Беларусь и международные экономические организации ВТО, МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить внешнеэкономические связи РБ и определить перспективы ее сотрудничества с международными экономическими организациями.
Методы исследования: сравнительного анализа, экспертных оценок, графический и табличный методы.
Исследования и разработки: изучены основные положения деятельности международных экономических организаций, проанализировано взаимодействие Республики Беларусь с ними, выявлены преимущества и недостатки сотрудничества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Внешнеэкономические связи РБ
Европейский союз как международная экономическая организация. Сотрудничество РБ с ЕС…………………………………………………6
Международный валютный фонд: цель, механизм функционирования. Сотрудничество и помощь РБ……………………………………………8
Всемирная торговая организация: функции, роль в мировой экономике. Переговорный процесс присоединения РБ к ВТО………10
Взаимодействие ЕС, МВФ, ВТО с Республикой Беларусь
Проекты технической помощи ЕС Беларуси, анализ динамики внешней торговли между РБ и странами ЕС………………………….13
Оценка основных экономических показателей РБ: их анализ с точки зрения МВФ………………………………………………………………16
РБ и ВТО. Динамика внешней торговли РБ…………………………..17
Перспективы развития экономики РБ и её взаимодействия с ЕС, ВТО, МВФ.
Значение сотрудничества РБ и ЕС. Модели экономического роста…19
Прогноз МВФ развития РБ……………………………………………..20
Преимущества и издержки от вступления РБ в ВТО………………….22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников..…………………………………………27
Приложение……………………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

План.docx

— 136.12 Кб (Скачать файл)

3.1.Значение сотрудничества  РБ и ЕС. Модели экономического  роста 

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе  является интенсификация партнерства  со странами Евросоюза в сферах взаимного  интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального  сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды[16]. Наша страна участвует в реализации инициативы «Восточное партнерство», ряда программ трансграничного сотрудничества ЕС, отраслевых диалогах по отдельным направлениям взаимодействия с Евросоюзом. Беларусь вносит существенный вклад в решение стратегически важных вопросов общеевропейского значения: обеспечение военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьба с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

Важнейшим аспектом работы по продвижению экспорта в европейские  страны является обеспечение соответствия белорусской продукции европейским  нормам и стандартам в области  качества. Гармонизация стандартов качества белорусской продукции с европейскими аналогами – первоочередная предпосылка  для ее доступа на рынок Европейского союза [25]. 

 Одним из ключевых  направлений в сотрудничестве  с ЕС является привлечение  иностранных инвестиций в белорусскую  экономику, прежде всего, в  производство наукоемких и высокотехнологичных  товаров, качественной сельскохозяйственной  продукции, внедрение альтернативных  источников энергии и повышение  энергоэффективности, развитие транзитного потенциала[16].

По оценке МИДа Беларуси, Европейский союз - источник прихода  крупных и предсказуемых инвестиций, современнейших технологий и высоких  стандартов. Ведущими инвесторами в белорусскую экономику являются Великобритания, Кипр, Австрия, Нидерланды и Италия. В 2011 году из стран европейского региона в Беларусь поступило более 8 млрд. долларов инвестиций. По данным Национального статистического комитета, за 2011 г. в реальный сектор экономики иностранные инвесторы вложили в общей сложности 18,9 млрд. долл. США., что в два с лишним раза больше, чем за 2010 г. Основными инвесторами были субъекты хозяйствования России (50 % от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,3 %), Кипра (6,6 %), Австрии (5,1 %) [26].

3.2. Прогноз МВФ развития РБ

В октябре 2012 г. Международный  валютный фонд (МВФ) опубликовал аналитический  доклад «Перспективы развития мировой  экономики. Октябрь 2012 г. Как справиться с растущей задолженностью и слабыми темпами экономического роста». В данном докладе МВФ спрогнозировал экономическое развитие Беларуси. В 2012 г. фонд прогнозирует инфляцию в Беларуси в размере 60,2%, а в 2013 г. – 30,6% против 53,2% в 2011 г. (по среднегодовой методике).

Дефицит счета текущих  операций платежного баланса Беларуси сократится до минус 3,6% в 2012 г. и минус 5,8% в 2013 г. против минус 10,5% в 2011 г. Уровень безработицы в 2012-2013 гг. останется на неизменном уровне 0,6% (по национальной методологии).

По прогнозу МВФ, динамика среднедушевого ВВП Беларуси (по ППС) в 2011-2017 гг. выглядит следующим образом: 2012 г. – 16,008 тыс. долл., 2013 г. – 16,853 тыс. долл., 2014 г. – 17,833 тыс. долл., 2015 г. – 18,962 тыс. долл.США.

В 2012 г. Беларусь, по оценкам  фонда, импортирует сырую нефть  и нефтепродукты на сумму 12,409 млрд. долл., что на 3,6% меньше, чем в 2011 г. В свою очередь, экспорт белорусских нефтепродуктов и нефти в 2012 г. возрастет на 8,4% до рекордных 15,256 млрд. долл.[27].

В период с 18 по 29 октября 2012 года в Беларуси находилась миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) под руководством г-на Дэвида Хофмана с целью проведения постпрограммного мониторинга. По завершении миссии г-н Хофман сделал в Минске следующее заявление: «Ужесточение экономической политики, начатое властями республики в конце 2011 года, позволило обеспечить сокращение инфляции и стабилизацию на валютном рынке в течение первого полугодия 2012 года. Тем не менее, последовавшие за такими первоначальными успешными результатами быстрое снижение ставки рефинансирования и высокие темпы роста заработной платы в реальном выражении в настоящее время вновь ведут к появлению признаков давления на цены и обменный курс. Вследствие возникновения такого давления для обеспечения сохранения стабильности экономики требуются решительные и последовательные ответные меры экономической политики». В этой связи миссия приветствует повышение Национальным банком Республики Беларусь (НБРБ) требований к обязательным резервам в сентябре и возможное повышение ставки рефинансирования в ноябре. Также существует намерение Правительства сбалансировать бюджет на 2012-2013 года, что будет соответствовать задачам стабилизации.

Также крайне важно не допускать  рост заработной платы темпами, опережающими темпы роста объема производимой работниками продукции, поскольку  такой рост не может быть устойчивым и приведет к дополнительному  давлению на цены и обменный курс. НБРБ следует продолжать реализацию политики гибкого курсообразования и стремиться к наращиванию резервов в качестве защиты от внешних шоков.

Согласно заявлению миссии, для обеспечения устойчивого роста объемов производства и доходов, а также стабильного повышения уровня жизни, помимо мер макроэкономической политики, крайне необходимы глубокие структурные реформы. Ключевые структурные реформы включают либерализацию цен, укрепление права частной собственности, разработку стратегии реструктуризации и приватизации государственных предприятий и введение адресных социальных пособий и пособий по безработице для защиты наиболее уязвимых слоев населения. Крайне важным является также реформирование финансового сектора, создание прозрачного и сдерживающего механизма для всех кредитов в рамках государственных программ[28].

 Таким образом, МВФ прогнозирует в Беларуси дальнейшие развитие экономической политики, направленной на обеспечение  макроэкономической стабильности,  и обязательство реализовывать глубокие структурные реформы.

3.3 Преимущества  и издержки от вступления РБ  в ВТО

Присоединение Беларуси к  ВТО является важнейшим этапом углубления интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый  инструментарий для защиты и продвижения  национальных интересов в рамках международной торговли. Сегодня  все без исключения страны мира реализуют  свою торговую политику через призму правил Всемирной торговой организации. [29, с.109]

Прежде всего, вхождение Беларуси в состав ВТО сулит немалый выигрыш. Это – сокращение пошлин и снижение на внутреннем рынке цен на импортируемые товары, облегчение доступа в страну иностранным инвестициям. Открывается возможность при возникновении необходимости апеллировать мировому сообществу по поводу демпинга. Исключается введение запретительных пошлин по экспорту, облегчается доступ белорусских товаров на мировые рынки. Появляется стабильная площадка для разрешения торговых споров. Беларусь получает право на защиту от недобросовестной конкуренции, право участвовать в выработке правил международной торговли и таким образом защищать национальные интересы. Участие в ВТО — это активизация структурных реформ под воздействием внешней конкуренции, улучшение имиджа страны [13,c.486-487].

Хотя перечисленные выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать и те потери, которые  понесет страна в случае присоединения  к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального  характера, с которыми столкнется экономика  страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции  в условиях либерализации внешнеэкономических  связей. Следует также учитывать сокращение помощи государства некоторым производителям-экспортерам и, соответственно, возникновение трудностей развития отдельных отраслей народного хозяйства, возможное непредоставление переходного периода для республики, расширение доступа на внутренний рынок товаров и услуг потенциальных конкурентов, необходимость тарифных уступок.

Необходимы средства для  приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также  создания институционального механизма  контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств. Участие Республики Беларусь в деятельности ГАТТ/ВТО потребует также определенных валютных затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО и проведением разного рода переговоров. Беларуси, чья доля в мировой торговле составляет приблизительно 0,06%, нужно будет ежегодно вносить в бюджет ВТО около 60 тыс. швейцарских франков [30].

Общие условия вступления в ВТО касаются любой страны. Так, Беларусь должна взять на себя обязательства:

  • отказаться от дотаций из госбюджета для поддержки отраслей национальной экономики;
  • обеспечивать социальную направленность государственного бюджета;
  • снизить по определенной методике импортные пошлины и отказаться от поддержки за счёт бюджета экспортеров (отечественного производителя);
  • не изменять те обязательства, которые были приняты страной при вступлении в ВТО [16, c.487-488].

Таким образом, в конечном итоге эффект от вступления Беларуси в ВТО зависит от того, насколько твердо и последовательно Беларусь будет отстаивать свои интересы на переговорах. Насколько качественно проведет анализ последствий этого шага для различных отраслей и насколько полно учтет полученные выводы. Насколько оперативно будут проинформированы товаропроизводители о требованиях мировой торговли, насколько успешно предприниматели смогут адаптироваться к новым жестким стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Включение Республики Беларусь в ЕС даст новый толчок для развития экономической, политической, а также  культурной систем, которые будут  основываться на демократии и правах человека, рыночной экономике, разделении власти и верховенстве закона.

МВФ содействует поступательному  развитию экономики  Беларуси, посредством  выделения кредитов и технической  помощи, осуществляет контроль и консультирование в денежно-кредитной политике страны, а также проводит всесторонний анализ и статистику валютного баланса  Республики Беларусь.

Окончание процесса совершенствования  нормативно-правовой базы позволит Беларуси вступить в ВТО и присоединиться к мировой торговой системе, устранить  потери от дискриминации на внешних  рынках и укрепить там свои позиции.

Устойчивое и долгосрочное сотрудничество Беларуси с ЕС способствует интеграции страны в мировое сообщество, укреплению экономических и торговых связей, обеспечивает доступ к мировому рынку с большим количеством  потенциальных потребителей.

Оценивая основные экономические  показатели, МВФ улучшил прогнозы в развитии белорусской экономики. Но эти показатели могут быть  достигнуты лишь в том случае, если белорусские власти будут придерживаться жесткой кредитно-денежной политики с целью снижения инфляции и стабилизации валютного курса.

Необходимость вступления РБ в ВТО обусловлена стремлением  к сотрудничеству с различными странами. Однако Беларусь не пытается вступить в ВТО любой ценой, так как это может принести значительные издержки. При этом РБ продолжает двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг.

Сотрудничество со странами-участницами  ЕС является приоритетом внешней  политики Беларуси в сферах взаимного  интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды. Также Евросоюз является источником крупных инвестиций, современных технологий и высоких стандартов.

МВФ прогнозирует в Беларуси дальнейшие развитие экономической  политики, направленной на обеспечение  макроэкономической стабильности, для которой необходимо   реализовывать глубокие структурные реформы .

Эффект от вступления Беларуси в ВТО зависит от того, насколько твердо и последовательно Беларусь будет отстаивать свои интересы на переговорах. Насколько качественно проведет анализ последствий этого шага для различных отраслей и насколько полно учтет полученные выводы. Насколько оперативно будут проинформированы товаропроизводители о требованиях мировой торговли, насколько успешно предприниматели смогут адаптироваться к новым жестким стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. История Европейского союза/Википедия – свободная энциклопедия// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Европейского_союза. - Дата доступа: 26.11.2012
  2. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 368 с.
  3. Турбан Г. В. Внешнеэкономическая деятельность. Мн.:  Выш. шк.,1999.—211 с.
  4. Европейский союз/Министерство иностранных дел РБ// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/mulateral/organization/list/c723f8823e56d467.html. - Дата доступа 08.11.2012
  5. Хухлындина Л.М. Европейский союз: становление и развитие. – Мн.: РИВШ БГУ, 2004. – 260с.
  6. Международный валютный фонд. Основные сведения/[Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/exr/facts/rus/glancer.pdf. - Дата доступа: 08.11.2012
  7. Международный валютный фонд (МВФ) / Мировая экономика, финансы и инвестиции//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globfin.ru/articles/finance/imf.htm. – Дата доступа: 08.11.2012
  8. Взаимоотношения с Международным валютным фондом/Национальный банк республики Беларусь//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/today/InternationalCooperation/imf/. –Дата доступа: 08.11.2012
  9. Беларусь погасила третью часть основного долга по кредиту стэнд-бай МВФ/Новости//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.open.by/economics/90321. – Дата доступа: 08.11.2012
  10. Организация объединенных наций/ Международный валютный фонд// [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.un.org/ru/ecosoc/imf/  - Дата доступа: 28.11.2012
  11. Клиновская, И.А. Регулирование экспорта Республики Беларусь в условиях действия механизма Всемирной торговой организации/ И.А. Клиновская; под науч. ред. В.Ф. Медведева; Гос. науч. учреждение «Ин-т экономики НАН Беларуси». – Минск: Право и экономика, 2004. – 166с.
  12. Министерство иностранных дел/ Внешняя торговля. Беларусь и ВТО// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/wto/. – Дата доступа: 08.11.2012
  13. Лемешевский, И.М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития. Курс лекций для студентов эконом. специальностей вузов/И. М. Лемешевский. – Минск: «ФУАинформ», 2012. - 560с.
  14. Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания/РИА-новости.Справки// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20120822/728030402.html#13542940806362&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration. – Дата доступа: 08.11.2012
  15. Вступление в ВТО: два мнения/ Право. Законодательство Республики Беларусь//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/dop/valr/valr0135.htm. – Дата доступа: 28.11.2012
  16. Беларусь и страны Европы /Министерство иностранных дел Республики Беларусь/Двусторонне сотрудничество//[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/bilateral/europe/. – Дата доступа: 08.11.2012
  17. Координационное Бюро Программы ТACIS Европейского Союза в Республике Беларусь/Информация об инструментах внешней помощи ЕС//[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://cu4eu.by/ru/instruments/. – Дата доступа: 26.1.2012
  18. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Таможенная статистика. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-сентябрь 2012 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2012/yanv_sentyabr12. – Дата доступа: 28.11.2012
  19. Публикации Национального статистического комитета РБ. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2012 г. Внешняя торговля. - Минск 2012. - 30с.
  20. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Данные о внешней торговле Республики Беларусь по отдельным странам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/ftrade_countries.php. – Дата доступа: 28.11.2012
  21. Посольство Республики Беларусь в Латвийской Республике/ Торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://latvia.mfa.gov.by/rus/economics/torgecsotr.txt.-Дата доступа:26.11.2012
  22. МВФ прогнозирует прирост ВВП Беларуси в 2013 году на уровне 3,4% при инфляции 29,8%/Экономика и бизнес// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tut.by/economics/314926.html. – Дата доступа: 26.11.2012
  23. МВФ повысил прогноз роста ВВП для Беларуси /Экономика // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2012/10/09/ic_news_113_403182/. – Дата доступа: 28.11.2012
  24. Внешняя торговля Беларуси/Министерство иностранных дел// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/. – Дата доступа:28.11.2012
  25. Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь/Министерство иностранных дел РБ//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/foreign_policy/priorities/. – Дата доступа: 28.11.2012
  26. Пресс-релиз об иностранных инвестициях за январь-сентябрь 2012 г./ Национальный статистический комитет Республики Беларусь/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php. – Дата доступа: 28.11.2012
  27. Прогноз экономического развития Беларуси и СНГ по версии МВФ в 2012-2017 гг./Исследовательская Группа BusinessForecast.by// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://businessforecast.by/partners/ratings/488/. – Дата доступа: 28.11.2012
  28. Заявление миссии МВФ в Республике Беларусь. Пресс-релиз № 12/402 для немедленного выпуска 29 октября 2012 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imf.org/external/country/BLR/rr/2012/100412r.pdf. – Дата доступа: 28.11.2012
  29. Турбан Г.В. Всемирная торговая организация: основы деятельности, процедуры, опыт вступления: пособие / Г.В Турбан — Минск: Рэйплац,2008. – 116с.
  30. Новостной портал/ Экономика/Роль ВТО в международной торговле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://neznaniya.net/jekonomika/rol-vto-v-mezhdunarodnoj-torgovle/3964-preimuschestva-i-nedostatki-vstupleniya-belarusi-v-vto.html. – Дата доступа: 28.11.2012

Информация о работе Беларусь и международные экономические организации ВТО, МВФ