Безработица ее виды и особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация и обобщение знаний по проблеме безработице. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия «безработица»;
• проанализировать причины безработицы;
• выявить социально-экономические последствия безработицы;
• рассмотреть меры государственной политики в целях снижения уровня безработицы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие, формы безработицы и их специфика 4
1.2 Причины безработицы в переходной экономике 9
1.3 Определение уровня безработицы 14
2.1 Экономические последствия безработицы 16
2.2 Социальные последствия безработицы 22
3.1Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия 24
3.2 Методы борьбы с безработицей 27
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Экономическая система ''Безработица''.docx

— 66.80 Кб (Скачать файл)

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. 10Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных  предприятий нередко и по сей  день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут  под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене11. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату).12 На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.

1.3 Определение уровня безработицы

Споры по поводу определения  уровня безработицы при полной занятости  усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень  безработицы. Все население разделено  на три большие группы. В первую входят лица, не достигшие 16 лет, а также  лица, находящиеся в специализированных учреждениях – т.е. лица, которые  не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, который могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.

Уровень безработицы = (безработица/рабочая  сила) Ч 100%

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные  выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.13

Точная оценка уровня безработицы  осложняется из-за следующих факторов:

Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Рабочие, потерявшие надежду  на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.14

Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Таким образом, хотя уровень  безработицы является одним из важнейших  показателей экономического положения  страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики. 

2 Анализ социально -экономических последствий безработицы

2.1 Экономические последствия безработицы

Экономические последствия  безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические последствия безработицы  на национальном уровне, на уровне предприятий  и человека.

На национальном уровне безработица  прежде всего снижает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП). Взаимосвязь этих явлений выражена в так называемом законе Оукена. Согласно которому, если «фактический уровень безработицы превышает  естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%». Оценивая этот факт, необходимо обратить внимание на понятие «естественный уровень  безработицы». Он в экономической  теории считается нормальным в том  случае, когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения  труда, т.е. вакантных рабочих мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу (этот постулат допускает  и даже предполагает качественное несоответствие рабочих мест и работников). Естественный уровень безработицы определяется широким кругом обстоятельств социально-экономического плана: государственная инвестиционная политика, политика занятости, система служб занятости, уровень жизни в стране, размеры денежных и имущественных накоплений населения, пособия по безработице, продолжительность их выплат, развитость сети учебных заведений по переподготовке кадров, повышению квалификации, их доступность населению, готовность и способность самих людей к получению новых знаний и навыков к труду. Важную роль играет и демографическая ситуация в стране. Определенная детерминированность естественного уровня безработицы приводит к его дифференциации и колебаниям во времени в различных странах. Во время второй мировой войны естественный уровень безработицы, например, в США был равен 3–4%, в конце 80-х годов он составлял 6,4%. В Германии с начала 60-х до конца 80-х годов он вырос с 0,5 до 4%, в Японии – с 1,6 до 2,1%, в Англии – с 2,6 до 7,9% и т.д. В России, по некоторым оценкам, естественный уровень безработицы составлял 5–7%.

Сравнение показателей общего уровня безработицы и ее естественного  уровня в России и странах с  рыночной экономикой показывает, что  в нашей стране этот разрыв больше.

В конце 80-х – начале 90-х  гг. он составлял в странах с  рыночной экономикой 0,1–2,7 процентных пунктов, в России – 2,3–4,3 процентных пункта. Подобное положение определяется тем, что в нашей стране слишком  велика численность безработных, обусловленная  экономическим кризисом, так называемая циклическая безработица. И именно на основе численности таких безработных  можно определить убытки производства ВВП. Наши расчеты показали, что в 1997 г. потери от безработицы могли  составить 124–180 трлн. руб., или 4,8–6,9% к  объему производства ВВП.

Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступят государству. Это  обусловлено, с одной стороны, снижением  налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой – уменьшается  поступление налогов от физических лиц.

Безработица увеличивает  расходы государства по мере ее роста. Основная масса расходов осуществляется за счет фонда занятости. Источниками  же его пополнения являются, как  известно, не только обязательные страховые  взносы работодателей и отчисления из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических  и физических лиц. В 1993 г. расходы  государственного фонда занятости  составили 377 млрд. руб., в 1996 г. – 7284 млрд. руб., в 1997 г. – 8822 млр. руб. (в ценах  соответствующих лет) или 0,2%, 0,3% и 0,3% от ВВП. В результате, соответственно, уменьшается доля всех других участников распределения ВВП.

Рост безработицы свидетельствует  и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе  правительства.

Однако только этим роль безработицы, как фактора экономической дестабилизации, не исчерпывается. Она может выступать  как «мина замедленного действия». Речь идет здесь о современной  значительной безработице в некоторых  отраслях, возникшей по разным обстоятельствам. К числу таких отраслей, относятся  прежде всего: наука и научное  обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия  обрабатывающей промышленности. Безработица  здесь сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако, рано или  поздно, когда наступит фаза оживления  и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. Своевременно удовлетворить же его окажется невозможным. Это и приведет к задержке экономического развития страны, к ее еще более  глубокой дестабилизации. Все эти  обстоятельства сокращают возможности  инвестирования капитала и открытия новых рабочих мест, что, в свою очередь обостряет и проблему безработицы. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного  спроса и еще большая безработица  и, следовательно, безработица приводит в действие механизм кумулятивного  снижения деловой активности.

Для отдельного человека безработица  означает прежде всего потерю постоянного  и регулярно получаемого дохода. В России, где доходы находятся  на низком уровне и человек не имеет  возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств  существования грозит большой бедой.

Последствием безработицы  надо считать и усиление конкуренции  между работниками на рынке труда  за наиболее престижные рабочие места. Высокий уровень конкуренции  ведет к тому, что отдельные  и достаточно большие группы населения  вынуждены занимать не престижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в таких условиях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Демократические, гуманистические принципы организации труда предполагают, что полная занятость означает предоставление человеку не просто рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

В связи с безработицей определенные потери несут и все  работающие. Если в 1993 г. на одного занятого приходилось 5,3 тыс. руб. из государственного фонда занятости, то в 1996 г. – 110,4 тыс. руб., в 1997 г. – 137,4 тыс. руб. (в ценах  соответствующих лет) или, соответственно, в процентах к годовой средней  заработной плате 0,7, 1,1 и 1,0%. Хотя, конечно, здесь надо иметь в виду неизменность ставки платы в фонд занятости. Но, как мы уже отмечали, есть и другие источники его формирования.

Оценивая последствия  безработицы для человека, нельзя забывать и того, что длительное время трудоспособное население  в России практически не сталкивалось с этим явлением. Труд был дефицитным фактором производства. В этих условиях трудящиеся имели определенные преимущества по сравнению с непосредственным работодателем. Они обладали определенной свободой действий. В условиях дефицитности труда работники при определенных условиях могли «диктовать» работодателю свои более выгодные для них условия  труда, его нормирования, оплаты и  т.д. Сегодня решение таких вопросов происходит иными методами.

Оценивая экономические  последствия безработицы, нельзя согласиться  с утверждением, встречающимся в  литературе, что безработица может  стать фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Нам представляется, что  подобная точка зрения не имеет достаточных  оснований. Не требует доказательства тот факт, что если человек знает, что завтра он может быть уволен и что устроиться на работу в данном и близлежащих населенных пунктах очень трудно, то он при всем желании не обеспечит необходимой эффективности и качества труда. В этих условиях нельзя создать и стабильный производственный коллектив – важнейшее условие высококачественной работы, а, следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы работника направлены на поиск «надежного» места работы. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Информация о работе Безработица ее виды и особенности в РФ