Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация и обобщение знаний по проблеме безработице. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия «безработица»;
• проанализировать причины безработицы;
• выявить социально-экономические последствия безработицы;
• рассмотреть меры государственной политики в целях снижения уровня безработицы в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие, формы безработицы и их специфика 4
1.2 Причины безработицы в переходной экономике 9
1.3 Определение уровня безработицы 14
2.1 Экономические последствия безработицы 16
2.2 Социальные последствия безработицы 22
3.1Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия 24
3.2 Методы борьбы с безработицей 27
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Обеспечение занятости и
массовая безработица находятся
под контролем государства. Оказывается
легче приостановить
Наряду с этим расширяется
“ исход ” ранее
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.17
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спец. учета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные
и неэффективные формы
Предстоит признать приоритет
социального партнерства по закону
над государственным
Государственные гарантии незанятому
населению должно заменить обязательное
страхование структурной и
Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.19
По мере углубления реформ
число безработных должно возрастать
в прямой пропорции с повышением
эффективности производства и реальной
оплаты за труд. Более того, необходимо
форсировать структурную
Для реализации государственной
политики в области занятости
населения и обеспечения
В связи с этим, нового
определения потребовало
Законодательство
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
Анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую
силу, информирование населения и
работодателей о состоянии
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления
этих задач необходимо комплексное
внедрение автоматизации в
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам
в выборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень
профессиональной подготовки занятого
населения достаточно низок, несмотря
на довольно высокий общеобразовательный
уровень: в промышленности, например,
78% работников имеют среднюю квалификацию,
5% - высокую и 17% - низкую. При значительном
высвобождении с предприятий
работников потребуется организация
курсов ускоренной их подготовки и
переобучения по краткосрочной программе.
Основным принципом обучения, в том
числе и через систему служб
занятости, должно стать "непрерывное
образование". На базе действующих
учебных заведений необходимо создать
межреспубликанское учебное заведение
для переподготовки и повышения
квалификации высвобождаемых работников
и незанятого населения. Служба занятости
и соответствующие органы по подготовке
кадров, исходя из потребностей административно-
Оказание услуг в
В связи с этим необходима
разработка новой концепции развития
системы профориентации, охватывающей
все категории населения, определения
статуса различных звеньев этой
системы, перспективы развития сети
центров профориентации и психологической
поддержки. Профориентационные услуги
должны предоставляться не только учащейся
молодежи, но и рабочим гражданам,
желающим сменить профессию. Это
требует развитие сети профконсультационных
подразделений, входящих в службу занятости.
В связи с новыми функциями
системы профориентации изменяются
и требования к работникам службы
занятости. Сейчас необходимы специалисты
для оценки ситуации в сфере занятости,
прогноза занятости, разработки программ
и организации общественных работ;
по профессиональной ориентации взрослого
населения и организации
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата стоимости
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной
службы занятости значительно
Данная работа посвящена одной из актуальных тем современной экономической науки – проблеме безработицы.
Безработица
представляет собой сложное социально-
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы считается неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения.
Главными
стратегическими целями регулирования
занятости в России должны быть не
поддержание и стимулирование общего
уровня занятости населения в
народном хозяйстве на базе его неизменной
структуры (либо сокращение уровня официальной
безработицы), а повышение экономической
и социальной эффективности занятости
за счет изменения ее структуры, форм,
создание условий для развития человеческого
капитала страны, совершенствование
экономических отношений