и соглашения во многих случаях носят  рекомендательный характер и зачастую так и остаются лишь на бумаге, в  то время как в западных странах  они считаются нормативными документами  едва ли не на уровне закона. Создается  впечатление, что трехсторонняя  процедура согласования интересов  социальных партнеров в России (государство, работодатели, профсоюзы) носит необязательный и формальный характер, поскольку  стороны не несут какой- либо ответственности  за неисполнение рекомендаций, изложенных в соглашениях.

  1. ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОРОЖДАЕТ БЕДНОСТЬ

 

Бедность  создает ограничения для развития экономики. Возникает порочный круг: низкая покупательная способность общества – низкий спрос на товары и услуги – сокращение внутреннего рынка – низкая покупательная способность населения. Разорвать его без увеличения доходов населения практически невозможно.

Бедное  население (около трети граждан  России) не может накапливать денежные средства. А именно накопления населения  во всем мире являются основным источником инвестиций, давая толчок развитию экономики.

Бедность  не позволяет привлекать кредиты  и инвестиции. В результате того, что население не может обеспечить себя материально, усиливается взаимное недоверие как между рыночными агентами, так и между людьми. Нынешнюю российскую экономику можно назвать «экономикой недоверия» - экономикой без кредита. В инвестициях в российской компании соотношение собственных и привлеченных средств достигает 12:1; в активах российских банков кредиты на срок более года не превышают 3-4%. Фондовый рынок практически не влияет на экономику – лишь 30-50 крупнейших компаний способны привлекать на нем средства.

Бедность  понижает качество человеческих ресурсов. Бедность отражается на здоровье нации (смертность превышает рождаемость) и на качество образования (люди не всегда могут получить хорошее образование  в тех местах, где живут).

Бедность  негативно сказывается на мотивации  к труду и социальной активности населения, без которых экономический  рост страны не реален. Принадлежность к среднему классу дает людям ощущение свободы. Свобода бедняков (не имеющих средств, чтобы ею пользоваться) – по сути, иллюзорна.

Дифференциация  заработной платы между рядовыми работниками и топ-менеджерами  отечественных компаний 1:14-1:20. В  мире же данное соотношение находится  в границах 1:5-1:6. Неудивительно, что  слой представителей среднего класса в России так тонок. Порог социальной безопасности уже перейден, а значит, нельзя исключать того, что нынешняя социальная апатия населения может  трансформироваться в формы, чреватые неприятными последствиями.

Бедность  населения сдерживает проведение необходимых  социальных реформ. Мы постоянно находимся  под угрозой того, что более  активное проведение реформ (переход  к 100%-ной оплате ЖКХ, введение частичной  платности медицины и образования) может привести многих людей уже  за грань бедности, а общество –  к дестабилизации.

Бедность  препятствует вертикальной миграции населения. Человеку из бедных слоев становится труднее получить высшее образование  в столице, причем не только потому, что в большинстве московских вузов обучение фактически платное, но и потому, что прожить на стипендию  здесь нельзя. Рассчитывать же на материальную поддержку родителей большинство  потенциальных студентов не может. Таким образом, искусственно перекрывается  вертикальная миграция даже талантливых  людей, потенциально способных в  дальнейшем войти в элиту страны. Количество студентов в вузах  регионов растет, однако качество получаемого  ими образования значительно  ниже, чем в столице.

Бедность  лишает людей возможности горизонтальной миграции. Человек оказывается привязанным  к тому месту, где он родился и  вырос. Трудовая миграция, существовавшая прежде благодаря системе общежитий, рабочих поселков, малых городов, сегодня – в отсутствии временного жилья для работников – по сути, прекращаются. Даже если человек продаст  дом или квартиру в одном городе, он не всегда сможет на эти деньги приобрести жилье в другом, где для него есть работа. В экономически успешных регионах (благополучие значительной части которых связано с освоением  топливно-сырьевых ресурсов) больше рабочих  мест, выше уровень жизни, дороже жилье.1

 

 

3.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ПРОГРАММЫ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ

Конституция РФ, принятая в 1993 г., провозгласила  Россию социальным государством. В  соответствии с Основным законом  в нашей стране охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства и  детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На деле же заработные платы и пенсии подавляющей части граждан остаются низкими. Даже в предкризисные годы, когда бюджеты верстались с профицитом в 1,5-2 трлн. руб., на социальные нужды выделялись жалкие проценты (при том, что более 100 млрд. долл. Было потрачено на покупку ипотечных облигаций США).

В 2008 г. совокупные финансовые возможности государства, включая золотовалютные резервы, Стабфонд и доходную часть госбюджета, превышали 30 трлн. руб. Однако на все четыре нацпроекта («Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России», «Развитие АПК») было направлено, по подсчетам автора, менее 1%. И хотя эти проекты названы «приоритетными», судя по объемам государственного финансирования, считать их таковыми трудно.

Из-за скудного финансирования жилищного строительства  более половины россиян не могут  реализовать свое конституционное  право на жилище. В ущерб социальным программам сегодня сотни миллиардов рублей выделяются на иные цели. Например, на подготовку к саммиту АТЭС, по утверждению губернатора Приморья, планируется затратить около 800 млрд. руб.; даже в кризисный год на создание инфраструктуры для приема высоких  гостей из госбюджета выделено 202 млрд. руб., что составляет две трети  всех расходов по разделу «Социальная  политика» на 2010 г.

Не лучше  было бы огромные средства направить  на борьбу с бедностью, на поддержку  малоимущих россиян, пострадавших от кризиса? А саммит АТЭС провести в великолепном Константиновском дворце на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом. На его  реставрацию и богатое убранство  были затрачены огромные бюджетные  средства, чтобы достойно принять  участников саммита «Большой восьмерки» в 2007 г. Зачем же дворцу простаивать  без дела?

Сегодня в России почти 25 млн. человек живут  за чертой бедности. Эта цифра идентична населению Белоруссии, Молдовы, Дании и Швейцарии вместе взятых. Для сравнения: накануне радикальных реформ в нашей стране только 2,3 млн. человек (или 1,6%) официально считались бедными, то есть их количество за постсоветский период увеличилось в 20 раз! По данным социологов, малообеспеченных граждан с доходами 5 тыс. руб. составляют половину населения России.

Можно ли считать достойную жизнь российских пенсионеров, получающих мизерную пенсию? В 2010 г. прожиточный минимум пенсионера составляет чуть более 4 тыс. руб. И это  при высокой квартплате, нередко  превышающий половину ПМ, высоких  тарифах на газ, электроэнергию, заоблачных ценах на лекарства. Если сравнить среднюю  российскую пенсию со средней пенсией  в Швейцарии, то окажется, что у  нас она в 50 раз меньше: в стране, где нет ни нефти, ни газа, средняя  пенсия достигает 4500 долл., что соответствует 135 тыс. руб. в месяц.

Эти и  множества других фактов убедительно  свидетельствуют о том, что уровень  эффективности социальной политики, проводимый в постсоветской России, оставляет желать лучшего. В богатой  стране живут в основном бедные люди. По уровню доходов на душу населения, качеству жизни граждан Россия находится  на конце первой сотни соответствующего рейтинга стран мира; по продолжительности  жизни нам отводится незавидное 157-е место, по уровню медицинского обслуживания – 127-е.

Одно  из противоречий пореформенной российской экономики состоит в том, что  благосостояние подавляющего большинства  россиян не зависит напрямую от ее роста, от нефтяной конъюнктуры и  др. В самом деле: цены на нефть  и газ до кризиса росли, а десятки  миллионов людей по-прежнему прозябали  в нищете, получая доходы ниже ПМ.

Причина такого положения состоит в том, что наше социальное государство  не справляется с одной из главных  своих функций – перераспределением доходов от продажи нефти, газа, металлов, леса, алмазов, золота и других природных  богатств в интересах всего народа. Более того, по мнению независимых политологов, органы государственной власти и управления в открытую защищают интерес новых собственников, не считаясь с мнением гражданского общества.

На этом фоне более чем странно выгляди  малоаргументированное списание советско-российских долгов. За последние десять лет  Россия «простила» свыше 100 млрд. долл. Иностранных долгов. В переводе на рубли – это 3 трлн., то есть почти  половина доходной части госбюджета – 2010.

Итак, главный  конституционный принцип социального  государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  всем гражданам, - все еще не осуществлен. Следовательно, социальная политика нуждается  в модернизации, которая позволит резко сократить бедность. Уменьшить  большой разрыв в доходах между  бедными и богатыми, создать условия  для свободного и всестороннего  развития человека, к какой бы социальной группе он ни относился. Необходимо изменить стратегию социальной политики, ее приоритеты и финансирование, чтобы  Россия по праву могла называться социальным государством. Это признает и Президент РФ Д. Медведев: «Есть  необходимость существенным образом  поменять и экономику нашу, и социальную сферу, и, конечно, политическую систему, потому что ничего нет застывшего».

Информация о работе Бедность населения