Беларусь и международные экономические организации ВТО, МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить внешнеэкономические связи РБ и определить перспективы ее сотрудничества с международными экономическими организациями.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок, графический и табличный методы.
Исследования и разработки: изучены основные положения деятельности международных экономических организаций, проанализировано взаимодействие Республики Беларусь с ними, выявлены преимущества и недостатки сотрудничества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Внешнеэкономические связи РБ
Европейский союз как международная экономическая организация. Сотрудничество РБ с ЕС…………………………………………………6
Международный валютный фонд: цель, механизм функционирования. Сотрудничество и помощь РБ……………………………………………8
Всемирная торговая организация: функции, роль в мировой экономике. Переговорный процесс присоединения РБ к ВТО………10
Взаимодействие ЕС, МВФ, ВТО с Республикой Беларусь
Проекты технической помощи ЕС Беларуси, анализ динамики внешней торговли между РБ и странами ЕС………………………….13
Оценка основных экономических показателей РБ: их анализ с точки зрения МВФ………………………………………………………………16
РБ и ВТО. Динамика внешней торговли РБ…………………………..17
Перспективы развития экономики РБ и её взаимодействия с ЕС, ВТО, МВФ.
Значение сотрудничества РБ и ЕС. Модели экономического роста…19
Прогноз МВФ развития РБ……………………………………………..20
Преимущества и издержки от вступления РБ в ВТО………………….22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников..…………………………………………27
Приложение……………………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

План.docx

— 136.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 2 табл.,1 график, 30 источников, 1 приложение

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ (ВТО, МВФ, ЕС), ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

 

Объект исследования – международные экономические организации.

Предмет исследования – взаимоотношения международных экономических организаций с Республикой Беларусь.

Цель работы: изучить внешнеэкономические связи РБ и определить перспективы ее сотрудничества с международными экономическими организациями.

Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок, графический и табличный методы.

Исследования  и разработки: изучены основные положения деятельности международных экономических организаций, проанализировано взаимодействие Республики Беларусь с ними, выявлены преимущества и недостатки сотрудничества.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

  1. Внешнеэкономические связи РБ
    1. Европейский союз как международная экономическая организация. Сотрудничество РБ с ЕС…………………………………………………6
    2. Международный валютный фонд: цель, механизм функционирования. Сотрудничество и помощь РБ……………………………………………8
    3. Всемирная торговая организация: функции, роль в мировой экономике. Переговорный процесс присоединения РБ к ВТО………10
  2. Взаимодействие ЕС, МВФ, ВТО с Республикой Беларусь
    1. Проекты технической помощи ЕС Беларуси, анализ динамики внешней торговли между РБ и странами ЕС………………………….13
    2. Оценка основных экономических показателей РБ: их анализ с точки зрения МВФ………………………………………………………………16
    3. РБ и ВТО. Динамика внешней торговли РБ…………………………..17
  3. Перспективы развития экономики РБ и её взаимодействия с ЕС, ВТО, МВФ.
    1. Значение сотрудничества РБ и ЕС. Модели экономического роста…19
    2. Прогноз МВФ развития РБ……………………………………………..20
    3. Преимущества и издержки от вступления РБ в ВТО………………….22

 Заключение……………………………………………………………………..25

Список использованных источников..…………………………………………27

Приложение……………………………………………………………………....31

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономика  любой страны поневоле попадает в  возрастающую зависимость от других стран. Между странами существуют разнообразные  связи, экономические отношения, которые  уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Происходит становление  глобальной экономики, идущей на смену организованным по национальному признаку макроэкономическим государствам.

Интеграция стран в  экономической, научной, образовательной  сферах является причиной появления  союзов государств, международных объединений  и организаций, которые осуществляют межгосударственное регулирование  экономических процессов, стимулируют  международный обмен научно-техническими знаниями.

Объектом исследования являются международные экономические организации, которые представляют собой особую форму проявления экономического сотрудничества между различными странами. Они необходимы человечеству: их деятельность охватывает практически все формы сотрудничества государств и является основой укрепления мира и стабильности, создает предпосылки  для успешного социально- экономического развития стран.

Предметом исследования являются взаимоотношения международных  экономических организаций с  Республикой Беларусь, тенденции  развития их сотрудничества с РБ и  перспективы, открывающиеся стране после вступления в экономические  организации.

Актуальность тематики определила цель исследования: изучить внешнеэкономические связи РБ и проанализировать ее сотрудничество с международными экономическими организациями для выявления перспектив дальнейшего укрепления их взаимодействия, что необходимо для эффективной интеграции РБ в мировое экономическое пространство. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    1. ознакомиться с теоретическими аспектами возникновения Европейского Союза, Международного валютного фонда и Всемирной торговой организации;
    2. проанализировать их взаимодействие с Республикой Беларусь,
    3. выявить преимущества сотрудничества и прогнозы дальнейшего развития национальной экономики РБ.

При проведении исследования использовался анализ учебной и  научной литературы, статей в периодической  печати, монографий, пресс-релизов, а также сравнительный и графический методы.

Курсовая работа выполнена на 30 страниц, включает введение, 3 раздела, 9 подразделов, заключение, список использованных источников, 1 приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1.Европейский союз как международная экономическая организация. Сотрудничество РБ с ЕС

Идея создания единого  европейского пространства имеет многолетнюю  историю. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое должно было предотвратить очередную войну в Европе. В силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической  интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Еврат). Позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC). ЕЭС было учреждено Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган [1]. В 1992 году  12 стран-членов подписали  в Маастрихте Договор о Европейском Союзе[2, с.276].

 В соответствии с Договором о Европейском союзе учреждаются:

  • единое общеевропейское гражданство: все граждане стран-участниц автоматически приобретают гражданство Евросоюза;
  • экономический союз. Основные направления экономической политики стран-участниц ЕС принимаются Советом Министров;
  • валютный союз. Евро – официальная денежная единица всех стран-участниц;
  • политический союз. Он предполагает единую политику в области иностранных дел и безопасности, правосудия, усиление значение Европарламента [3, с.8].

Дипломатические отношения  между Республикой Беларусь и  ЕС были установлены в августе 1992 года. 6 марта 1995 года в г.Брюсселе было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Беларусью и Евросоюзом. По мере развития и укрепления внешней самостоятельности Беларуси, ЕС стал более критичен в отношении политики белорусских властей. Впоследствии Евросоюз приостановил ратификацию СПС по политическим причинам, а также ввел против Республики Беларусь ряд ограничительных мер, включая запрет на контакты на высшем и высоком уровнях, замораживание практического сотрудничества в различных областях и технического содействия, а также визовые ограничения в отношении ряда белорусских должностных лиц. Частично данные ограничения были приостановлены в 2008 году в результате последовательных усилий белорусской стороны по нормализации отношений с Европейским союзом. В Минске было открыто Представительство Комиссии Европейских сообществ (с декабря 2009 г. – Представительство ЕС).

Начиная с 2011 года Евросоюз, руководствуясь собственными политизированными  оценками хода президентских выборов  в Беларуси 2010 года и поствыборных событий, возобновил и впоследствии расширил действие визовых ограничений против белорусских должностных лиц. Были также установлены ограничения на финансовые операции с рядом белорусских предприятий и запрет на поставку в Беларусь некоторых товаров и услуг узкоспециального назначения [4].

Следует отметить, что, несмотря на наличие серьезных политических расхождений, белорусская сторона предпринимает шаги для улучшения взаимоотношений с Европейским союзом. В тоже время расширение ЕС ставит перед Беларусью целый ряд новых проблем, как экономических, так и политических. Поэтому ставится задача в нахождении путей развития, в результате которых будет минимизирован ущерб от расширения ЕС [5,c.163-164].

Таким образом, включение Республики Беларусь в ЕС даст новый толчок для развития экономической, политической, а также культурной систем, которые будут основываться на демократии и правах человека, рыночной экономике, разделении власти и верховенстве закона.

1.2.Международный  валютный фонд: цель, механизм функционирования. Сотрудничество и помощь Республике  Беларусь

Международный Валютный Фонд (МВФ) занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире [6, с.1-3]. МВФ учрежден международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе. Свою практическую деятельность фонд начал с 1 марта 1947г. [7]. Основная задача МВФ — предоставлять странам-членам кредитные ресурсы в иностранной валюте, позволяющие регулировать и исправлять нарушения равновесия в их платежном балансе без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов. Существуют различные механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую поддержку своим государствам-членам. Различают:

обычные механизмы: политика траншей(кредиты): выдаются в случае действенных государственных мероприятий по преодолению отрицательного сальдо платежного баланса государства; механизм расширенного финансирования – предполагает кредитование среднесрочных программ в целях преодоления трудностей с платежными балансами, вызванных макроэкономическими проблемами;

специальные компенсационные механизмы – направлены на поддержание темпов одобренных Фондом реформ, преодоление трудностей перехода к рыночной экономике, компенсацию потерь от экспортной выручки и других убытков стран-членов, вызванных внешними, не зависящими от них обстоятельствами;

чрезвычайная  помощь – кредиты, предоставляемые в форме закупки Фондом товаров пострадавшей от стихийных бедствий страны в целях улучшения ее платежного баланса, и механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.

Республика Беларусь является членом МВФ с 1992 г. В 1992 г. в Минске открыто Представительство МВФ. Деятельность МВФ в нашей стране направлена на сотрудничество с Правительством и Национальным банком Беларуси при подготовке программ экономической политики с акцентом на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения экономического роста, низкой инфляции и устойчивости платежного баланса [6].

С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ: 1)по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США; 2)по механизму "стенд-бай" – 77,4 млн. долларов США. В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.

В конце 2008 года белорусские  власти обратились к руководству  МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения "стенд-бай". В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет Исполнительных директоров Фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделение нашей стране финансовых ресурсов в объеме около 2,46 млрд. долларов США. Впоследствии скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответствии с запросом белорусской стороны, увеличен общий объем финансирования до 3,46 млрд. долларов США.

Реализация программы, завершившейся  в апреле 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать кризиса платежного баланса, а также предотвратить рецессию и сохранить низкий уровень безработицы [8].

В текущем году Беларусь уже дважды осуществляла погашение  основного долга по кредиту стэнд-бай МВФ - в апреле (100,3 млн.долл.США) и в июле 2012 года (97,8 млн.долл.США). 1 октября 2012 года осуществила третье погашение основного долга в размере 84,3 млн.долл.США [9].

Национальному банку со стороны  МВФ оказывалась техническая  помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, банковского  надзора, развития системы анализа  и прогнозирования денежно-кредитной  политики, совершенствования денежно-кредитной  статистики, казначейства, налоговой и таможенной службах. [10].

Таким образом, МВФ содействует поступательному развитию экономики Беларуси, посредством выделения кредитов и технической помощи, осуществляет контроль и консультирование в денежно-кредитной политике страны, а также проводит всесторонний анализ и статистику валютного баланса Республики Беларусь.

Информация о работе Беларусь и международные экономические организации ВТО, МВФ